Школа России
Литературное чтение
3 класс
Беседа о журналах:
Какие детские журналы вы знаете?
Какие журналы вы читали?
Произведения каких авторов встречали?
В газетах и журналах печатают произведения известных писателей и поэтов. Но в журналы можно присылать материал любому человеку, даже вам. Важно, чтобы он был интересным.
«Мурзилка» – самый первый журнал (1924 год)
«Простоквашино» – под редакцией Э. Успенского
«Миша» – познавательный развивающий журнал
«АБВГ» – сказки, игры для самых маленьких
«Светлячок» – научит читать по-английски
«Трамвай» – рассказы, стихотворения, игры
«Пчелка» – православный журнал (о боге, церкви)
«Солнечный зайчик» – полезные советы, шарады, игры, кроссворды и др.
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломок печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
С. Маршак
Вы прочитали стихотворение. О чем оно?
— Что вы знаете о войне?
— Что вы можете сказать об этом мальчике?
https://www.youtube.com/watch?v=X1tiOwhkCP0
Дети войны
Прочитайте название произведения, которое будем сегодня читать.
— Как вы понимаете это название? О чем оно?
Кассиль Лев Абрамович
(1905 - 1970)
Лев Кассиль родился в слободе Покровской,— это на Волге, против Саратова. Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врач. Мама, Анна Исааковна, — музыкантша. Учиться мальчик начинал в царской гимназии, а заканчивал уже при советской власти Единую трудовую школу (ЕТШ).
Его детские мечты были вполне мальчишечьи: хотел быть извозчиком, кораблестроителем пароходов типа «самолёт», натуралистом. В 1923 году, окончив ЕТШ, за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение. В Москве поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл», но примерно к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором — московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».
В 1929 году именно в «Пионере» была опубликована первая повесть Кассиля — «Кондуит». И там же, в 1931 году, вторая — «Швамбрания». «Здравствуйте, — говорили теперь Кассилю дети на улице, — мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит» .
В годы Великой Отечественной войны Л. А. Кассиль работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. После войны работал председателем комиссии по детской литературе, затем был руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М. Горького.
Лев Кассиль был автором идеи проведения Книжкиных именин, которые со временем преобразовались в Неделю детской книги.
Перу Льва Абрамовича Кассиля принадлежат такие прекрасные произведения для детей и подростков как: "Вкусная фабрика", "Планетарий", "Лодка-вездеход", " Черемыш - брат героя", "Кондуит", "Швамбрания«, "Вратарь Республики" и другие.
Кассиль писал также рассказы, посвящённые будням Великой Отечественной войны : "Дорогие мои мальчишки", "Улица младшего сына", "Рассказ об отсутствующем»,"Линия связи", "Зелёная веточка", "Главное войско " и другие.
Лев Абрамович Кассиль никогда не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Ему всегда было интересно встречаться с ними. Он пользовался каждой возможностью, позволяющей встречаться с маленькими читателями с глазу на глаз и нос к носу. Для этого ему даже пришлось научиться выступать перед ребятами. Ведь от природы он был робкий, дикция была нечёткая, язык не хотел говорить перед большой аудиторией.
21 июня 1970 года Кассиль отметил в дневнике: «Приглашают поехать почётным гостем в Ленинград на IV Всесоюзный слёт пионеров. Вряд ли смогу… Сил нет. Записал по радио обращение к участникам слёта» . Через несколько часов Кассиль умер.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле памятник скульпторов А. и Ю. Эскель.
Группа детских писателей на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. Слева направо: С. Маршак, Е. Шварц, А. Барто, Л. Кассиль. 1934 г.
Отметки Риммы Лебедевой»
Сделай предположение, о чём это
произведение?
слушать
-С какой просьбой обратилась к своим ученикам Анастасия Дмитриевна?
-Как объясняла Римма причину незнания уроков?
-Куда часто ходили ребята и что они там делали?
-О чём попросил раненый лейтенант Римму?
-Справилась ли Римма с заданием бойца?
-Что сказал ей раненый боец?
-О чём поведала лейтенанту Маня Петлина?
-Что сказал ей раненый?
-О чём договорились Римма и лейтенант?
-Каких успехов достигла Римма?
По содержанию отрывка скажите, чем старались одноклассники помочь Римме.
Ребята давали Римме свои учебники.
Маня подарила ей жестяную коробочку с красками.
Мальчик уступил ей своё место.
Какое произведение изучали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему мы учились на уроке?
— Определите главную мысль рассказа.
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л