СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кавказ в произведениях русских художников"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

О творчестве русских художников, писавших на тему Кавказа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кавказ в произведениях русских художников"»

«Кавказ в произведениях русских художников»

«Кавказ в произведениях

русских художников»

 Русскими художниками на Кавказе было создано много первоклассных живописных и графических произведений. Экзотика и обаяние Кавказа были настолько велики, что даже дилетанты – художники не могли отказаться от того, чтобы в меру своих способностей запечатлевать виды природы, портреты горцев и батальные сцены. Все здесь дышало романтикой, и окружающая действительность сама заставляла взяться за перо или кисть, чтобы запечатлеть неповторимость момента и передать свои ощущения другим людям.

Русскими художниками на Кавказе было создано много первоклассных живописных и графических произведений. Экзотика и обаяние Кавказа были настолько велики, что даже дилетанты – художники не могли отказаться от того, чтобы в меру своих способностей запечатлевать виды природы, портреты горцев и батальные сцены. Все здесь дышало романтикой, и окружающая действительность сама заставляла взяться за перо или кисть, чтобы запечатлеть неповторимость момента и передать свои ощущения другим людям.

Григорий Григорьевич Гагарин (1810 -1893)

Григорий Григорьевич

Гагарин

(1810 -1893)

 Замечательного художника князя Г. Гагарина можно назвать первооткрывателем Кавказа в русском искусстве. Гагарин был далек от традиционного направления официальной батальной живописи. Он достигал непосредственности и правды в передаче событий, да иначе и не могло быть. Зарисовки Гагарина в то время не экспонировались в выставочных залах, их первыми зрителями и ценителями были свидетели событий, изображенных художником. «Князь Григорий Гагарин.  Свидание генерала Клюги фон Клюгенау с Шамилем в 1837г.»

Замечательного художника князя Г. Гагарина можно назвать первооткрывателем Кавказа в русском искусстве. Гагарин был далек от традиционного направления официальной батальной живописи. Он достигал непосредственности и правды в передаче событий, да иначе и не могло быть. Зарисовки Гагарина в то время не экспонировались в выставочных залах, их первыми зрителями и ценителями были свидетели событий, изображенных художником.

«Князь Григорий Гагарин. Свидание генерала Клюги фон Клюгенау с Шамилем в 1837г.»

«Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года»

«Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года»

Провеивание зерна на Северном Кавказе

Провеивание зерна на Северном Кавказе

Юсуф-бек Кюринский                                       Черкешенки из Геленджика Из серии Костюмы Кавказа (Г.Гагарин)

Юсуф-бек Кюринский                                       Черкешенки из Геленджика

Из серии Костюмы Кавказа (Г.Гагарин)

Франц Алексеевич  Рубо 1856-1928

Франц Алексеевич

Рубо

1856-1928

  Ф. Рубо – автор ряда известных картин о Кавказской войне. Показав в кавказской серии общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость духа людей, отстаивающих свою свободу и родину, Ф. Рубо занял почётное место в мировой батальной живописи. «Ахульго»

  Ф. Рубо – автор ряда известных картин о Кавказской войне. Показав в кавказской серии общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость духа людей, отстаивающих свою свободу и родину, Ф. Рубо занял почётное место в мировой батальной живописи.

«Ахульго»

 Особое место в искусстве занимают работы В.В. Верещагина (1842-1904). Первые работы, выполненные Верещагиным на Кавказе в середине 60-х годов, носили этнографически-жанровый характер. Несколько раз побывал на Кавказе, художник создал множество живописных и графических работ, посвященных этому краю. Василий Васильевич  рисовал бытовые сцены и виды Кавказа, которые публиковались во французском журнале «Le Tour de Moude» и в русском «Всемирном путешественнике».

Особое место в искусстве занимают работы

В.В. Верещагина (1842-1904). Первые работы, выполненные Верещагиным на Кавказе в середине 60-х годов, носили этнографически-жанровый характер. Несколько раз побывал на Кавказе, художник создал множество живописных и графических работ, посвященных этому краю. Василий Васильевич  рисовал бытовые сцены и виды Кавказа, которые публиковались во французском журнале «Le Tour de Moude» и в русском «Всемирном путешественнике».

Василий Васильевич  Верещагин 1842-1904

Василий Васильевич

Верещагин

1842-1904

«На Кавказе»                                                                  «Казбек-гора»

«На Кавказе»                                                                  «Казбек-гора»

Иван Конс­тан­ти­но­вич  Ай­ва­зовс­кий ̆ 1817-1900

Иван Конс­тан­ти­но­вич

Ай­ва­зовс­кий ̆

1817-1900

 Знаменитый русский художник  Иван Константинович Айвазовский был непосредственным свидетелем участия сил Черноморского флота в Кавказской войне. Набросок рисунка, испачканного кровью раненого черкеса, бережно хранил он всю жизнь как память о пережитом.  Айвазовский в своем творчестве неоднократно возвращался к теме Кавказа и войны. Художник написал такие работы, как «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны», «Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море».

Знаменитый русский художник

Иван Константинович Айвазовский

был непосредственным свидетелем участия сил Черноморского флота в Кавказской войне. Набросок рисунка, испачканного кровью раненого черкеса, бережно хранил он всю жизнь как память о пережитом.  Айвазовский в своем творчестве неоднократно возвращался к теме Кавказа и войны. Художник написал такие работы, как «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны», «Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море».

«Аул Гуниб в Дагестане»

«Аул Гуниб в Дагестане»

Архип Иванович Куинджи 1842- 1910

Архип Иванович

Куинджи

1842- 1910

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) являлся учеником школы профессора Айвазовского. В наследии Куинджи много работ, посвященных теме гор, – «Снежные вершины гор Кавказа», «Эльбрус. Лунная ночь» и многие другие. «Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор   на Темир-Хан-Шуру,  на Каспийском море», 1869 «Снежные вершины гор Кавказа»       

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) являлся учеником школы профессора Айвазовского. В наследии Куинджи много работ, посвященных теме гор, – «Снежные вершины гор Кавказа», «Эльбрус. Лунная ночь» и многие другие.

«Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор  на Темир-Хан-Шуру,  на Каспийском море», 1869

«Снежные вершины гор Кавказа»       

Лансере Евгений Евгеньевич 1875-1946

Лансере

Евгений Евгеньевич

1875-1946

  Многие годы связывают художника  Евгения Евгеньевича Лансере с Кавказом, и с Дагестаном в том числе. Любовь к Кавказу была воспринята им от отца, скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886), который неоднократно бывал в этих краях, создал много композиций с изображением кабардинцев, грузин, черкесов и др. В Дагестане он провел 17 богатых событиями лет, не только работая над иллюстрациями к произведениям Л. Н. Толстого, но и постигая красоту природы и традиционную культуру этих мест. Запечатлевая памятники архитектуры, древние дома и их интерьеры, традиционные костюмы и посуды, он сохранял для потомков то, что вскоре станет исчезать. 

  Многие годы связывают художника

Евгения Евгеньевича Лансере

с Кавказом, и с Дагестаном в том числе. Любовь к Кавказу была воспринята им от отца, скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886), который неоднократно бывал в этих краях, создал много композиций с изображением кабардинцев, грузин, черкесов и др. В Дагестане он провел 17 богатых событиями лет, не только работая над иллюстрациями к произведениям Л. Н. Толстого, но и постигая красоту природы и традиционную культуру этих мест. Запечатлевая памятники архитектуры, древние дома и их интерьеры, традиционные костюмы и посуды, он сохранял для потомков то, что вскоре станет исчезать. 

«Тидиб вечером»

«Тидиб вечером»

«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»

«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»

Николай Алек­санд­ро­вич Ярошенко 1846-1898

Николай Алек­санд­ро­вич

Ярошенко

1846-1898

 Среди русских художников, имена которых связаны с Кавказом, особое место занимает Н.А. Ярошенко – известный передвижник.  Заслуга Ярошенко заключалась в том, что в обращении к кавказскому пейзажу он был, по сути, первым из художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, в чьем творчестве последовательная работа с натуры делала серьезные и значительные результаты в решении непростой задачи – отхода от традиционного литературного восприятия природы Кавказа.  Ярошенко проявлял свойственные ему честность и верность жизненной правде. Проделанная за два десятилетия работа над натурными этюдами дала такое разнообразие пейзажей, посвященных горным ландшафтам, которого до Ярошенко не знало русское искусство.

Среди русских художников, имена которых связаны с Кавказом, особое место занимает Н.А. Ярошенко – известный передвижник.

Заслуга Ярошенко заключалась в том, что в обращении к кавказскому пейзажу он был, по сути, первым из художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, в чьем творчестве последовательная работа с натуры делала серьезные и значительные результаты в решении непростой задачи – отхода от традиционного литературного восприятия природы Кавказа.

Ярошенко проявлял свойственные ему честность и верность жизненной правде. Проделанная за два десятилетия работа над натурными этюдами дала такое разнообразие пейзажей, посвященных горным ландшафтам, которого до Ярошенко не знало русское искусство.

«В горах Кавказа»

«В горах Кавказа»

«Кавказ. Тебердинское озеро»

«Кавказ. Тебердинское озеро»

«Чемодан – гора. Дагестан», 1888г.

«Чемодан – гора. Дагестан», 1888г.

Александр Осипович  Орловский 1777-1832

Александр Осипович

Орловский

1777-1832

Александр Осипович Орловский (1777-1832) был одним из самых популярных художников России первой трети XIX в. Любопытной по своему этнографическому колориту является картина А.О. Орловского «Кавказский всадник».  Александр Осипович любил Кавказ, с уважением относился к его жителям. Очень часто он выходил из дома в одежде горца – в папахе и с кинжалом. Он был высокого роста, смуглый, черноглазый и этот наряд ему очень шел. Свой автопортрет художник исполнил также в необычной форме, представ перед публикой в черкесском костюме («Автопортрет в черкесском наряде»). В своем автопортрете Орловский изобразил себя в коричневом бешмете с нашитыми на нем патронами, в меховой папахе с эфесом сабли.   «Кавказский всадник»

Александр Осипович Орловский (1777-1832) был одним из самых популярных художников России первой трети XIX в. Любопытной по своему этнографическому колориту является картина А.О. Орловского «Кавказский всадник».  Александр Осипович любил Кавказ, с уважением относился к его жителям.

Очень часто он выходил из дома в одежде горца – в папахе и с кинжалом. Он был высокого роста, смуглый, черноглазый и этот наряд ему очень шел. Свой автопортрет художник исполнил также в необычной форме, представ перед публикой в черкесском костюме («Автопортрет в черкесском наряде»). В своем автопортрете Орловский изобразил себя в коричневом бешмете с нашитыми на нем патронами, в меховой папахе с эфесом сабли.

 

«Кавказский всадник»

Мазель  Рувим Моисеевич  1890–1967

Мазель

Рувим Моисеевич

1890–1967

Р. Мазель – известный российский художник, который по праву считается основоположником профессионального изобразительного искусства Туркмении. С 1935-1938гг. он четырежды посещал Дагестан, который показался ему «сказочной страною», и выполнил здесь серию акварельных и графических работ, наибольшая часть из которых хранится в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. «Танец» Р.Мазель.

Р. Мазель – известный российский художник, который по праву считается основоположником профессионального изобразительного искусства Туркмении. С 1935-1938гг. он четырежды посещал Дагестан, который показался ему «сказочной страною», и выполнил здесь серию акварельных и графических работ, наибольшая часть из которых хранится в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.

«Танец» Р.Мазель.

Николай Андреевич Лаков  (1894 - 1970)

Николай Андреевич Лаков (1894 - 1970)

 Огромный вклад в развитие и сохранение дагестанской культуры внес Н. Лаков . В 1930-1940 годы он создал замечательный цикл работ: «На рыбных промыслах Дагестана», «Поездки по колхозам Дагестана» и др.  В 1958-1962 годах Н. Лаков работает главным художником «ансамбля Лезгинка» и создает для него эскизы танцевальных костюмах, а также графическую серию «Танцы  народов Дагестана».  

Огромный вклад в развитие и сохранение дагестанской культуры внес Н. Лаков . В 1930-1940 годы он создал замечательный цикл работ: «На рыбных промыслах Дагестана», «Поездки по колхозам Дагестана» и др.

В 1958-1962 годах Н. Лаков работает главным художником «ансамбля Лезгинка» и создает для него эскизы танцевальных костюмах, а также графическую серию «Танцы  народов Дагестана».  

Лаков. Н.А. Аварский танец       «Гочобский» Кубачинский танец

Лаков. Н.А. Аварский танец      

«Гочобский» Кубачинский танец

Сорокин Цигаль  Иван Васильевич Владимир Ефимович 1922–2004    1917 -2013

Сорокин

Цигаль

Иван Васильевич

Владимир Ефимович

1922–2004

1917 -2013

 Еще более активно посещали Дагестан российские художники в послевоенные годы. В течение нескольких лет, в 1959-1962 гг., российские художники И. В. Сорокин и В. Е. Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений. Сорокин И.В. Гончарка из Балхара                 Сорокин И.В. Аул Балхар

Еще более активно посещали Дагестан российские художники в послевоенные годы.

В течение нескольких лет, в 1959-1962 гг., российские художники И. В. Сорокин и В. Е. Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений.

Сорокин И.В. Гончарка из Балхара                

Сорокин И.В. Аул Балхар

  Цигаль В.Е. Дядя и племянница Цигаль В.Е. Пекут лепешки. с. Кубачи.

  Цигаль В.Е. Дядя и племянница

Цигаль В.Е. Пекут лепешки. с. Кубачи.

 Клара Филипповна Власова (1926) на протяжении многих лет регулярно приезжала и работала в Дагестане, создавая и запечатлевая образ своего и нашего Дагестана.  В дагестанском селении Чох, ставшим местом ее художественного паломничества, она приобрела дом, в который продолжает приезжать и работать. Власова К.Ф. со своей картиной

Клара Филипповна Власова (1926) на протяжении многих лет регулярно приезжала и работала в Дагестане, создавая и запечатлевая образ своего и нашего Дагестана.

В дагестанском селении Чох, ставшим местом ее художественного паломничества, она приобрела дом, в который продолжает приезжать и работать.

Власова К.Ф. со своей картиной


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!