Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рязанцевская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по географии:
«Кое – что о нас: какие мы, учащиеся МОУ Рязанцевской СОШ?»
Автор: Егорычева Е. ученица 8 кл. МОУ Рязанцевской СОШ
Руководитель: Кожемякина М.Г., учитель географии
МОУ Рязанцевской СОШ
Человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.
В рамках школьной программы учащиеся знакомятся с различными показателями, характеризующими население страны, мира.
Анализируя демографическую ситуацию родного края, изучая особенности населения своего поселка, учащихся своей школы , учащиеся получают возможность более глубоко познать демографическую специфику всей страны.
Последовательно вооружить учащихся прочными и системными знаниями о населении России и демографической ситуации в своей местности, используя различные методы исследования.
1. Привлечение внимания детей к демографическим проблемам страны и родного края. 2. Формирование навыков работы с различными источниками географической и статистической информации. 3. Формирование у учащихся умений составлять столбчатые, круговые диаграммы, картосхемы, таблицы и анализировать статистический материал. 4. Развитие устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся. 5. Побуждение ребят к активной мыслительной деятельности (учить их наблюдать, анализировать, осмысливать причинно-следственные связи).
В процессе своей деятельности мы ставили перед собой задачу формирования умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:
- формулировать проблему исследования;
- формулировать проблему исследования;
- формулировать проблему исследования;
- овладеть методикой сбора и оформления статистического материала;
- овладеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
- овладеть теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умение оформлять доклад, свою работу;
- выполнить практическую работ у– провести предметное исследование и оформить результаты исследовательской деятельности;
- публично защитить проект.
Мы живем в посёлке Рязанцево Переславского района Ярославской области.
Абсолютная численность учащихся – величина непостоянная. В нашей школы она неоднократно менялась. Наглядно показывает динамику изменения численности учащихся школы таблица, в которой отражены общая численность учащихся, количество мальчиков и девочек. Для её заполнения мы проанализировали все классные журналы за три года, предшествующих нынешнему учебному году, т.е. с 2014 – 2015 по 2016 – 2017 уч. года. На основании собранных данных мы построили таблицу. :
Изменение численности и состава обучающихся
– это разность между числом, родившихся и числом умерших за год. Эти показатели постоянно меняются и связаны с типом воспроизводства населения. Следующий этап работы – определение естественного прироста учащихся МОУ Рязанцевской СОШ. Под естественным приростом учащихся школы мы подразумеваем разность между поступившими в школу детьми (первоклассниками) и закончившими школу (выпускниками). Если число, поступивших в школу, превышает число закончивших ее, то естественный прирост школы положительный, а если число поступивших в школу меньше числа закончивших ее, то естественный прирост отрицательный. Для сбора данных статистических материалов мы выписали данные из Книги приказов по школе, на основании которых выстроена таблица:
Изменения естественного прироста обучающихся
Вывод :
естественная убыль учащихся в нашей школе в отдельные годы и незначительная прибыль количества учащихся в другие периоды, связаны с удалённостью от районного центра, потерей многих рабочих мест в самом поселке за последние 10 лет, с высоким уровнем безработицы в нашей местности. Это, в свою очередь влияет на социальное положение местных жителей. Часть уезжает в более крупные населенные пункты, где больше возможности найти работу; а часть задумывается над количеством детей в семье, смогут ли они в будущем вырастить, прокормить и выучить двоих, троих и более детей. Отсюда следует ещё одна причина естественной убыли учащихся нашей школы – это низкая рождаемость.
Какие у нас семьи?
В 2017 – 18 учебном году в школе:
Всего семей – 99;
40 семей – воспитывается по 1 ребенку;
48 семей – воспитывается по 2 ребенка;
10 семей – воспитываются 3 ребенка;
1 семья – воспитывает более 3 детей.
Половой состав обучающихся
Соотношение численности мужского и женского населения в России выглядит так: мальчиков рождается больше, чем девочек (на 100 девочек – 105-106 мальчиков). В дальнейшем эта пропорция меняется в сторону преобладания численности девочек.
Население в нашем сельском поселении, как и во всем мире, размещено крайне неравномерно.
На карте Рязанцевского МО мы отметили населенные пункты, в которых проживают ученики нашей школы и их численность:
п. Рязанцево-51,
с. Елизарово-25,
с. Дубровицы-9,
с. Смоленское-3,
д. Сарево-3,
п. Дубки-2,
д. Вёска-2,
д. Будовское-2,
д. Горки-1,
д. Твердилково-1,
д. Беклемишево-1,
д. Филимоново-1.
Уч. год
2014-2015
Всего
2015-2016
На «5»
96
На «4» и «5»
2016-2017
4,9%
96
4,8%
34,6%
Успешность
102
39,5%
36,9%
5(5%)
Успеваемость
41,7%
49(48%)
100%
100%
54(53%)
100%
2014 - 2015
Начальная школа
40%
2015 - 2016
Среднее звено
2016 - 2017
40%
30%
Старшее звено
45%
60%
31,4%
49%
71%
53%
Большая часть ребят занимается в спортивных секциях, увлекаются информатикой, любят ходить в походы, шить и вязать, заниматься в музыкальном кружке, исследовать экологические проблемы нашей местности и многое другое.
Проведение этого социологического опроса показало, что многие еще не определились с выбором профессии. Это значит, что надо больше в школе проводить различных встреч и бесед с людьми самых разнообразных профессий. У многих детей родители временно не работают, это тоже одна из причин неопределенности учащихся в выборе профессии.
36%-Не определились
64%-Определились
Как оказалось, хотя дети и увлечены компьютером, они все-таки испытывают недостаток в движении. Физкультура – предмет, который 50 % учащихся назвали любимым, математику любят – 37 %, биология нравится – 25 %, география нравится – 20 % и любят рисовать – 12 %, историю и литературу любят – 12 %, русский язык – 10 %, очень любят трудиться -10 %
Хочется надеяться на то, что занятия физической культурой всеми учащимися будут способствовать укреплению их здоровья. Это необходимое условие для укрепления здоровья общества.
Любой человек стремится к теплу. Вот и 66% учащихся нашей школы назвали любимым временем года самый теплый период – лето, а многие любят зиму – 16 %, весна нравится 16 %, осень – 4%
Исследовательская работа помогла увидеть:
- демографические проблемы в нашем населенном пункте, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в районе, крае, стране;
- . по-другому посмотреть на роль семьи, отражающей демографические проблемы в стране;
- в процессе работы я поняла, что в нашей местности, как и во всей России, наблюдается устойчивая депопуляция населения;
- я приобрела новые знания о реальной жизненной обстановке;
- я научилась проводить социологические опросы и обрабатывать собранную информацию.
Улучшение демографической ситуации в нашем поселке возможно при изменении уровня и качества жизни: увеличение количества рабочих мест, повышение заработной платы и уровня медицинского обслуживания, уменьшение зависимости от факторов риска, изменения экологической обстановки. Выполнение этой задачи требует стабилизации экономики страны и социальной политики государства.
Что мы можем предложить, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Улучшение демографической ситуации в нашем поселке возможно при изменении уровня и качества жизни: увеличение количества рабочих мест, повышение заработной платы и уровня медицинского обслуживания, уменьшение зависимости от факторов риска, изменения экологической обстановки. Выполнение этой задачи требует стабилизации экономики страны и социальной политики государства.
- в школах проводить просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, пропаганде прочной семьи с 3-4 детьми; - ужесточить наказание за вождение автотранспорта в нетрезвом состоянии; - более тщательно проводить всеобщую диспансеризацию населения с целью раннего выявления тяжелых заболеваний; - через средства массовой информации внушать людям, что после черной полосы обязательно будет светлая; - организовывать новые рабочие места, помогать людям в переквалификации, если потеряна основная работа; - создавать спортивные и туристические клубы, где возможны недорогие маршруты выходного дня для молодежи и семей с детьми; - развивать психологическую службу для лиц, оказавшихся в безвыходном положении (потеряна работа, наркотики, стрессы на работе); - при избрании руководителя предприятия, необходим тест на психологическую пригодность, т.к. работа с людьми в корне отличается от производства. Такие тесты должны быть решающими при утверждении на должность и ежегодно повторяющиеся.
Социальные меры
Наверное, не зря телевидение, радио, газеты называют второй властью. Они имеют большую силу, и её надо полнее использовать в целях улучшения демографической обстановке в районе. - через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) - пропаганда семьи из 3 - 4 и более человек; - реклама так же может служить улучшению демографии (реклама на бутылке с минеральной водой - фотография улыбающихся 4 членов семьи - им весело потому, что их много! Или фильм, главный герой преуспевающий бизнесмен имеет 3 - 5 детей и это не мешает, а наоборот помогает его бизнесу т.д.); - улучшить материально-финансовое положение дошкольных учреждений; - бесплатно (раз в 3 года) давать путевки в детские санатории с целью профилактики и лечения заболеваний; - создавать клубы для многодетных семей; - в школе, д/саду, на производстве чествовать многодетные семьи и совсем не обязательно материально. - организовать достойное времяпровождение, чтобы молодежи и семейным парам было куда пойти и тогда не будет различных соблазнов, которые приводят к пьянству, наркотикам и т.д.
Экономические меры - За каждого ребенка прибавка к заработной плате 5 - 10%; - Молодежная жилищная программа - к появлению первенца, семье давать в кредит квартиру на 20 - 30 лет, а по мере рождения детей сокращать выплаты на 20 % за каждого ребенка;
Закончить рассказ о нашей работе мы бы хотели оптимистическим прогнозом: численность учащихся нашей школы обязательно будет медленно, но стабильно расти. Мы взяли списки в Администрации нашего поселения и составили примерный перспективный план для нашей школы – количество первоклассников будет постепенно увеличиваться. А значит главная задача для всех нас – сохранить нашу родную школу средней, не допустить ее преобразования в основную.