Русский язык как неродной
Как заинтересовать детей-инофонов?
1
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ лицей №4
г. Данкова в с. Политово
Пахунова Татьяна Алексеевна
Основная цель преподавания - создание условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение основным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы).
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
1
Ведущие ключевые идеи:
-прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
-приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
-создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
-научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
1
Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей.
В.Г.Белинский
1
Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям.
1
Первые шаги учителя:
формирование положительного мотивационного отношения к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости (для нужд общения).
1
Формированию познавательного интереса способствуют:
1. Занимательные эмоциональные
задания с новой информацией,
требующие сочетания разных видов памяти, творческие.
1
1 . Рефлексия в начале урока .
Мне приятно видеть ваши лица, улыбки. Думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
« Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»
2. Начало урока в стихотворной форме.
В этот майский тёплый день Заниматься нам не лень. Тексты будем мы читать, писать, Местоименья в них искать, Их разряды называть, Орфограммы объяснять.
3. Загадка.
Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается?
3. Загадка.
«Чело» — это лоб,
А «глава» — голова. Редко встречаются,
Ненадоевшие, Эти слова мы зовем
УСТАРЕВШИЕ
4. Приём театрализации .
Сценка при изучении темы «Лексика»
Бабушка: - Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу!
Внучек: -А где он стоит, бабушка?
Бабушка: -Не стоит, а лежит.
Внучек: -Не вижу, здесь ничего нет.
Бабушка: -Да это тыква, она на огороде растёт.
-Почему внук не понял бабушку?
5. Эпиграф к уроку.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
А.Югов
Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер».
С. И. Львова
6. Грамматические сказки.
Две сестры В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов. И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?» Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный». Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.
,,
7. Анимационные ребусы
Часть речи
2
2,3
гол
флаг
соль
Глагол
8. Творческие работы
- Нарисуй фразеологизм (синонимичную пару, омонимы и т.п.)
- Иллюстрации к прочитанным произведениям.
1
8. Творческие работы
1
9. Интересные факты о русском языке
(мультфильмы, ролики, сообщения )
1
Формированию познавательного интереса способствует:
2. Активное использование текстов художественной литературы.
1
Золотой дождь
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки - багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг полетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломиться в ветви, хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, качаются и бегут.
Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Н.Сладков
1
Золотой дождь
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики .
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки - багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
1
Золотой дождь
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
1
Формированию познавательного интереса способствует:
3. Использование технических средств обучения, ресурсов интернета .
1
1
1
1
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bd13cee-713e-40d4-a663-34482e96e98c/%5BNS-RUS_3-17%5D_%5BIP_009%5D.swf
Интерактивный тренажёр
1
Платформа ЯКласс
1
1