Двадцать третье сентября. Классная работа.
Тема.
Сжатое изложение
(подготовка к ОГЭ).
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1
на отдельном листе(бланке ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
1
Беседа по вопросам.
- Вспомните, какие виды изложений вы знаете?
- Скажите, в чём особенность сжатого изложения?
- Какие приёмы сжатия текста вы знаете?
Приёмы сжатия текста:
Исключение:
вводных слов; однородных членов предложения;
повторов; однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний; цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
1. выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2. объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
- На поляне весело играют неуклюжие медвежата.
Обобщение:
парцеллированных предложений;
ряда предложений;
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
1. найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. найти в них общее.
3. объединить эти факты на основе общего.
сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.
Упрощение (замена):
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения - простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи - косвенной;
части текста - одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
1. найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д.
2. сформулировать получившееся предложение.
Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. (Ю. Казаков)
— В вагоне электрички было тесно и шумно.
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст.
Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.
Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить , а сократить детали, описания, подробности.
Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Э тапы работы над изложением:
а) внимательное прослушивание текста будущего изложения.
б) самостоятельная работа аналитического плана по тексту изложения: определение темы и идеи текста изложения, определение типа речи и композиции текста изложения, составление простого плана изложения.
в) вторичное прослушивание текста изложения, сбор рабочего материала к изложению (запись опорных и ключевых слов согласно пунктам плана).
г ) самостоятельная работа по сбору и систематизации рабочего материала к изложению.
д) заключительное прослушивание текста, редактирование черновых набросков, сбор рабочего материала к изложению.
е) самостоятельная работа по написанию изложения, редактирование написанного.