СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку внеклассного чтения "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский презентационный материал к уроку внеклассного чтения "Эхо войны  в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку внеклассного чтения "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты"»

Если вы есть — будьте первыми, Первыми, кем бы вы ни были.  Из песен — лучшими песнями,  Из книг — настоящими книгами   Роберт Рождественский

Если вы есть — будьте первыми, Первыми, кем бы вы ни были. Из песен — лучшими песнями, Из книг — настоящими книгами Роберт Рождественский

Сигнальщик - тот, кто подает и принимает какие-л. сигналы.  Горнист - тот, кто подает сигналы на горне

Сигнальщик - тот, кто подает и принимает какие-л. сигналы. Горнист - тот, кто подает сигналы на горне

Цель урока:  раскрыть нравственную основу повести: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему; милосердие, жертвенность, чувство памяти о поколении восемнадцатилетних, ушедших на защиту Родины в годы ВОВ.

Цель урока:

раскрыть нравственную основу повести: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему; милосердие, жертвенность, чувство памяти о поколении восемнадцатилетних, ушедших на защиту Родины в годы ВОВ.

«Эхо войны» в повести А.Г. Алексина «Сигнальщики и горнисты»  И мы продолжим пламенную повесть.  Сигналит нам встревоженная совесть.  Н. Добронравов

«Эхо войны» в повести А.Г. Алексина «Сигнальщики и горнисты»

И мы продолжим пламенную повесть. Сигналит нам встревоженная совесть. Н. Добронравов

С 1993 года живет в Израиле  «Душа моя ни на единственный день не расстается с Россией…»

С 1993 года живет в Израиле

«Душа моя ни на единственный день не расстается с Россией…»

" Третий в пятом ряду», "Говорит седьмой этаж", "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле", А тем временем где-то…», "Звоните и приезжайте! "Безумная Евдокия", «, "В державе вечных каникул", "Обратный адрес", Десятиклассники» и другие

— В Москве, в доме по соседству с нами, жила девочка Вера. Когда началась война, она дежурила во время налетов на крыше, ее сбросило взрывной волной. Я не мог ее забыть... «Сигнальщиков и Горнистов» писал на одном дыхании» (см. «Пионерскую правду» за 1987 г., № 112).   Это знак памяти писателя о его сверстниках, их лишениях и вовсе не детских страданиях, о его близких друзьях юности, погибших на войне.

В Москве, в доме по соседству с нами, жила девочка Вера. Когда началась война, она дежурила во время налетов на крыше, ее сбросило взрывной волной. Я не мог ее забыть... «Сигнальщиков и Горнистов» писал на одном дыхании» (см. «Пионерскую правду» за 1987 г., № 112). Это знак памяти писателя о его сверстниках, их лишениях и вовсе не детских страданиях, о его близких друзьях юности, погибших на войне.

Коллективная работа  Определите, кому из героев принадлежит высказывание (вспомните обстоятельства), и соотнесите его с одной из обозначенных в колонке проблем.

Коллективная работа Определите, кому из героев принадлежит высказывание (вспомните обстоятельства), и соотнесите его с одной из обозначенных в колонке проблем.

Чьи это слова и при каких обстоятельствах сказаны:  Доброта иногда делает человека беззащитным, а отчаянность - безрассудным!  Хорошо должно быть не всем подряд- хорошо должно быть хорошим.  Врач не только профессия, но образ жизни.   Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри.  Стучатся в дверь, когда есть нужда!  Трусы могут любить… Но прежде всего себя!.. Страх умерщвляет в них любые другие чувства.  Ненавижу войну!  Вечная память героям!

Чьи это слова и при каких обстоятельствах сказаны: Доброта иногда делает человека беззащитным, а отчаянность - безрассудным! Хорошо должно быть не всем подряд- хорошо должно быть хорошим. Врач не только профессия, но образ жизни.  Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри. Стучатся в дверь, когда есть нужда! Трусы могут любить… Но прежде всего себя!.. Страх умерщвляет в них любые другие чувства. Ненавижу войну! Вечная память героям!

Основные проблемы повести  Последствия войны  Проблема памяти  Проблема нравственного взросления личности;  Проблема долга, нравственного выбора;  Проблема гуманного отношения к людям;  Проблема ответственности за свои поступки;  Проблема одиночества и др.

Основные проблемы повести Последствия войны Проблема памяти Проблема нравственного взросления личности; Проблема долга, нравственного выбора; Проблема гуманного отношения к людям; Проблема ответственности за свои поступки; Проблема одиночества и др.

Как раскрывается в повести тема памяти павших в Великой Отечественной войне?
  • Как раскрывается в повести тема памяти павших в Великой Отечественной войне?
Образ Пети Перова Что вы можете сказать о Пете Перове? В какой семье воспитывался Петя? Как прозвали квартиру Пети?  Каждый из живущих в его доме ребят был человеком с большой буквы.

Образ Пети Перова

  • Что вы можете сказать о Пете Перове?
  • В какой семье воспитывался Петя?
  • Как прозвали квартиру Пети?

Каждый из живущих в его доме ребят был человеком с большой буквы.

«Идеальных нет? А мои мальчишки?..»  Юные герои войны Групповая работа Составьте небольшой рассказ об учениках Екатерины Ильиничны, пользуясь фрагментами повести

«Идеальных нет? А мои мальчишки?..» Юные герои войны

Групповая работа

Составьте небольшой рассказ об учениках Екатерины Ильиничны, пользуясь фрагментами повести

 В.Б.  Володя Бугров.  Будущий математик. Говорил всегда правду, всегда в очередь становился, никого не толкал. Помогал товарищам на контрольных и во внеурочное время. Академиком бы мог стать. Погиб на фронте.

В.Б. Володя Бугров. Будущий математик. Говорил всегда правду, всегда в очередь становился, никого не толкал. Помогал товарищам на контрольных и во внеурочное время. Академиком бы мог стать. Погиб на фронте.

С.Н. Серёжа Нефёдов. Он разводил цветы, носил после уроков 6 портфелей, освобождая девчонок от физических напряжений, приколачивал им каблуки во время танцев. Рисовал прекрасно. Он и Таню изобразил на картине, назвав «Неизвестная с портфелем». Погиб на фронте.

С.Н. Серёжа Нефёдов.

Он разводил цветы, носил после уроков 6 портфелей, освобождая девчонок от физических напряжений, приколачивал им каблуки во время танцев. Рисовал прекрасно. Он и Таню изобразил на картине, назвав «Неизвестная с портфелем». Погиб на фронте.

С. Саша Лепёшкин. Любил малышей, но был стеснительным. Украдкой первоклассников катал на санках. Мама его работала уборщицей в школе. Он не стеснялся этого, помогал ей мыть полы. Жили они очень скромно, всё в доме было самодельное: приёмник, шкафы, табуретки. Будущий Макаренко-педагог. Погиб на фронте.

С.

Саша Лепёшкин. Любил малышей, но был стеснительным. Украдкой первоклассников катал на санках. Мама его работала уборщицей в школе. Он не стеснялся этого, помогал ей мыть полы. Жили они очень скромно, всё в доме было самодельное: приёмник, шкафы, табуретки. Будущий Макаренко-педагог. Погиб на фронте.

Дима Савельев. Пропал на войне без вести. Мать ждёт его до сих пор. Диме пророчили судьбу Пржевальского, он отвечал: «Хоть бы лошадью его стать, поскакать по белу свету». Каждое лето уходил с отцом в горы. Он хотел, чтобы между ребятами утвердилось альпинистское братство.  На картах дальние маршруты прокладывал, а пропал под Наро-Фоминском.

Дима Савельев.

Пропал на войне без вести. Мать ждёт его до сих пор. Диме пророчили судьбу Пржевальского, он отвечал: «Хоть бы лошадью его стать, поскакать по белу свету». Каждое лето уходил с отцом в горы. Он хотел, чтобы между ребятами утвердилось альпинистское братство. На картах дальние маршруты прокладывал, а пропал под Наро-Фоминском.

Боря Лунько    Он любил животных. Подкармливал всех бедняжек. Три-четыре собаки у него прижились в доме. Когда Боря ушёл на фронт, то собаки долго его ждали у школьного крыльца. Борина мама ухаживала за ними, пока были силы. Боря погиб на «Дороге жизни» под Ленинградом

Боря Лунько Он любил животных. Подкармливал всех бедняжек. Три-четыре собаки у него прижились в доме. Когда Боря ушёл на фронт, то собаки долго его ждали у школьного крыльца. Борина мама ухаживала за ними, пока были силы. Боря погиб на «Дороге жизни» под Ленинградом

Андрей Добровольский  Единственный брат Нины Васильевны, после смерти Тани семнадцати лет ушел на войну и погиб, бросая вызов немецкому танку. Деликатнейший был Горнист. Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! Тут он не медлил… Сколько ему доверяли тайн! Но сам в тайники не лез. Никогда!.. И горнил осторожно, чтобы не оглушить окружающих. Попросят у него нарядную куртку, чтобы Таню в кино пригласить, а он заодно и свитер свой предлагает. Хоть сам был влюблен… Попросят первый том «Графа Монте-Кристо», а он оба несет. Безотказный был парень!

Андрей Добровольский Единственный брат Нины Васильевны, после смерти Тани семнадцати лет ушел на войну и погиб, бросая вызов немецкому танку. Деликатнейший был Горнист. Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! Тут он не медлил… Сколько ему доверяли тайн! Но сам в тайники не лез. Никогда!.. И горнил осторожно, чтобы не оглушить окружающих. Попросят у него нарядную куртку, чтобы Таню в кино пригласить, а он заодно и свитер свой предлагает. Хоть сам был влюблен… Попросят первый том «Графа Монте-Кристо», а он оба несет. Безотказный был парень!

Таня Ткачук  Красавица, в которую были влюблены втайне все юноши 10 класса Екатерины Ильиничны. Она была доброй. Всегда стремилась помочь. Однажды на покинутый фронт на крыше встала Таня. Она скинула все зажигалки, спасла свой дом. Но взрывная волна от фугаски сбросила Таню вниз.

Таня Ткачук Красавица, в которую были влюблены втайне все юноши 10 класса Екатерины Ильиничны. Она была доброй. Всегда стремилась помочь. Однажды на покинутый фронт на крыше встала Таня. Она скинула все зажигалки, спасла свой дом. Но взрывная волна от фугаски сбросила Таню вниз.

Чего достойны ушедшие со школьной скамьи на фронт ребята?

Чего достойны ушедшие со школьной скамьи на фронт ребята?

 Образ Пети Перова   Почему Екатерина Ильинична «придумала» для Пети «прозвища» — Горнист и Сигнальщик? Какая мысль пришла Пете Перову в ходе разговора с Надеждой Емельяновной об авторах писем к Танюше?

Образ Пети Перова

Почему Екатерина Ильинична «придумала» для Пети «прозвища» — Горнист и Сигнальщик?

Какая мысль пришла Пете Перову в ходе разговора с Надеждой Емельяновной об авторах писем к Танюше?

Какую характеристику дает Екатерина Ильинична своим ученикам? Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно –спасти нашу землю — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно...»

Какую характеристику дает Екатерина Ильинична своим ученикам?

Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно –спасти нашу землю — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно...»

 Я вернулся домой. Мамы не было. Я вновь распеленал доску, прислонил ее к окну.  На дереве солнцем было написано:  «Здесь жили, прямо из школы ушли на войну и геройски погибли  Владимир Бугров Александр Добровольский Александр Лепешкин Борис Лунько Сергей Нефедов Дмитрий Савельев Таня Ткачук  Вечная память героям!» - И Екатерине Ильиничне, у которой они учились…- добавил я вслух.  Прошло много лет. Но каждый раз, входя в наш дом или покидая его, я смотрю на потемневшую уже дубовую доску и мысленно говорю: «Вечная память… Ненавижу войну!»

Я вернулся домой. Мамы не было. Я вновь распеленал доску, прислонил ее к окну.

На дереве солнцем было написано:

«Здесь жили, прямо из школы ушли на войну и геройски погибли

Владимир Бугров

Александр Добровольский

Александр Лепешкин

Борис Лунько

Сергей Нефедов

Дмитрий Савельев

Таня Ткачук

Вечная память героям!»

- И Екатерине Ильиничне, у которой они учились…- добавил я вслух.

Прошло много лет. Но каждый раз, входя в наш дом или покидая его, я смотрю на потемневшую уже дубовую доску и мысленно говорю: «Вечная память… Ненавижу войну!»

     Итог урока:  Всей своей повестью А.Г. Алексин утверждает необходимость прочной , непрерывной, духовной связи поколений, сохранение высоких нравственных идеалов  наших дедов и прадедов, приумножение главных жизненных ценностей.

Итог урока: Всей своей повестью А.Г. Алексин утверждает необходимость прочной , непрерывной, духовной связи поколений, сохранение высоких нравственных идеалов наших дедов и прадедов, приумножение главных жизненных ценностей.

Письма… Фотографии в альбоме… Смотрят парни матерям в глаза. Матери их мёртвыми не помнят – Оттого и верят в чудеса.    

Письма…

Фотографии в альбоме…

Смотрят парни матерям в глаза.

Матери их мёртвыми не помнят –

Оттого и верят в чудеса.

 

 

Все они их видят молодыми, Сильными, как двадцать лет назад… А в округе на родное имя Столько откликается ребят…  

Все они их видят молодыми,

Сильными, как двадцать лет назад…

А в округе на родное имя

Столько откликается ребят…

 

Разных – незнакомых и знакомых, Никогда не знавшихся с войной, Ждут их тёзок матери домой И глядят на карточки в альбомах.

Разных – незнакомых и знакомых,

Никогда не знавшихся с войной,

Ждут их тёзок матери домой

И глядят на карточки в альбомах.

Парни там – смешливы и красивы, Где им было знать, что скоро в бой. В двадцать лет они спасли Россию! Ну, а что свершили мы с тобой?

Парни там – смешливы и красивы,

Где им было знать, что скоро в бой.

В двадцать лет они спасли Россию!

Ну, а что свершили мы с тобой?

 Письмо солдату …

Письмо солдату …

«Вечная память… Ненавижу войну!»   Будьте сигнальщиками и горнистами !!!

«Вечная память… Ненавижу войну!» Будьте сигнальщиками и горнистами !!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!