Знаки препинания при сравнительных оборотах
Цель проекта - повышение пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
- повторение теоретических сведений о сравнении как выразительном языковом средстве;
- повторение способов выражения значении сравнения в русском языке;
- повторение теоретических сведений о сравнительном обороте как о синтаксической конструкции.
Содержание проекта
- теоретический материал по теме проекта;
- таблицу, обобщающую теоретический материал по теме исследования;
- подборка упражнений для отработки практического навыка использования знаков препинания при оформлении сравнительных оборотов в письменной речи;
- материал для итогового контроля по теме «Знаки препинания при сравнительных оборотах»
- презентация
- Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения (слова и словосочетания, вводимые в предложение при помощи подчинительных союзов и близкие по выполняемой ими функции к придаточному предложению, но не образующие предикативной единицы в составе сложноподчинённого предложения).
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Выделяются запятыми
Не выделяются запятыми
Сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что: Вспаханное поле лежит чёрное, будто бархат.
1. Те же обороты, если они
- носят фразеологический характер: Что пристал словно банный лист?
- входят в состав сказуемого, или тесно связаны с ним по смыслу: Вода в заливе будто чёрная тушь.
2.Обороты с союзом как:
Сравнительные обороты с союзом как:
- если они обозначают уподобление (как = подобно) Как чайка парус там белеет в высоте. (Фет А. А.)
- если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия(можно заменить творительным падежом существительного или наречием ):
- если оборот содержит в себе оттенок причинного значения: Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (=будучи человеком практичным)
- если основное значение оборота – приравнивание или отождествление:
- если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь: Я учился так же хорошо, как и брат.
- если союз как имеет значение «в качестве» или оборот характеризует предмет с одной какой-либо стороны
- если оборот начинается сочетанием как и: В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
- если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно сказуемое в этих случаях не имеет законченного смысла без оборота):
- если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.: Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
- если обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, именно, точно, точь-в-точь, просто, прямо и др.:
- если оборот имеет характер устойчивого сочетания и является сказуемым или тесно с ним связан: .
Но: Подобные обороты могут и выделяться запятыми в том случае, если они являются уже придаточной частью: С вершины все окрестности видны, как на ладони.
Упражнения для отработки навыка постановки знаков препинания при сравнительном обороте .
- 1.Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1) Она гл_дела на него как на икону со страхом и ра_каянием. (А. П.Чехов)
2)Я к ней нак_нец так пр_вык как к дочери. (М. Ю.Лермонтов)
3)Герасим как лев выступал сильно и бодро. (И. Тургенев)
4)Дед кинул им деньги словно с_бакам. (М. Горький)
5)Как буря смерть унос_т жен_ха. (А. Пушкин)
6) Моим ст_хам как др_гоценным вин_м настан_т свой черёд. (М. Цветаева)
2. Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить постановку знаков препинания. Почему во втором предложении перед союзом КАК не поставлена запятая.
Вот поле гл_д_олусов. Они
Как праз_ничное шес_вие к_ло(н,нн)ы.
Одни г_рят, как фак_лов огни.
Другие же а(л,лл)еют, как зн_мёна,
А трет_и, пор_жая бел_зной,
Как голуби, к_чают_ся на крыл_ях.
3.Вместо пропусков вставьте сначала сравнительные обороты, с помощью которых можно передать хорошее настроение, чувство восторга.
Затем вставьте сравнения, которые передают противоположные чувства. Запишите один из получившихся вариантов.
Природа дышала стремительно надвигающейся грозою. По небу бежали тучи, похожие на … . Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдалённые берёзы, и они вспыхивали одна за другой, будто … . Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, точно … .
2. Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить постановку знаков препинания. Почему во втором предложении перед союзом КАК не поставлена запятая.
Вот поле гл_д_олусов. Они
Как праз_ничное шес_вие к_ло(н,нн)ы.
Одни г_рят, как фак_лов огни.
Другие же а(л,лл)еют, как зн_мёна,
А трет_и, пор_жая бел_зной,
Как голуби, к_чают_ся на крыл_ях.
(Л. Ширева)
4 . Выпишите сначала предложения, в которых есть обособленные приложения с союзом предложения с необособленными оборотами с союзом как, которые можно заменить оборотом со словами в качестве. Расставьте пропущенные знаки препинания и охарактеризуйте пунктуационные особенности предложений первой и второй групп.
1)Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин)
2) Как поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. (В. Белинский)
3)Ему как человеку робкому и необщительному прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было…(А. Чехов)
4)Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (А. Чехов) 5)Как стилист Чехов недосягаем. ( М. Горький)
6)Вы как инициатор должны играть главную роль. (В. Панова)
5. Кто лучше? Составьте предложения, употребляя в них следующие сочетания с фразеологизмами. В чём особенность пунктуационного оформления таких оборотов?
Нужен как рыбе зонтик, уставился как баран на новые ворота, походит как две капли воды, видно как днём с огнём, ему всё как с гуся вода, побледнел как полотно, пристал как банный лист.
6. Кто быстрее? В словарных статьях смешной, быстрый, терпеть словарика синонимов найти предложения со сравнительными оборотами. Объясните, что с чем сравнивается и почему.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Выпускной квалификационный проект
Итоговый контроль
1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Ваш сад как парк.
2)Лицо его было точно каменное.
3)Сегодня дождь льёт как из ведра.
4)Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру.
2.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Своего начальника он боялся как огня.
2) Двор как плац.
3) С утра поползли серые как дым, облака.
4)Морозило ещё сильнее, чем вчера.
3.Укажите предложение, в котором на месте всех пропусков ставятся запятые.
1) Внизу_как зеркало_стальное синеют озера струи.
2) На чёрном_как тушь_небе не мелькает ни одна звёздочка.
3) Как парус_чайка_там белеет в высоте.
4)Вода в реке была чёрной_словно_дёготь.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Как зебру землю полосатит тень от ползучих облаков.
2) Люди спали перед трудным днём, как перед боем.
3) Он взглянул в окно и побледнел как смерть.
4) Всё идёт как по маслу.
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Озеро, как море, шумит при сильном ветре.
2) Перед нами расстилались пёстрые, как ковёр, луга.
3) Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу.
4) Они были похожи, как две капли воды.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Он бродил по дому как неприкаянный.
2) У этого тренера чемпионы росли как грибы после дождя.
3) Ребёнок никого не стеснялся и чувствовал себя как дома.
4) Откуда-то тянуло затхлой сыростью точно из погреба.