Аспекты формирования орфографических навыков учащихся начальной школы
Заседание фокус-группы учителей третьих классов г.Тореза
Выступление Шеремет Н.А., учителя начальных классов
МОУ «Школа № 11 г.Тореза»
2021 г.
Как вы думаете, почему:
- многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками?
- не все дети, которые много читают, пишут грамотно?
- многократные упражнения не всегда дают положительный результат?
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ НАВЫК ДЕЙСТВИЕ
Навык – автоматизированное действие.
Орфографическое действие - это построение буквенной модели слова в соответствии с нормами русского языка.
Пути формирования навыка:
- через осознанное действие (алгоритм)
- на основе механизмов непроизвольной
памяти
СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
1 . Постановка орфографической задачи
(нахождение орфограмм)
2. Решение орфографической задачи
(проверка орфограмм)
3. Контроль и оценка
Орфографическая грамотность –
это составная часть общей языковой культуры человека, показатель уровня его образованности, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы орфографической грамотности учащихся закладываются в начальной школе.
Орфографические умения :
- ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом;
- применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения поставленной задачи);
- проверять написанное, осуществлять
орфографический самоконтроль.
Почему кто-то сразу видит ошибки, а кто-то нет?
Вот она – орфографическая зоркость!
Что такое орфографическая зоркость?
!!! Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении.
Что такое орфограмма?
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
Подчеркните орфограммы в предложении:
На деревьях появились жёлтые листочки.
Сколько орфограмм получилось?
17
13
10
8
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
Место в слове, где:
1 ? пишется не так, как слышится;
2 ? звук слышится неясно;
3 ? возможна ошибка;
4 ? при письме возникает трудность;
5 ? требуется применение правила;
6 ? для обозначения определённого звука нужно выбрать букву.
!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).
Орфограмма – место в буквенной записи
слова или предложения, которое однозначно
не определяется произношением и
правилами графики
(Из лингвистического справочника)
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?
Орфограмма – место в буквенной записи
слова или предложения, которое однозначно
не определяется произношением и
правилами графики
(Из лингвистического справочника)
Роль орфографического проговаривания в формировании орфографического навыка
- Орфографическое проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом» письма, но существенной его составной частью.
- Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
- Н.И. Жинкин
Этапы формирования умения проговаривать орфографически
- орфографическое проговаривание слов с выделенными орфограммами (повторение за учителем);
- орфографическое проговаривание словосочетаний;
- написание диктанта (слова, словосочетания) под орфографическую диктовку учителя (словосочетания составляются на основе ошибок, допущенных в детских сочинениях);
- орфографическое чтение текста;
- списывание предложений, в основе которого лежит орфографическое проговаривание.
Развитая орфографическая ориентировка при чтении –
ещё один путь развития орфографической зоркости
и залог грамотного письма