Как работать с «трудными» детьми на уроке?
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Трудность характера, асоциальность поступков, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но наша задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.
При этом у таких ребят существуют свои ярко выраженные потребности:
- Стремление к приключениям.
- Желание, чтобы их видели и признавали как авторитет.
- Испытывать границу дозволенного.
И как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!
Удовлетворить потребность к приключениям на уроке можно следующим образом.
Необходимо создавать ситуации учебного риска, т.е. необычные и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должен быть не риск получить «2», а интеллектуальный риск, умственное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.
Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках.
Испытывать границу дозволенного просто не будет времени, если держать высокий темп урока. Связывать сообщаемую информацию с интересами современных подростков и ориентировать их на будущую профессию.
Как у детей пропадает интерес к учебе?
Родители или педагоги не отвечают на познавательные вопросы детей. В данном случае необходимо научить детей искать самим эти ответы. И обязательно использовать мотивирующее введение в урок (помогать через любую информацию познавать себя, свои возможности и способности).
Как повысить интерес и мотивацию?
- Самостоятельные проектные работы (исследования, опыты и т.п.).
- Выступление со своими творческими работами в параллельных классах.
- Проработка учеником с помощью педагога темы и объяснения её в классе.
А также любые другие способы, которые будут необычны и новы для учеников. Так как новое порождает заинтересованность, а старое и привычное – скуку!
Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению "Работа с детьми группы риска"»
Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Три основные причины неуспеваемости :
- физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
- психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
- социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей).
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
В школьный психолого-медико-педагогический консилиум входят специалисты данной школы: учителя «предметники»,
медик,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
социальный педагог
Специалисты консилиума проводят индивидуальное обследование ребенка.
На следующем заседании консилиума осуществляется коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
Как повысить интерес и мотивацию?
- Самостоятельные проектные работы (исследования, опыты и т.п.).
- Выступление со своими творческими работами в параллельных классах.
- Проработка учеником с помощью педагога темы и
объяснения её в классе.
А также любые другие способы, которые будут необычны и новы для учеников.
Так как новое порождает заинтересованность, а старое и привычное – скуку!
В течение учебного года происходит реализация решений консилиума.
Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий.
С детьми «группы риска» в течение учебного года проводится следующая работа:
- изучение личности ребенка;
- составление характеристики;
- изучение жилищно-бытовых условий;
- оформление картотеки на ребенка, состоящих на учете в ОПДН и внутришкольном контрольном учете; своевременно ставить их на профилактический внутришкольный контроль;
- вовлечение детей в систему дополнительного образования;
- контроль за успеваемостью, выполнением домашнего задания;
- посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе;
- включение обучающегося в группу для занятий с психологом;
- индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и их родителями;
- организация помощи в трудоустройстве всех желающих подростков на работу во время летних каникул;
- рассмотрение персональных дел на совете профилактики;
- ходатайство в центр социального обслуживания населения с целью оказать социальное сопровождение семьи несовершеннолетнего;
- проведение рейдов совместно с инспектором ОПДН, секретарем КДНиЗП.
В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование.
На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.
Если ребенку оказанная помощь не помогает в освоении общеобразовательной программы, консилиум образовательного учреждения не приходит к общему мнению или родители не принимают решение и рекомендации консилиума ребенок направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию
Спасибо за внимание!