СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию по учебному предмету ВП.04 Химия "Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разрабатывалась для изучения темы "Теория химического строения органических соединений А,М. Бутлерова" в рамках дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию по учебному предмету ВП.04 Химия "Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова"»

государственное профессиональное образовательное учреждение «Киселёвский горный техникум» «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова»   Номинация: 5.9 Презентация к занятию Аннотация: данная презентация предназначена для изучения темы «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова» по учебному предмету ВП.04 Химия в формате дистанционного занятия, на котором обучающиеся освоят теоретический материал, выполнят практические задания, самостоятельно проанализируют выполненную работу. Бушмелева Мария Сергеевна, преподаватель Россия, Киселёвск, 2022

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Киселёвский горный техникум»

«Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова» Номинация: 5.9 Презентация к занятию

Аннотация: данная презентация предназначена для изучения темы «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова» по учебному предмету ВП.04 Химия в формате дистанционного занятия, на котором обучающиеся освоят теоретический материал, выполнят практические задания, самостоятельно проанализируют выполненную работу.

Бушмелева Мария Сергеевна,

преподаватель

Россия, Киселёвск, 2022

  • Цель: рассмотреть основные постулаты «Теории химического строения органических веществ» А.М. Бутлерова и их применение при составлении формул органических соединений.
  • Задачи:

Образовательные: познакомиться с биографией русского химика А.М. Бутлерова, изучить основные положения теории, определить зависимость свойств органических веществ от строения молекулы, научиться строить структурные формулы органических соединений согласно положениям теории.

Развивающие: развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний, развивать коммуникативные способности, умение воспринимать и изучать информацию в режиме дистанционного обучения.

Воспитательные:  способствовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции .

  • Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: основные положения теории строения органических веществ; что такое химическое строение.

Знать понятия: валентность, изомерия, изомеры.

Уметь: записывать молекулярные и структурные формулы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

 Содержание презентации  ( перейти к разделу, нажав на картинку)  Органическая химия – это раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода – их строение, свойства, способы получения и практического использования.  Соединения, в состав которых входит углерод, называются органическими .  Кроме углерода, они почти всегда содержат водород, довольно часто – кислород, азот и галогены, реже– фосфор, серу и другие элементы. Основные положения теории Биография А.М. Бутлерова Вопросы для самопроверки Упражнения по теме урока

Содержание презентации ( перейти к разделу, нажав на картинку)

Органическая химия – это раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода – их строение, свойства, способы получения и практического использования.

Соединения, в состав которых входит углерод, называются органическими .

Кроме углерода, они почти всегда содержат водород, довольно часто – кислород, азот и галогены, реже– фосфор, серу и другие

элементы.

Основные положения теории

Биография

А.М. Бутлерова

Вопросы для самопроверки

Упражнения по теме урока

Биография Александра Михайловича Бутлерова

Д. И. Менделеев о А.М. Бутлерове: “Направление его ученых трудов не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление”.

Бутлеров Александр Михайлович (25.08.1828-5.08.1885), русский химик, создатель теории строения органических веществ (1861), основатель отечественной научной школы химиков. Ученик Н. Н. Зинина. Выпускник Казанского университета. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений (1864). Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегид и др.). Труды по сельскому хозяйству и пчеловодству.

Родился 25 августа [6 сентября] 1828 в семье помещика, офицера в отставке — участника Отечественной войны 1812 года, в Чистополе Казанской губернии. Детство его протекало сначала в имении отца Бутлеровка в Алексеевской волости Лаишевского уезда Казанской губернии, затем — в Казани.

Первоначальное образование получил в частном пансионе Топорнина — учителя французского языка 1-й Казанской гимназии, а затем и в самой гимназии.

Вещи, которые должны быть с собой каждый день

В 1844—1849 годах — студент Казанского университета «разряда естественных наук». Получая широкую подготовку в области естествознания, он в первые годы проявил большой интерес к ботанике и зоологии. В 1849 году написал дипломную работу «Дневные бабочки волго-уральской фауны». Эта особенность полученного образования, по-видимому, была одной из причин того, что, уже став химиком с мировым именем, А. М. Бутлеров по-прежнему сохранял интерес к живой природе и, в частности, был одним из организаторов и постоянных сотрудников журнала «Пчеловодный листок».

По окончании университета Бутлеров был оставлен «при университете для подготовки к профессорскому званию»; с 10 августа 1850 года вступил в службу[4]. В 1854 году сдал экзамен и защитил диссертацию на степень доктора химии. В последующие годы А. М. Бутлеров много размышлял над теоретической стороной химии и уже в 1858 году, во время первой поездки за границу, высказал на заседании Парижского химического общества свои теоретические взгляды, которые через три года в более развитом виде стали предметом его известного доклада «О химическом строении вещества».

С 1849 года он — преподаватель, с 1854 года — экстраординарный, а с 1857 года — ординарный профессор химии в Казанском университете; в 1860—1863 годах был ректором университета. С 22 декабря 1867 года состоял в чине действительного статского советника.

В 1868 году стал лауреатом Ломоносовской премии и был избран профессором химии Петербургского университета.

Создание теории химического строения

Первое публичное выступление А. М. Бутлерова по теоретическим вопросам органической химии относится к концу 50-х годов: его доклад на заседании Парижского химического общества 17 февраля 1858 г. В нём говорится, что за радикалы следует считать не только органические группы, но и группировки типа OH,NH2, то есть характерные для различных классов органических веществ сочетания атомов, которые впоследствии получили название функциональных групп. В этом же докладе Бутлеров впервые употребил и сам термин «структура», относя к одному типу молекулярной структуры метан, хлористый метил, хлористый метилен, хлороформ, четырёххлористый углерод, метиловый спирт.

В более развитой форме идея химического строения была изложена А. М. Бутлеровым три года спустя в докладе «О химическом строении вещества», с которым он выступил, прочитанном в химической секции Съезда немецких естествоиспытателей и врачей в Шпейере (19 сентября 1861) и опубликованном в том же году на немецком и в следующем — на русском языках. В этом докладе прежде всего говорилось, что теоретическая сторона химии не отвечает фактическому развитию, отмечалась, в частности, некомпетентность теории типов. А. М. Бутлеров при этом был далёк от огульного отрицания её; он справедливо указывал на то, что теория типов имеет и важные заслуги. Однако типические формулы указывали лишь направление возможных реакций замещения и разложения, но и не могли выразить реакций присоединения (например, образование йодистого этила из этилена и йодистого водорода).

Основы этой теории сформулированы таким образом:

«Полагая, что каждому химическому атому свойственно лишь определённое и ограниченное количество химической силы (сродства), с которой он принимает участие в образовании тела, я назвал бы химическим строением эту химическую связь, или способ взаимного соединения атомов в сложном теле»

«… химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением»

С этим постулатом прямо или косвенно связаны и все остальные положения классической теории химического строения. Бутлеров намечает путь для определения химического строения и формулирует правила, которыми можно при этом руководствоваться. Далее в докладе говорится о путях, которые могут применяться для изучения химического строения. О последнем можно судить, прежде всего, на основании способов синтеза вещества, причём наиболее надёжные заключения могут быть сделаны при изучении синтезов, «которые совершаются при температуре мало возвышенной, и вообще при условиях, где можно следить за ходом постепенного усложнения химической частицы». Реакции разложения — преимущественно тоже протекающие в мягких условиях — также дают возможность сделать заключения о химическом строении, то есть полагать, что «остатки (радикалы) находились готовыми в разложившейся частице». Вместе с тем, А. М. Бутлеров предвидел, что не все реакции пригодны для определения строения: существуют среди них такие, при которых «изменяется химическая роль нескольких паев, а значит, и строение». В переводе на наш современный язык это реакции, сопровождающиеся изомеризацией скелета или переносом реакционного центра.

Бутлеров впервые объяснил явление изомерии тем, что изомеры — это соединения, обладающие одинаковым элементарным составом, но различным химическим строением. В свою очередь, зависимость свойств изомеров и вообще органических соединений от их химического строения объясняется существованием в них передающегося вдоль связей «взаимного влияния атомов», в результате которого атомы в зависимости от их структурного окружения приобретают различное «химическое значение».

 Основные положения теории А.М. Бутлерова Атомы в молекулах соединены друг с другом согласно их валентностям, причем углерод в органических веществах всегда четырехвалентен, а его атомы способны соединяться в цепи линейного, разветвленного и замкнутого строения . Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими атомами. H (водород) имеет валентность 1, соответственно, образует всегда одну связь H - ; О (кислород) – валентность 2 - О - ; N (азот) – валентность 3 - N - ; С (углерод) – валентность 4 - C - . разветвленная цепь линейная цепь замкнутая цепь (цикл)

Основные положения теории А.М. Бутлерова

  • Атомы в молекулах соединены друг с другом согласно их валентностям, причем углерод в органических веществах всегда четырехвалентен, а его атомы способны соединяться в цепи линейного, разветвленного и замкнутого строения .

Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими атомами.

H (водород) имеет валентность 1, соответственно, образует всегда одну связь H - ;

О (кислород) – валентность 2 - О - ;

N (азот) – валентность 3 - N - ;

С (углерод) – валентность 4 - C - .

разветвленная цепь

линейная цепь

замкнутая цепь (цикл)

 Атомы углерода могу образовывать не только одинарные (простые) связи, но и кратные – двойные и даже тройные. Этан (одинарная связь) Этилен Ацетилен (двойная связь) (тройная связь) Образование различных цепей и углерод-углеродных связей атомами углерода – одна из причин многообразия органических соединений.

Атомы углерода могу образовывать не только одинарные (простые) связи, но и кратные – двойные и даже тройные.

Этан

(одинарная связь)

Этилен

Ацетилен

(двойная связь)

(тройная связь)

Образование различных цепей и углерод-углеродных связей атомами углерода – одна из причин многообразия органических соединений.

   2. Свойства органических веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком связей атомов в молекуле, т.е. химическим строением. И физические, и химические свойства этих соединений различны, несмотря на одинаковый состав.

2. Свойства органических веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком связей атомов в молекуле, т.е. химическим строением.

И физические, и химические свойства этих соединений различны, несмотря на одинаковый состав.

Вещества , имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное химическое строение, и следовательно, различные свойства, называются изомерами.  Явление существования изомеров называют изомерией . Выстраивание на перемену, обед и другие мероприятия

Вещества , имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное химическое строение, и следовательно, различные свойства, называются изомерами.

Явление существования изомеров называют изомерией .

Выстраивание на перемену, обед и другие мероприятия

 3. Атомы в молекулах органических веществ оказывают друг на друга взаимное влияние. Экспериментально доказано, что в молекуле этилового спирта на атом натрия способен замещаться только один атом водорода из шести. Нетрудно догадаться, что этот «особенный» атом водорода в отличие от пяти остальных связан не с углеродом, а с кислородом. Следовательно, атом кислорода оказывает влияние на соседний атом водорода, облегчая его отщепление.

3. Атомы в молекулах органических веществ оказывают друг на друга взаимное влияние.

Экспериментально доказано, что в молекуле этилового спирта на атом натрия способен замещаться только один атом водорода из шести.

Нетрудно догадаться, что этот «особенный» атом водорода в отличие от пяти остальных связан не с углеродом, а с кислородом. Следовательно, атом кислорода оказывает влияние на соседний атом водорода, облегчая его отщепление.

 11 Постройте структурные формулы следующих органических соединений согласно правилу валентности: C 2 H 6; CH 2 Cl 2; CH 2 O; CH 5 N 2. Найдите пары изомеров: Упражнения по теме урока 3. Постройте изомеры для вещества состава C 5 H 12 , C 8 H 18

11

  • Постройте структурные формулы следующих органических соединений согласно правилу валентности:

C 2 H 6; CH 2 Cl 2; CH 2 O; CH 5 N

2. Найдите пары изомеров:

Упражнения по теме урока

3. Постройте изомеры для вещества состава C 5 H 12 , C 8 H 18

 Вопросы для самопроверки Какие вещества называют органическими? Что является предметом изучения органической химии? Сформулируйте и поясните основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Какие вещества называют изомерами? Что такое качественный и количественный состав вещества?

Вопросы для самопроверки

  • Какие вещества называют органическими? Что является предметом изучения органической химии?
  • Сформулируйте и поясните основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
  • Какие вещества называют изомерами?
  • Что такое качественный и количественный состав вещества?

 Методический комментарий  Компьютерные презентации – один из приемов, позволяющий сделать учебный материал ярким и убедительным. Урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах воспринимается быстро, легко повышается качество обучения. Обучающиеся могут возвращаться к просмотру слайдов с неусвоенной информацией, перечитывать материал нужное количество раз. Презентация к уроку – удобный способ самостоятельного освоения информации, в том числе в рамках дистанционного обучения. С помощью решения практических заданий обучающиеся смогут закрепить освоенный теоретический материал и подготовиться к дальнейшему изучению органической химии.

Методический комментарий

Компьютерные презентации – один из приемов, позволяющий сделать учебный материал ярким и убедительным. Урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах воспринимается быстро, легко повышается качество обучения.

Обучающиеся могут возвращаться к просмотру слайдов с неусвоенной информацией, перечитывать материал нужное количество раз.

Презентация к уроку – удобный способ самостоятельного освоения информации, в том числе в рамках дистанционного обучения.

С помощью решения практических заданий обучающиеся смогут закрепить освоенный теоретический материал и подготовиться к дальнейшему изучению органической химии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!