СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению по теме "Музыкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на областном вебинаре "Речевая деятельность, как средство развития высших психических функций младшего школьника с ОВЗ", на базе Регионального учебно-методического (ресурснорго) центра ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара. Тема моего выступления "Музыкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению по теме "Музыкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара"

Региональный учебно-методический (ресурсный)центр

«Музыкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Выполнила:

учитель начальных классов Ускова Т.В.

 Музыкальная терапия  (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “ музыка ” и греч. therapeuein “ лечить ”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. 

Музыкальная терапия  (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “ музыка ” и греч. therapeuein “ лечить ”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. 

 Цель  музыкотерапии  - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка   воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма.

Цель  музыкотерапии  - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка   воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма.

Музыка Частотность   высокочастотные звуки   (3000-8000 Гц и выше)    среднего диапазона   (750-3000 Гц)  Низкие   (125-750 Гц)  Тональность  минорная  мажорная Ритм  -   реже ритма пульса - чаще ритма пульса Диссонансы и Консонансы

Музыка

Частотность

  • высокочастотные звуки 

(3000-8000 Гц и выше)

  •   среднего диапазона 

(750-3000 Гц)

  • Низкие 

(125-750 Гц) 

Тональность

  • минорная
  • мажорная

Ритм

-   реже ритма пульса

- чаще ритма пульса

Диссонансы и Консонансы

Формы музыкотерапии Активная (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий):  - Вокалотерапия  - Фольклоротерапия  - Ритмотерапия 2. Пассивная ( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) 3. Интегративная:  Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета  (восприятие музыки в сочетании с цветом) . - Музыкоизотерапия   - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.

Формы музыкотерапии

  • Активная (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий):

- Вокалотерапия

- Фольклоротерапия

- Ритмотерапия

2. Пассивная ( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон)

3. Интегративная:

  • Музыкоцветотерапия синтез музыки и цвета  (восприятие музыки в сочетании с цветом) .

- Музыкоизотерапия   - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.

Виды деятельности - Прослушивание музыкальных произведений - Прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д. - Выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики) - Сочетание  музыки и изодеятельности.

Виды деятельности

- Прослушивание музыкальных произведений

- Прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.

- Выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики)

- Сочетание  музыки и изодеятельности.

Музыкотерапия способствует - Улучшению общего эмоционального состояния детей - Улучшению исполнения качества движений   (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений) - Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений - Стимуляции речевой функции - Нормализации просодической стороны речи  (темп, тембр, ритм, выразительность интонации) 

Музыкотерапия способствует

- Улучшению общего эмоционального состояния детей

- Улучшению исполнения качества движений   (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений)

- Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений

- Стимуляции речевой функции

- Нормализации просодической стороны речи  (темп, тембр, ритм, выразительность интонации) 

Активная форма музыкотерапии

Вокалотерапия.

И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга.

О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.

НГ – расширяет творческие возможности человека.

Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует  верхнюю часть  легких.

У – наполняет человека мудростью.

МН – произнесение облегчает жизнь.

Э – дает человеку красоту.

ИЯ – при пропевании действует на сердце.

СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.

ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.

ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.

Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.

РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.

Я – уравновешенность в собственных силах.

Можно подбирать созвучия, например:

АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.

Активная форма музыкотерапии Ритмотерапия

Активная форма музыкотерапии

Ритмотерапия

 Активная форма музыкотерапии  Ритмотерапия. Упражнения на расслабление крупных мышц. Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.  1.  « Морские звезды »  И. Штраус « Вальс » . Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в « комочек » , а затем вернуться в исходное положение. 2.   «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек». Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой . « Ритмическое эхо » . Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок, к оторый все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.

Активная форма музыкотерапии

Ритмотерапия.

Упражнения на расслабление крупных мышц.

Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.

1.  « Морские звезды »  И. Штраус « Вальс » .

Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в « комочек » , а затем вернуться в исходное положение.

2.   «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек».

Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой .

« Ритмическое эхо » .

Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок, к оторый все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.

Пассивная форма музыкотерапии Для укрепления и оздоровления дыхательной функции  можно использовать следующие упражнения: « Задуй свечу » , « Проколи шину » , « Дудочка » , « Колобок »  с использованием таких музыкальных произведений: В.Гречник « Колобок » , А. Агофонникова « Дудочка » , Сен-Санс « Лебедь » . Для укрепления   мелкой моторики   пальцев  – упражнения на расслабление снятия стресса, напряжения: « Крестики и нолики » , « Крючочки » , « Ладонь – кулак » , « Утята » , « Пальчики здороваются » , а так же возможно включение народных пальчиковых игр: « Сорока белобока » , « Две веселые подружки » , « Этот пальчик » . Для расслабления, релаксации , поднятия настроения, активизации мыслительных функций и т.д.

Пассивная форма музыкотерапии

Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать следующие упражнения: « Задуй свечу » , « Проколи шину » , « Дудочка » , « Колобок »

с использованием таких музыкальных произведений: В.Гречник « Колобок » , А. Агофонникова « Дудочка » , Сен-Санс « Лебедь » .

Для укрепления   мелкой моторики   пальцев – упражнения на расслабление снятия стресса, напряжения: « Крестики и нолики » , « Крючочки » , « Ладонь – кулак » , « Утята » , « Пальчики здороваются » , а так же возможно включение народных пальчиковых игр: « Сорока белобока » , « Две веселые подружки » , « Этот пальчик » .

Для расслабления, релаксации , поднятия настроения, активизации мыслительных функций и т.д.

Пассивная форма музыкотерапии Релаксация Формирование оптимистического мироощущения Музыкальный материал:   В.А. Моцарт. Финал « Маленькой ночной серенады » ; Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара. Для   устранения агрессии   можно слушать ритмическую музыку: балет Стравинского  « Весна священная » , резко переходящую к произведениям в стиле И.С. Баха « Хроматическая фантазия и фуга » ; Н. Римский – Корсаков   - увертюра к опере « Псковитянка » ; Мусоргский  « Ночь на лысой горе » , цикл « Картинки с выставки »  « Избушка на курьих ножках » ; С.С. Прокофьев -  « Таней рыцарей » из балета « Ромео и Джульетта » , оркестровая картина « Ледовое побоище » из кантаты « Александр Невский » ; П.И. Чайковский   - увертюры « Буря » , « Манфред » , « Ромео и Джульетта » , « 1812 год » ; Шестая симфония - первая часть, разработка; Людвиг Ван Бетховен  – финалы сонат « Лунная » , « Аппосионата » ; Д. Шостакович  « Ленинградская симфония » ; Арам Хачатурян  « Танец с саблями » из балета « Гаяне » .

Пассивная форма музыкотерапии

Релаксация

Формирование оптимистического мироощущения

Музыкальный материал:   В.А. Моцарт. Финал « Маленькой ночной серенады » ; Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.

Для   устранения агрессии   можно слушать ритмическую музыку:

  • балет Стравинского  « Весна священная » , резко переходящую к произведениям в стиле И.С. Баха « Хроматическая фантазия и фуга » ;
  • Н. Римский – Корсаков   - увертюра к опере « Псковитянка » ;
  • Мусоргский  « Ночь на лысой горе » , цикл « Картинки с выставки » « Избушка на курьих ножках » ;
  • С.С. Прокофьев -  « Таней рыцарей » из балета « Ромео и Джульетта » , оркестровая картина « Ледовое побоище » из кантаты « Александр Невский » ;
  • П.И. Чайковский   - увертюры « Буря » , « Манфред » , « Ромео и Джульетта » , « 1812 год » ; Шестая симфония - первая часть, разработка;
  • Людвиг Ван Бетховен  – финалы сонат « Лунная » , « Аппосионата » ;
  • Д. Шостакович  « Ленинградская симфония » ;
  • Арам Хачатурян  « Танец с саблями » из балета « Гаяне » .
Пассивная форма музыкотерапии Есть произведения, которые   улучшают внимание   ,   помогают сосредоточиться.  К ним относятся произведения: П.И. Чайковского -  « Времена года » ; К. Дебюсси - « Лунный свет » ; Ф. Шумана - « Грезы » . Для   уменьшения чувства тревоги, неуверенности:  Ф. Шопена  – Мазурки и прелюдии; И. Штрауса – Вальсы; А. Рубинштейна –  « Мелодия » .

Пассивная форма музыкотерапии

Есть произведения, которые   улучшают внимание   ,   помогают сосредоточиться.

К ним относятся произведения:

  • П.И. Чайковского -  « Времена года » ;
  • К. Дебюсси - « Лунный свет » ;
  • Ф. Шумана - « Грезы » .

Для   уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

  • Ф. Шопена  – Мазурки и прелюдии;
  • И. Штрауса – Вальсы;
  • А. Рубинштейна – « Мелодия » .
Пассивная форма музыкотерапии Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями: Л. Бетховена – опера «Фиделио»; В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»; Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1. Для поднятия общего жизненного тонуса : улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения: И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор; Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»; П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3); Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1; Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.

Пассивная форма музыкотерапии

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:

  • Л. Бетховена – опера «Фиделио»;
  • В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;
  • Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.

Для поднятия общего жизненного тонуса : улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

  • И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор;
  • Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»;
  • П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3);
  • Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1;
  • Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!