МБОУ
«Прогимназия «Радуга»
Малявина
Лариса Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
заместитель директора
по методической работе
Коммуникативно-мыслительные техники и приёмы
понимания текста
Проблемы речи детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса
и темп речи и т. д.
Ф ГОС ДО и НОО
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к разным видам творчества.
Мы понимаем не текст,
а мир, стоящий за текстом.
А.А.Леонтьев
Смысловое чтение-
умение воспринимать текст как единое смысловое целое
(точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Коммуникативно - мыслительные техники и приёмы понимания текста
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский
Мнемотехника.
запоминание
и воспроизведение
информации
помогает выстраивать:
последовательность рассказа
наполняемость рассказа
Структура мнемотехники
Где можно использовать мнемосхемы?
Обогащение словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Разучивание стихотворений,
скороговорок, чистоговорок
Отгадывание загадок
Метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования
Составление сравнений
Составление описательных рассказов
Составление рифмовок
Составление загадок
Составление сказок
Модель составления сравнений
«Котенок по цвету серый,
такой же серый, как слоненок»
МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК
1 . Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия)
Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов
Какое?
Что такое же?
Яркое
Лампа
Круглое
Колесо
Жаркое
Огонь
Вставка слов – связок А НЕ
2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие.
Объект→ Схожий объект→ Отличие
На что похожа?
Чем отличается?
Забор
Нельзя лазить
Пила
Не пилит
Трава
Не растёт
Вставка слов – связок КАК, НО
3. Модель работы по прямой аналогии.
Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект
Что делает?
Кто (что) делает то же действие
Летает
Самолёт
Пищит
Мышка
Кусается
Собака
Вставка слов – связок А, НЕ
Описательные рассказы по лексическим темам.
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж
Коммуникативно-мыслительная техника понимания текста:
До чтения:
автор, тематика произведений
заголовок
вероятностное прогнозирование темы ( о чём?) и главной мысли (чему учит?)
Во время чтения:
- Первичная смысловая версия
(после чтения текста)
Карта диагностики уровней понимания
0 уровень – пересказ или полное непонимание 1 уровень – выделение тем в тексте или понимание через характеристику персонажей
2 уровень – частичное понимание части текста,
не фиксируется главный смысл
3 уровень - выделение основной идеи текста
2. Углубленное понимание
(работа в группах)
Приём «фишбоун»
Развивает умение работать с источником информации, сравнивая, обобщая и делая выводы;
Дневник двойных записей
1.Учитель дает указание учащимся
разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны
в левой части записать моменты, которые
поразили, удивили, напомнили о каких-то
фактах, вызвали какие- либо ассоциации;
в правой – написать лаконичный
комментарий:
почему именно этот момент удивил,
какие ассоциации вызвал,
на какие мысли натолкнул.
Ассоциативный куст
Чтение с пометками ( инсерт)
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило),
хочу узнать больше.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто…?
Дайте несколько объяснений, почему...?
Что…?
Почему Вы считаете…?
Когда…?
В чем различие…?
Может…?
Предположите, что будет, если…?
Будет…?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Согласны ли Вы…?
«Варианты развития событий»
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала?
Вариант 1
Вариант 1
Вариант 1
Схематичная модель «дерева предсказаний»
3. Обсуждение и выход на целостную смысловую версию.
Техника коммуникативного боя.
Критерии коммуникативного боя:
- убедительность
- аргументация
- содержание
- опровержение
- стиль и риторика
- работа в команде
4. Целостная смысловая версия:
сравнение первичной и конечной версии идеи текста.
5. Рефлексия: что помогло нам правильно понять текст?
Е.Пермяк
« Случай с кошельком»
- Энциклопедия одного слова»
- Феномен
- Корзина идей
- Кластер
- Ромб ассоциаций
- Паспорт литературного героя
- Письмо по кругу
- В. А. Синицын «Слово-магнит»,«Путь к слову»
- Самарский вариант
обучения краткому пересказу
- "Фантастическая добавка"
- Метод, основанный
на магическом «если бы...»
К.Станиславского
Приём моделирования Г.В.Королёвой
Приёмы моделирования
- Модель «Генеалогическое дерево»
воздух (ясен, прозрачен) - солнце (ярко, лучи купаются в лужах) - " река (надувается, темнеет) - " деревья (живут, дышат) - " можно (в воду, пускать кораблики, долбить каблуками упрямый лед) - гонять голубей - " все хорошо " width="640"
Модель «Тропинка»
Например, рассказ А. Чехова "Весной".
весна - воздух (ясен, прозрачен) - солнце (ярко, лучи купаются в лужах) - " река (надувается, темнеет) - " деревья (живут, дышат) - " можно (в воду, пускать кораблики, долбить каблуками упрямый лед) - гонять голубей - " все хорошо
Создание условий позитивного отношения к правильной устной и письменной речи является эффективным средством формирования коммуникативных УУД, что, в свою очередь, решает задачи становления общей культуры и гражданской позиции человека
в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО .
Д.Уэбстер
«Заберите у меня всё,
чем я обладаю.
Но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету всё, что имел».
Спасибо
за внимание!