Подготовка к ОГЭ по географии
Кейс заданий
9-12
Учитель географии
МБОУ Зимёнковская СОШ
Лапаева Ю.Г.
Что будем делать
Задание № 9 . Определять по карте расстояния. Уровень – базовый, максимальный балл-1, время на выполнение 4
минуты.
Задание № 10. Определять по карте направления. Уровень – базовый, максимальный балл – 1, время выполнения – 4 минуты .
Задание № 11. Использовать приобретённые
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
чтения карт различного содержания. Уровень-высокий, максимальный балл-1, время выполнения-6 минут.
Задание №12. р ешать
практические задачи геоэкологического
содержания для определения качества
окружающей среды своей местности. Уровень-повышенный, максимальный балл-2, время выполнения-15 минут.
Задания 9 -12 выполняются с использованием приведенного ниже фрагмента топографической карты
Сначала рассмотрим топографическую карту:
направление север-юг;
расшифруем объекты, показанные на карте с помощью условных знаков;
прочитаем масштаб;
вспомним, что такое горизонтали, как они располагаются на карте и через сколько метров проведены .
Можно выполнять!
Алгоритм выполнения задания № 9
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
- Рассмотри карту, изучи условные знаки.
- Найди нужные объекты на карте.
- Определи масштаб.
- Измерь расстояние с помощью линейки. Измерение проводи между центрами условных знаков.
- Умножь полученное число на величину масштаба.
- Измерив линейкой расстояние между точкой А и колодцем, получаем 3 см. Масштаб данной карты – в 1 см 100 м, значит в 3 см – 300 м.
- Запиши ответ в виде числа.
- Выполни подобные задания из приложения №1 к презентации.
Алгоритм выполнения задания № 10
Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.
С
- Вспомни основные направления сторон горизонта.
- Найди на карте стрелку, которая показывает С–Ю . Если она отсутствует, то помни, что за север принимается верхняя рамка карты, за юг-нижняя, за запад – левая, за восток правая. Отметь их на карте . Помни, что через любую точку на карте можно провести эти направления.
- Найди на карте указанные в задании объекты.
- Построй через исходную точку линию С-Ю.
- Проведи стрелку от первой точки ко второй. Определи направление.
- Запиши ответ: полный – восток или краткий В .
- Выполни подобные задания из приложения №2 к презентации.
З
В
Ю
Задание № 11
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
3
2
1
4
- Сразу посмотри, через сколько метров проведены горизонтали.
- Обрати внимание, как они изображены: если близко друг к другу – склон крутой, если далеко – пологий. Бергштрихи и цифры на горизонталях покажут направление склона.
Задание № 11
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
3
4
1
2
Выполни подобные задания из приложения №3 к презентации .
- Найди точки А и В на карте. С помощью горизонталей определи, на какой высоте они находятся. ( Точка находится на высоте 156 метров, точка В – на 131 м ). Варианты 2 и 3 можно сразу исключить. Выбираем между вариантом 1 и 4 .
- Определи характер поверхности между точками. Видно, что с начала от А высота медленно снижается, после примерно трети пути — резкое снижение. Можно на полоске бумаги обозначить все точки, которые пересекает профиль и соотнести с 1 и 4.
- Выбираем верный вариант ответа: 4.
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Алгоритм выполнения задания № 12
1.Внимательно прочитай задание.
2.Задай себе вопрос: для чего нужен участок?
3. Какие условия необходимы, чтобы участок можно было использовать по назначению? Какие причины влияют на размещение данного вида деятельности?
4. Сопоставь эти причины с условиями на каждом из участков.
5. Рассмотри все 3 варианта.
6. При ответе укажи, какой это участок, почему ты выбрал данный № участка (например,1), почему не подходят участки № 2 и № 3.
Помни, что при ответе ты должен назвать объекты, изображенные на участках.
7. Выполни подобные задания из приложения № 4 к презентации.
При выполнении данного задания обрати внимание
Начнём с очевидного требования – шоссейной дороги: урожай должно быть удобно вывозить. Искомая дорога
проходит у участков 2 и 3. (У участка 1 нет шоссе).
Из оставшихся 2 и 3, необходимо выбрать участок, который лучше освещается Солнцем. Необходим склон южной экспозиции. То есть такой, поверхность которого, будет встречать солнечные лучи под большим углом. Солнце в наших широтах всегда оказывается с южной
стороны небосвода. Значит, на склоне южной экспозиции на карте окажется участок 2. «Склон южной экспозиции» – второй элемент верного ответа. ОТВЕТ : 2й участок. Обоснование: 1. Расположен на южном склоне. 2. Рядом проходит дорога, что удобно для вывоза урожая.
Как определить склон южной экспозиции
Склон южной экспозиции – склон обращённый к
Солнцу, то есть на который солнечные лучи падают
под большим углом (А). Склоны, на которые лучи
Солнца падают под меньшими углами, являются
склонами северной экспозиции.
Как правильно записать ответ и получить 2 балла за задание № 12
Выбор места для игры в футбол, волейбол.
Выбор участка для сада.
Катание на санках, на лыжах.
Обоснование:
Обоснование:
Обоснование:
- Участок находится на склоне.
- На участке отсутствуют препятствия в виде деревьев и кустарников.
- Участок не имеет уклона.
- Участок покрыт травой.
1) Он расположен на обращенном к Солнцу склоне южной экспозиции.
2) Он удобно расположен рядом с дорогой..
Устройство катка, конного манежа.
Обоснование:
- Участок расположен на ровной местности.
- На участке нет деревьев, кустарников.
Участок для запуска бумажных змеев.
Обоснование:
- Участок расположен на пологой местности.
- На участке нет деревьев, кустарников, линий электропередач.
Установка ретрансляционной вышки.
Обоснование:
- Участок расположен на самом высоком месте.
- На участке нет деревьев.
Источники:
1. https://geo-oge.sdamgia.ru/problem?id=375
2. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b8d/0003a184-fd7d9247/hello_html_m3b73d91a.png
3. Барабанов В.В. География. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ В.В.Барабанов, А.А.Жеребцов. – М.: Издательство экзамен, 2021.
4. https://rosuchebnik.ru/material/oge-2020-po-geografii-razbor-demoversii-/
5. Шаблон выполнен учителем иностранного языка
МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.