СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию по теме "Сжатое изложение (подготовка к ОГЭ)".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была использована на занятии по теме "Сжатое изложение (подготвка к ОГЭ)". В ней представлены приемы сжатия текста и этапы работы над сжатым изложением. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию по теме "Сжатое изложение (подготовка к ОГЭ)".»

Двадцать третье сентября.  Классная работа.

Двадцать третье сентября. Классная работа.

Тема. Сжатое изложение  (подготовка к ОГЭ).

Тема.

Сжатое изложение

(подготовка к ОГЭ).

Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе(бланке ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1

на отдельном листе(бланке ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

1

Беседа по вопросам. Вспомните, какие виды изложений вы знаете?  Скажите, в чём особенность сжатого изложения?  - Какие приёмы сжатия текста вы знаете?

Беседа по вопросам.

  • Вспомните, какие виды изложений вы знаете?
  • Скажите, в чём особенность сжатого изложения?

- Какие приёмы сжатия текста вы знаете?

Приёмы сжатия текста: Исключение: вводных слов;  однородных членов предложения;  повторов;  однотипных примеров;  риторических вопросов и восклицаний;  цитат;  деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;  пояснений;  рассуждений;  описаний;  слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.  При исключении необходимо  1. выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.  2. объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.  Пример:  На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)   - На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Приёмы сжатия текста:

Исключение:

вводных слов;  однородных членов предложения; 

повторов;  однотипных примеров; 

риторических вопросов и восклицаний;  цитат; 

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

пояснений; 

рассуждений; 

описаний; 

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо 

1. выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

2. объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)  

- На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Обобщение: парцеллированных предложений;  ряда предложений;  связанных одной мыслью, частей предложений;  конкретных, единичных фактов, событий, явлений.  При обобщении необходимо  1. найти в тексте мелкие, единичные факты.  2. найти в них общее.  3. объединить эти факты на основе общего.  сформулировать получившееся предложение.  Пример:   Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.  

Обобщение:

парцеллированных предложений; 

ряда предложений; 

связанных одной мыслью, частей предложений; 

конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо 

1. найти в тексте мелкие, единичные факты. 

2. найти в них общее. 

3. объединить эти факты на основе общего. 

сформулировать получившееся предложение. 

Пример:  

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.  

Упрощение (замена): однородных членов обобщающим словом;  сложного предложения -  простым;  части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи - косвенной;  части текста - одним предложением;  части предложения местоимением и т.д.  При замене необходимо  1. найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д.  2. сформулировать получившееся предложение.  Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. (Ю. Казаков)   — В вагоне электрички было тесно и шумно.

Упрощение (замена):

однородных членов обобщающим словом; 

сложного предложения -  простым; 

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

прямой речи - косвенной; 

части текста - одним предложением; 

части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо 

1. найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д. 

2. сформулировать получившееся предложение. 

Пример:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. (Ю. Казаков)  

В вагоне электрички было тесно и шумно.

 Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.  При сжатии исходного текста необходимо помнить о  типе речи , к которому относится исходный текст.  Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить , а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.  При сжатии исходного текста необходимо помнить о  типе речи , к которому относится исходный текст.

Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить , а сократить детали, описания, подробности.

Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Э тапы работы над изложением: а) внимательное прослушивание текста будущего изложения. б) самостоятельная работа аналитического плана по тексту изложения: определение темы и идеи текста изложения, определение типа речи и композиции текста изложения, составление простого плана изложения. в) вторичное прослушивание текста изложения, сбор рабочего материала к изложению (запись опорных и ключевых слов согласно пунктам плана).

Э тапы работы над изложением:

а) внимательное прослушивание текста будущего изложения.

б) самостоятельная работа аналитического плана по тексту изложения: определение темы и идеи текста изложения, определение типа речи и композиции текста изложения, составление простого плана изложения.

в) вторичное прослушивание текста изложения, сбор рабочего материала к изложению (запись опорных и ключевых слов согласно пунктам плана).

г ) самостоятельная работа по сбору и систематизации рабочего материала к изложению. д) заключительное прослушивание текста, редактирование черновых набросков, сбор рабочего материала к изложению. е) самостоятельная работа по написанию изложения, редактирование написанного.

г ) самостоятельная работа по сбору и систематизации рабочего материала к изложению.

д) заключительное прослушивание текста, редактирование черновых набросков, сбор рабочего материала к изложению.

е) самостоятельная работа по написанию изложения, редактирование написанного.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!