Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара"
Региональный учебно-методический (ресурсный)центр
«Музыкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Выполнила:
учитель начальных классов Ускова Т.В.
Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “ музыка ” и греч. therapeuein “ лечить ”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма.
Музыка
Частотность
(3000-8000 Гц и выше)
(750-3000 Гц)
(125-750 Гц)
Тональность
Ритм
- реже ритма пульса
- чаще ритма пульса
Диссонансы и Консонансы
Формы музыкотерапии
- Активная (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий):
- Вокалотерапия
- Фольклоротерапия
- Ритмотерапия
2. Пассивная ( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон)
3. Интегративная:
- Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом) .
- Музыкоизотерапия - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.
Виды деятельности
- Прослушивание музыкальных произведений
- Прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.
- Выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики)
- Сочетание музыки и изодеятельности.
Музыкотерапия способствует
- Улучшению общего эмоционального состояния детей
- Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений)
- Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений
- Стимуляции речевой функции
- Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации)
Активная форма музыкотерапии
Вокалотерапия.
И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга.
О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.
НГ – расширяет творческие возможности человека.
Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.
У – наполняет человека мудростью.
МН – произнесение облегчает жизнь.
Э – дает человеку красоту.
ИЯ – при пропевании действует на сердце.
СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.
ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.
ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.
Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.
РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.
Я – уравновешенность в собственных силах.
Можно подбирать созвучия, например:
АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.
Активная форма музыкотерапии
Ритмотерапия
Активная форма музыкотерапии
Ритмотерапия.
Упражнения на расслабление крупных мышц.
Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.
1. « Морские звезды » И. Штраус « Вальс » .
Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в « комочек » , а затем вернуться в исходное положение.
2. «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек».
Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой .
« Ритмическое эхо » .
Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок, к оторый все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.
Пассивная форма музыкотерапии
Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать следующие упражнения: « Задуй свечу » , « Проколи шину » , « Дудочка » , « Колобок »
с использованием таких музыкальных произведений: В.Гречник « Колобок » , А. Агофонникова « Дудочка » , Сен-Санс « Лебедь » .
Для укрепления мелкой моторики пальцев – упражнения на расслабление снятия стресса, напряжения: « Крестики и нолики » , « Крючочки » , « Ладонь – кулак » , « Утята » , « Пальчики здороваются » , а так же возможно включение народных пальчиковых игр: « Сорока белобока » , « Две веселые подружки » , « Этот пальчик » .
Для расслабления, релаксации , поднятия настроения, активизации мыслительных функций и т.д.
Пассивная форма музыкотерапии
Релаксация
Формирование оптимистического мироощущения
Музыкальный материал: В.А. Моцарт. Финал « Маленькой ночной серенады » ; Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
Для устранения агрессии можно слушать ритмическую музыку:
- балет Стравинского « Весна священная » , резко переходящую к произведениям в стиле И.С. Баха « Хроматическая фантазия и фуга » ;
- Н. Римский – Корсаков - увертюра к опере « Псковитянка » ;
- Мусоргский « Ночь на лысой горе » , цикл « Картинки с выставки » « Избушка на курьих ножках » ;
- С.С. Прокофьев - « Таней рыцарей » из балета « Ромео и Джульетта » , оркестровая картина « Ледовое побоище » из кантаты « Александр Невский » ;
- П.И. Чайковский - увертюры « Буря » , « Манфред » , « Ромео и Джульетта » , « 1812 год » ; Шестая симфония - первая часть, разработка;
- Людвиг Ван Бетховен – финалы сонат « Лунная » , « Аппосионата » ;
- Д. Шостакович « Ленинградская симфония » ;
- Арам Хачатурян « Танец с саблями » из балета « Гаяне » .
Пассивная форма музыкотерапии
Есть произведения, которые улучшают внимание , помогают сосредоточиться.
К ним относятся произведения:
- П.И. Чайковского - « Времена года » ;
- К. Дебюсси - « Лунный свет » ;
- Ф. Шумана - « Грезы » .
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:
- Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;
- И. Штрауса – Вальсы;
- А. Рубинштейна – « Мелодия » .
Пассивная форма музыкотерапии
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:
- Л. Бетховена – опера «Фиделио»;
- В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;
- Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.
Для поднятия общего жизненного тонуса : улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:
- И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор;
- Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»;
- П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3);
- Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1;
- Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.
Спасибо за внимание!