Урок алгебры на 1 курсе ГСВУ МВД России
ВЕРОЯТНОСТЬ
РАВНОВОЗМОЖНЫХ СОБЫТИЙ
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.
Английский поэт Уордсворт
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Из истории теории вероятностей.
То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что не знаем, — бесконечно.
Лаплас Пьер Симон
Развитие естествознания и техники точных измерений, военного дела и связанной с ней теории стрельбы, проблемы других наук ставило перед учеными конца XIX века все новые и новые задачи теории вероятностей. Появляется много научных трудов, учебных пособий, в которых целые главы посвящены теории вероятностей.
Цели урока:
1. Ввести понятия «события», «случайные»,
«достоверные», «равновероятные»,
«равновозможные события».
2. Научиться вычислять вероятность случайных
событий
3. Развивать познавательный интерес и эрудицию и
логическое мышление.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Немного повторения
Из предметного указателя:
Вероятность поражения цели 222, 243
— — — , когда имеется n снарядов 245
— — — комплексом 445
— — — одной ракетой 389
— — — очередью из n снарядов 389
— — — при одном выстреле 204, 210, 220
— — — , расчет графическим методом 212
— — — , расчет по методу приведенных зон 212
— — — , сравнение приближенного метода расчета с методом приведенных зон 215
Вероятность пропуска цели необстрелянной 27
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ
Задание 1 Выбери верное определение
1. События, которые в процессе наблюдения могут произойти или не произойти называют
- Неизбежными
- Случайными
- Будущими
Случайными
2. Игральный кубик подбрасывали 100 раз. На верхней грани кубика 6 очков выпало 17 раз (это частота события). Отношение частоты к количеству испытаний называют:
- Абсолютным числом события
- Относительной частотой события
- Возможностью события
Относительной частотой события
А=
Выбери верное определение
3. Раздел математики, который изучает закономерности случайных событий
- Теория статистики
- Теория чисел
- Теория вероятностей
Теория вероятностей
4. Мера объективной возможности появления случайного события
- Вероятность события
- Невозможность события
- Исход события
Вероятность события
Зарождение теории вероятностей произошло в поисках на ответ:
как часто наступает то или иное событие в большом количестве происходящих в одинаковых условиях испытаний со случайным исходом ?
Методы теории вероятностей применяются : в информатике, физике, военном деле, атрономии, биологии, медицине и многих других областях
В партии из 100 деталей обнаружено 12 нестандартных деталей. Какова относительная частота появления нестандартных деталей?
Задание 2
Вычислите:
В 2017 году в городе Дмитров е было 46 солнечных дней.
Какова относительная частота солнечных дней в указанные два месяца?
Событие
- любое явление, которое происходит или не происходит
пример: изменение погоды
- результаты испытаний (опытов), наблюдений и измерений, производимых людьми
пример: измерение температуры воздуха
СОБЫТИЕ
случайное достоверное невозможное
то, которое в данных условиях может произойти, а может не произойти
то, которое в данных условиях произойти не может
то, которое в данных условиях обязательно произойдет
Задачи
В мешке лежит 12 шаров: 3 синих, 4 желтых и 5 красных. Какие из следующих событий являются случайными , достоверными и невозможными и почему:
А) из мешка вынули 4 шара и все они синие;
Б) из мешка вынули 5 шаров и все они красные;
В) из мешка вынули 4 шара, и все они оказались разного цвета;
Г) из мешка вынули 3 шара, и среди них не оказалось шара зелёного цвета.
Три господина, придя в ресторан , сдали в гардероб свои шляпы.
Расходились они по домам последними, и притом в полной темноте,
поэтому разобрали свои шляпы наугад . Какие из следующих событий
случайные, невозможные, достоверные?
А: «каждый надел свою шляпу».
В: «все надели чужие шляпы».
С: « двое надели чужие шляпы , а один - свою».
D: « двое надели свои шляпы , а один - чужую».
ОТВЕТ : события А,В,С – случайные,
событие D - невозможное
В корзине лежало 3 красных и 3 жёлтых яблока. Из сумки наугад вынимают яблоко. Среди следующих событий укажите случайные, достоверные, невозможные события.
А: Вынуто красное яблоко
СЛУЧАНЫЕ
В: Вынуто жёлтое яблоко
НЕВОЗМОЖНОЕ
С: Вынуто зелёное яблоко
D: Вынуто яблоко
ДОСТОВЕРНОЕ
Чтобы найти каковы шансы наступления события А в данной ситуации , необходимо:
- найти общее количество исходов этой ситуации ;
- найти количество возможных исходов, при которых
произойдёт событие А;
- найти ,какую часть составляют возможные исходы
от общего количества исходов.
1
6
2
4
5
3
Сравните возможность наступления следующих событий,
используя при этом выражения : « более вероятно »,
« менее вероятно » , «равновероятно»
событие
Число возможных исходов
Общее число исходов
Доля возможных исходов
1
6
А: « выпало число 4»
6
1
В: « выпало число 3»
6
0
0
С: « выпало число 7»
6
2
D: выпало число кратное 3
3
6
Е: «выпало чётное число»
События А и В равновероятные .
Событие D менее вероятно чем событие Е .
Событие D более вероятно, чем событие В .
Событие
Совместные Несовместные
два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно.
те, которые не могут происходить одновременно.
События
1) наступила весна; 2) наступило лето;
3) на небе солнце; 4) подул ветер;
5) на небе месяц; 6) пошел дождь;
7) листопад.
Задание: составьте все возможные пары совместных и несовместных событий.
Примеры событий
- Событие А : выпадение на верхней грани одного из чисел – 1, 2, 3, 4, 5, 6.
- Событие В : выпадение числа очков, кратного 2.
- Событие С : при бросании кубика выпадет 8 очков.
Для каждого из событий определить, каким оно является:
- В 2014 году состоялась олимпиада в Сочи;
- 5 июня в Грозном будет гроза;
- после 3 урока будет 4 урок;
- ребенок в 5 лет поступает в институт;
- зимой выпадает снег;
- при включении компьютера, вентилятор сломается;
- вы плаваете в Волге, а навстречу вам плывет акула
исходы
Равновозможные Неравновозможные
Если шансы этих исходов
одинаковы
Примеры:
1) появление определенного количества очков при бросании игрального кубика;
2) куб «упал на желтую грань» и куб «упал на синюю грань»;
3) «приземление» куба на одну из граней.
Если шансы этих исходов
не одинаковы
Ошибка Даламбера
Задача:
Найти вероятность того, что при подбрасывании двух монет на обеих монетах выпадут решки.
Решение, предложенное Даламбером:
Верное решение:
При бросании равновозможными являются следующие пары: (о,о). (о,р) (р,р), (р,о)
Событие А: на обеих монетах выпадут решки. Благоприятным является один исход.
Значит, Р(А) = ¼
Опыт имеет три равновозможных исхода: 1. обе монеты упали на «орла»; 2. обе монеты упали на «решку»; 3. одна из монет упала на «орла», другая на «решку». Из них благоприятными для нашего события будет один исход, поэтому искомая вероятность равна 1/3.
Задание 3 Вероятность = число благоприятных исходов общее число исходов
Задача 1.
Из 100 лампочек 3 бракованные. Какова вероятность купить исправную лампочку? Неисправную?
Задача 2.
В ящике лежат 3 красных шара, 9 белых шаров, 10 зелёных и 7 коричневых. Из ящика вынимают 1 шар. Какова вероятность того, что шар окажется цветным (не белым).
Ответ: 0,97
Ответ: 20/29
Задача 3 .
Из 50 точек 17 закрашены в синий цвет, а 13 – в оранжевый цвет. Найти вероятность того, что случайным образом выбранная точка окажется закрашенной.
Ответ: 0,6
Задача 4.
Случайным образом выбирают 1 букву из русского алфавита. Какова вероятность того, что это будет буква «А»?
Ответ: 1/33
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Какова вероятность того, что при бросании двух кубиков сумма выпавших на них очков будет меньше 10?
Работа по карточкам Задания из открытого банка ГИА
Домашнее задание
Страница 191-196 учебника п. 35 §12 прочитать.
«Я сдам ОГЭ» стр. 76. Домашняя (зачетная) работа 16 (задачи 1-10).
РЕФЛЕКСИЯ
Подведение
итогов
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Меня удивило…
- Теперь я могу…
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.
Английский поэт Уордсворт