Формирование ЗОЖ – важная часть школьного и семейного физического воспитания Гуляева Г.Г., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского
Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) среди 5 основных направлений модернизации и развития системы общего образования страны назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников .
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности
В.А.Сухомлинский
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой.
Согласно данным Министерства
образования России
85% - число детей среди новорожденных с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья
Свыше 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации.
94,5% (из 6 миллионов школьников в возрасте 15 - 17 лет, прошедших профилактические осмотры) имеют различные заболевания, из них
30% имеют наличие болезней, ограничивающих выбор профессии.
30 - 36% из числа 15-летних мальчиков отстают по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет.
Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям
Цель инновационных процессов
Повышение качества образования и укрепление здоровья учащихся в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования
Современная экономическая и социальная действительность требует подготовки принципиально нового типа выпускника школы – человека инициативного, способного к постоянному обновлению знаний , умеющего нестандартно мыслить , и в то же время – законопослушного, умеющего заботиться о своем здоровье
Семья все чаще выступает заказчиком в выборе образовательных программ, поскольку, в определенном смысле, является гарантом материального благополучия школы, при этом устраняется от воспитательной работы , ссылаясь на отсутствие времени для этого.
Новые нестандартные подходы к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения
- разработка и реализация новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды;
- формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Основу такого подхода к определению здоровья составляет принцип системности .
Здоровье детей – одна из острых проблем современной жизни .
Требуются усилия:
► врачей;
► психологов;
► валеологов;
► медицинских работников ОУ;
► педагогов и других специалистов;
► родителей.
Формирование здорового
образа жизни людей – актуальная проблема современного общества становится
ЗОЖ - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиции ценности здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и деятельности.
Именно в семье начинает формироваться характер отдельного человека и народа в целом. В то же время она — малая социальная группа, которая играет огромную роль в воспитании и становлении личности, является проводником ценностей и норм поведения, принятых в обществе.
В результате семья выполняет комплекс функций, среди которых главными являются воссоздание человеческой жизни, воспитание человека, труд и восстановление затраченных физических и духовных сил.
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Где нет здоровых традиций, там не может быть духовного здоровья, а значит, и физического тоже.
Физическое воспитание – одно из основных направлений совместной работы школы и семьи по формированию ЗОЖ
Факторы здорового образа жизни:
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня;
- двигательная активность;
- отказ от вредных привычек.
Физическое воспитание –
целенаправленная работа по укреплению здоровья учащихся, развитию двигательных умений и навыков и физических качеств личности (ловкости, быстроты, выносливости).
В процессе физического воспитания должны решаться следующие задачи:
1) содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся; 2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; 3) содействие развитию двигательных качеств; 4) воспитание морально- волевых качеств; 5) формирование гигиенических знаний, умений, навыков; 6) пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
Формы физического воспитания в школе
У величении объема двигательной активности школьников принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, спортивный час и др.), внеклассной физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работе.
Среди важных составляющих воспитательного потенциала семьи выделяет: личный пример родителей , их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции, образ жизни семьи , ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения , эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи.
Ура !
Вперед к здоровью!
Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы нравственного
и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем возрасте. Поэтому
усилия школы и семьи должны идти параллельно,
взаимообогащая друг друга.
- Таким образом, здоровье детей, их самореализация, а также формирование бережного отношения к своему здоровью будет зависеть:
- во-первых, от атмосферы в семье , в том числе и от системы внутрисемейных отношений . От образа жизни , который ведет семья, каковы традиции в семье , какое в целом отношение к здоровью индивидуальному и общественному в семейной среде.
Цель : Воспитание всесторонне развитой, нравственно и физически здоровой личности.
Работа с родителями
Родительские собрания, диспуты, круглые столы по вопросу физического воспитания, выполнение различных тестов и психолого-педагогических методик , например, «Жизнь ребенка и его успехи в школе», «Один день жизни подростка», «Оценка качества жизни», практические занятия , (комплексы коррекции осанки, снятия напряжения, гимнастику для глаз и т.п.), «Домашний стадион» Применение таких форм взаимодействия с родителями способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует у родителей педагогическое мышление .
Вовлекать родителей в активный творческий процесс по выработке единых подходов семьи и школы в воспитании здорового образа жизни подростков. Проводить совместные мероприятия.
Воспитание в семье, тогда как роль педагога состоит в том, чтобы помочь родителям найти тот путь в воспитании своих детей, который не ущемлял бы достоинства каждого члена семьи.
Понимая, что для сохранения и укрепления здоровья детей есть достаточно много путей, но при этом только системное и комплексное их использование в школе и семье может гарантировать сохранение здоровья подростков в последующие годы.
Сотрудничество школы и семьи будет протекать успешно и способствовать приобщению подростков к здоровому образу жизни при соблюдении следующих условий: формирование отношения у школьников к здоровому образу жизни как ценности усилиями школы и родителей; организации сотрудничества семьи и школы на основе деятельностного подхода; учет учителем особенностей семьи и семейного воспитания при организации сотрудничества семьи и школы.
Организация целенаправленного сотрудничества семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни является необходимым условием сохранения и приумножения здоровья детей.