Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 5 классе"Синтаксис и пунктуация"»
учитель русского языка
МБОУ АСОШ № 1
Кинжитаева Гульайым Кумарбековна
С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ,
РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ,
ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО,
ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ,
ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И,
СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
2
2
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
сделай же её интересной и полезной.
3
3
Если ты учишься с увлечением , работаешь охотно , отдыхаешь умело ,- жизнь строишь правильно . Сделай же её интересной и полезной !
4
4
С и нт а ксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения.
Пункту а ция (от лат. р unctum – «точка»).
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
5
5
. – точка ? – вопросительный знак ! – восклицательный знак … - многоточие , - запятая ; - точка с запятой : - двоеточие - -тире ( ) – скобки двойные (круглые) « » - кавычки двойные
6
6
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным : в лесу,около дома
- подлежащее и сказуемое: Наступила ночь.
- сочетания слов в составе фразеологизмов: сломя голову
Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании
- Образец : хоромы князя – княжеские хоромы.
- Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя, банка из-под консервов, книги для детей, собрание класса, библиотека школы, берег моря, опушка леса, обложка книги.
Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов .
Писатель И.С.Соколов - Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов ² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.
Самостоятельная работа
Составьте текст. Разбейте слова на предложения.
- Пришёл золотой осень птицы полететь юг поля собирать урожай скоро наступить зима.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.
Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.
Обратите внимание на знаки препинания.
Сколько предложений в тексте?
Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? Какие еще знаки конца предложения вы знаете? Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.
11
11
- С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив уже меркнут звезды.
Раннее утро.
- С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. Трава седеет от первого утренника. Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звезды.
Что мне понравилось на уроке?
Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:
1. Все.
2. Ничего.
3. Составлять предложения из слов.
4. Отвечать на вопросы.
5. Работать с текстом.
6. Узнавать новое о русском языке.
14
14
15
15