Мастер-класс по химии «Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета»
Подготовила
учитель биологии и химии
высшей категории
МОУ «Александровская школа
Марьинского района»
Лысенко Ольга Александровна
Донецк 2020
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М. В. Ломоносов)
Актуальность темы
- химический эксперимент - важная мотивационная составляющая учебного процесса;
- формирование целостного понимания химии, как науки невозможно без проведения химического эксперимента;
- химический эксперимент является
важнейшим способом осуществления
связи теории с практикой путем
превращения знаний в убеждения
и стратегию деятельности.
Цель:
развитие профессиональной компетентности проведения химического эксперимента как средства повышения интереса учащихся к изучению химии .
Задачи:
- развивать практические умения в проведении различных типов школьного химического эксперимента;
- ознакомить коллег с опытом
работы по проведению химического
эксперимента как одного из средств
повышения интереса учащихся
к изучению химии;
обмен опытом работы.
В химии ведущими методами познания являются наблюдение и химический эксперимент
Наблюдение - это чувственное отражение предметов и явлений. Чтобы понять окружающий нас мир, нужно уметь наблюдать. При этом важно уметь фиксировать и детально описывать признаки объекта и условия, при которых проводилось наблюдение. Иначе все это бессмысленно !
Эксперимент – « это научный опыт» (толковый словарь С.И. Ожегова).
Эксперимент – это один из способов взаимодействия с окружающим миром. Умение ставить эксперименты и интерпретировать их результаты есть важнейший надпредметный навык, а потому обладает
общеутилитарной ценностью.
Функциональное значение химического эксперимента
Функции химического эксперимента в учебном процессе
познавательная
воспитательная
развивающая
Классификация химического эксперимента
Учебный химический эксперимент
ученический
демонстрационный
виртуальные опыты
лабораторные опыты
практические занятия
иллюстративный
исследовательский
практикумы
домашние опыты
Проведение химического эксперимента: разделение смесей
(8 класс; тема урока «Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование»)
Проведение химического эксперимента
Экспериментальная задача (проблемная ситуация):
«Золушка собралась на бал. Но мачеха не хотела отпускать ее на бал, поэтому приготовила смесь из гвоздей, древесных опилок, песка и соли и дала ей задание: выбрать гвозди и соль из смеси.
Золушка быстро справилась с заданием и успела на бал.
Объясните и покажите, как Золушка так быстро справилась с этим заданием.
Чтобы выполнить задание, нужно составить план работы :
1) изучить материал § 4 (учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 8 класс ): способы выделения веществ из неоднородной смеси;
2) повторить правила техники безопасности;
3) применить полученные знания на практике:
- отделить железные опилки с помощью магнита;
- растворить оставшуюся смесь в воде;
- собрать всплывшие опилки;
- отделить не растворившийся в воде песок фильтрованием;
- выделить соль из воды выпариванием;
3) записать решение задания:
оформить в виде таблицы.
Перед выполнением задания обязательно повторить правила безопасности жизнедеятельности:
1. Перед выполнением работы внимательно изучи инструкцию.
Не спеши хватать пробирку, а инструкцию читай. Убедись, что ты все понял. Вот тогда и начинай!
2. Без разрешения учителя опыты выполнять запрещается.
- Сердца ваши пусть будут смелыми, а руки пусть будут умелыми. Движенья их будут быстрыми, а помыслы только чистыми.
3. При работе используйте чистую посуду; на стол вещества не рассыпайте и не разливайте.
Чтобы опыт получился,
держите рабочее место в порядке!
4. Работая с огнем, будьте особенно внимательными и осторожными!
Где порядок соблюдают, там пожаров не бывает!
5. Запрещается пробовать химические вещества
на вкус.
- Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй - Сладко пахнет даже яд!
6. Запрещается прием пищи в химкабинете.
- Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот? Не обманывай себя: Есть и пить у нас нельзя!
- Это, друг, химкабинет, для еды условий нет !
7. Правила БЖ, ЗНАЙ И СОБЛЮДАЙ.
- Помни, каждый ученик! Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо!
Последовательность выполнения задания
6
Записать решение задания: оформить в виде таблицы .
Название компонентов смеси
Свойства компонентов смеси, используемые для ее разделения
Железные гвозди
Древесные опилки
Описание способа разделения смеси
способность к намагничиванию
Песок
низкая плотность
с помощью магнита
нерастворимость в воде, высокая плотность
Соль
отстаивание
фильтрование
растворимость в воде
выпаривание
Рефлексия
- Понравился ли Вам мастер-класс…
- Считаете ли Вы тему мастер-класса актуальной…
- Пригодится ли Вам полученная информация…
Благодарю за внимание! Творческих Вам успехов! С наступающими праздниками! Здоровья! Мира! Благополучия!