СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Художественное чтение. Логика речи. РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию по теме РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ: определения, примеры. Материал может пригодиться для проведения урока по литературе, русскому языку и культуре речи, занятия в театральном кружке. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация Художественное чтение. Логика речи. РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ»

Логика  речи Художественное чтение. Логика речи. РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Логика речи

Художественное чтение. Логика речи.

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

 Речевые такты - смысловые группы внутри предложения звучащей речи, состоящие из одного или нескольких слов

Речевые такты - смысловые группы внутри предложения звучащей речи, состоящие из одного или нескольких слов

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса . Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса . Такое интонационное выделение слова

называется логическим ударением

 В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами Логические паузы могут быть различной длительности. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные») и, наконец, паузы психологические

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами

Логические паузы могут быть различной длительности. Кроме них, встречаются люфтпаузы

(паузы для добора воздуха— «воздушные») и, наконец, паузы психологические

 Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмечены на письме. Как правило, паузы между предложениями бывают более длительными.  Люфтпауза очень короткая, ее лучше использовать как дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить. Такая пауза может помочь уточнению.  Психологическая пауза не подчиняется законам логического чтения текста. Она всецело относится к области словесного действия. Психологические паузы чаще всего вводятся в текст актером в процессе работы над ролью ’ — люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее; / — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями; // — более длительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками). (,) – отсутствие паузы, знак препинания не читается.

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмечены на письме. Как правило, паузы между предложениями бывают более длительными.

Люфтпауза очень короткая, ее лучше использовать как дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить. Такая пауза может помочь уточнению.

Психологическая пауза не подчиняется законам логического чтения текста. Она всецело относится к области словесного действия. Психологические паузы чаще всего вводятся в текст актером в процессе работы над ролью

’ — люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями;

// — более длительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

(,) – отсутствие паузы, знак препинания не читается.

!!! ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ Вводные слова и вводные предложения придают мысли тот или иной оттенок. К вводным словам относятся, следующие: «конечно», «вероятно», «несомненно», «впрочем», «очевидно», «кажется». Часто единичные вводные слова не выделяются ни паузой, ни ударением, запятая после вводного или перед ним не читается. Вводное слово обычно входит в тот речевой такт, которому оно предшествует, в середине или в конце которого стоит. «Вы так быстро меняете свои решения, / что (,) пожалуй (,) завтра же захотите уехать от меня»

!!! ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Вводные слова и вводные предложения придают мысли тот или иной оттенок.

К вводным словам относятся, следующие: «конечно», «вероятно», «несомненно», «впрочем», «очевидно», «кажется».

Часто единичные вводные слова не выделяются ни паузой, ни ударением, запятая после вводного или перед ним не читается.

Вводное слово обычно входит в тот речевой такт, которому оно предшествует, в середине или в конце которого стоит.

«Вы так быстро меняете свои решения, / что (,) пожалуй (,) завтра же захотите уехать от меня»

Как и вводное слово, читаются деепричастия и односложные (короткие) деепричастные обороты . «Мать и сын (,) кланяясь, / вышли за барином». Так же читаются вводные предложения. «В нашей обширной стране /обыкновенный автомобиль, / предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, /принял грозные очертания»

Как и вводное слово, читаются деепричастия и односложные (короткие) деепричастные обороты .

«Мать и сын (,) кланяясь, / вышли за барином».

Так же читаются вводные предложения.

«В нашей обширной стране /обыкновенный автомобиль, / предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, /принял грозные очертания»

Внутри простого предложения могут встретиться сравнительные обороты со словами «как», «точно», «словно». При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение. Очень часто перед сравнительным оборотом может не быть паузы, запятая «не читается». «Она вновь исчезла из комнаты, / ловко перепрыгивая через спящих, /бесшумная, / легкая (,) как мотылек». Когда обращение стоит в начале предложения, оно обычно получает второстепенное ударение и отделяется паузой от последующих слов (запятая после него «читается»). «Читатель, / знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, /которыми двадцать пять, / тридцать лет тому назад / изобиловала наша страна?»

Внутри простого предложения могут встретиться сравнительные обороты со словами «как», «точно», «словно». При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение.

Очень часто перед сравнительным оборотом может не быть паузы, запятая «не читается».

«Она вновь исчезла из комнаты, / ловко перепрыгивая через спящих, /бесшумная, / легкая (,) как мотылек».

Когда обращение стоит в начале предложения, оно обычно получает второстепенное ударение и отделяется паузой от последующих слов (запятая после него «читается»).

«Читатель, / знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, /которыми двадцать пять, / тридцать лет тому назад / изобиловала наша страна?»

Если обращение находится в середине предложения , то бывает, что запятая, предшествующая ему, «не читается», а запятая после обращения «читается». «Скажите, пожалуйста (,) Дарья Ивановна, / сколько вам тогда было лет?» Если обращение стоит в конце предложения , то обычно оно отделяется паузой от предшествующих слов — запятая «читается». Главное же ударение падает не на обращение, а на предыдущие слова, несущие смысловую нагрузку. «— Как я рад, / дорогой Максим Максимыч! / Ну (,) как вы поживаете?— / сказал Печорин»

Если обращение находится в середине предложения , то бывает, что запятая, предшествующая ему, «не читается», а запятая после обращения «читается».

«Скажите, пожалуйста (,) Дарья Ивановна, / сколько вам тогда было лет?»

Если обращение стоит в конце предложения , то обычно оно отделяется паузой от предшествующих слов — запятая «читается». Главное же ударение падает не на обращение, а на предыдущие слова, несущие смысловую нагрузку.

«— Как я рад, / дорогой Максим Максимыч! / Ну (,) как вы поживаете?— / сказал Печорин»

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ  Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.  Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.  Выделено слово может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова. «Теперь конец СЕНТЯБРЯ, /а ветлы еще не пожелтели».

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова.

«Теперь конец СЕНТЯБРЯ, /а ветлы еще не пожелтели».

 В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.  Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова.  Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий. Обозначения. Главное слово в речевом такте обозначается ___________ Самое главное слово во всем предложении ==========

В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Обозначения.

Главное слово в речевом такте обозначается ___________

Самое главное слово во всем предложении ==========

 «Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом»   В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте— «Арбата», во втором— «снегом».  «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». «Набежало /и встало стеной / огромное вечное море».  _________ ______ =====

«Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом»

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте— «Арбата», во втором— «снегом».

«Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом».

«Набежало /и встало стеной / огромное вечное море».

_________ ______ =====

 Правила, не связанное с синтаксисом русского языка, а относящееся к правилам логики речи  Это правило, требующее постановки ударения на новом понятии — первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.  Новое понятие почти всегда получает главное ударение, так как оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением.  Закон нового понятия  « Онегин , добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…»

Правила, не связанное с синтаксисом русского языка, а относящееся к правилам логики речи

Это правило, требующее постановки ударения на новом понятии — первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, так как оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением.

Закон нового понятия

« Онегин , добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…»

 При инверсии (когда слова идут в предложении наоборот) на определениях выраженных прилагательным «Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями»  Противопоставления. Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой.  Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение. «Я б не стал курить махорку, /а достал бы я « Казбек ».

При инверсии (когда слова идут в предложении наоборот) на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями»

Противопоставления. Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой.

Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку, /а достал бы я « Казбек ».

 Сравнения. При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными. «Всегда скромна , /всегда послушна ,/ Всегда, как утро, весела ,/ Как жизнь поэта, простодушна ,/ Как поцелуй любви, мила ».   В нераспространенных предложениях , которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово.  Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. «Суровая зима . Но: Зима суровая ».

Сравнения. При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна , /всегда послушна ,/ Всегда, как утро, весела ,/ Как жизнь поэта, простодушна ,/ Как поцелуй любви, мила ».

В нераспространенных предложениях , которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово.

Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются.

«Суровая зима . Но: Зима суровая ».

Пояснительные слова при глаголе.  Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства , поясняющие глагол, то ударение получают именно они, а не глагол.  Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении.  Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения. «Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».  Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала. Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Пояснительные слова при глаголе.

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства , поясняющие глагол, то ударение получают именно они, а не глагол.

Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении.

Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала. Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

 Перечисление . Однородные члены предложения. Перечислению свойственен особый «ход голоса» - повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. «Мелькают мимо будки,/ бабы ,/ Мальчишки,/ лавки, /фонари /, Дворцы,/ сады,/ монастыри …»

Перечисление . Однородные члены предложения.

Перечислению свойственен особый «ход голоса» - повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается.

«Мелькают мимо будки,/ бабы ,/

Мальчишки,/ лавки, /фонари /,

Дворцы,/ сады,/ монастыри …»

 Определения , выраженные существительным в родительном падеже. «Из окон соседа / раздавалась музыка». Обращение.  Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.  « Виктор , / подай мне мячик». «Прошу тебя (,) доченька, / не уходи ».

Определения , выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

« Виктор , / подай мне мячик».

«Прошу тебя (,) доченька, / не уходи ».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ  Художественное чтение. Логика речи. РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ https://rodnikart.ru/data/2020/dist_lern/speech.pdf

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Художественное чтение. Логика речи. РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ https://rodnikart.ru/data/2020/dist_lern/speech.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!