СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Колыбель дневная и ночная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для проведения занятий по этнографии ЯНАО

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Колыбель дневная и ночная"»

МАОУ ДО ЦДТ «Музееведение» Худи Анине

МАОУ ДО ЦДТ

«Музееведение»

Худи Анине

Колыбель дневная и ночная

Колыбель дневная и ночная

Колыбель (хант. — онтап). Известны несколько видов детских К., отличающихся функционально: берестяные К. изготовлялись женщинами, деревянные — мужчинами. Хантыйская ночная К. — берестяная прямоугольная коробка с невысокими стенками, для прочности скреплённая по верхнему краю черёмуховым обручем, манс. ночные К. из бересты имели овальную форму, расширяющуюся к изголовью, плоское дно и стенки выкраивались отдельно. Некоторые изготовляли деревянные ночные К. с низкой вертикальной спинкой.

Колыбель (хант. — онтап). Известны несколько видов детских К., отличающихся функционально: берестяные К. изготовлялись женщинами, деревянные — мужчинами. Хантыйская ночная К. — берестяная прямоугольная коробка с невысокими стенками, для прочности скреплённая по верхнему краю черёмуховым обручем, манс. ночные К. из бересты имели овальную форму, расширяющуюся к изголовью, плоское дно и стенки выкраивались отдельно. Некоторые изготовляли деревянные ночные К. с низкой вертикальной спинкой.

Дневные К. из бересты были широко распространены у манси и ханты. Они имели полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок берестяная К. орнаментировалась техникой скобления. или мох.

Дневные К. из бересты были широко распространены у манси и ханты. Они имели полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок берестяная К. орнаментировалась техникой скобления.

или мох.

Деревянные дневные К. известны у северных и восточных ханты. Их зашнуровывали так же, как и берестяные. Над изголовьем крепилась тонкая черёмуховая дуга для полога. К спинке и бортам привязывали ровдужные или верёвочные петли, при помощи которых подвешивали К. на специальном крюке. В антисептических целях в К. помещали берестарший вкладыш-коробку с хорошо впитывающими влагу берёзовыми гнилушками, поверх клали подшейный волос оленя

Деревянные дневные К. известны у северных и восточных ханты. Их зашнуровывали так же, как и берестяные. Над изголовьем крепилась тонкая черёмуховая дуга для полога. К спинке и бортам привязывали ровдужные или верёвочные петли, при помощи которых подвешивали К. на специальном крюке. В антисептических целях в К. помещали берестарший вкладыш-коробку с хорошо впитывающими влагу берёзовыми гнилушками, поверх клали подшейный волос оленя

Для новорождённого изготовлялась особая зыбка из старой бересты — пуклен савун (хант. — вместилище для пуповины) или няврэм сун (манс. — ребёнка сосуд). Повитуха (пукын анки — мать пуповины) обмывает младенца водой с растёртой в ней чагой и впервые укладывает в люльку. До отпадения пуповины младенец считается особенно нечистым, находящимся во власти духов земли. Обряд очищения роженицы и ребёнка проводит алтэм-анки — носящая мать. Она перекладывает ребенка в новую люльку, прежнюю относит в лес. Алтэм анки берёт К. с ребёнком на руки и трижды прыгает через костёр. За ней следует мать, призывая поочерёдно духов неба (Санг) и земли (Пугос).

Для новорождённого изготовлялась особая зыбка из старой бересты — пуклен савун (хант. — вместилище для пуповины) или няврэм сун (манс. — ребёнка сосуд). Повитуха (пукын анки — мать пуповины) обмывает младенца водой с растёртой в ней чагой и впервые укладывает в люльку. До отпадения пуповины младенец считается особенно нечистым, находящимся во власти духов земли. Обряд очищения роженицы и ребёнка проводит алтэм-анки — носящая мать. Она перекладывает ребенка в новую люльку, прежнюю относит в лес. Алтэм анки берёт К. с ребёнком на руки и трижды прыгает через костёр. За ней следует мать, призывая поочерёдно духов неба (Санг) и земли (Пугос).

Приблизившись к дому, алтэм анки трижды постукивает спинкой К. в дверь. Затем ставит К. с младенцем у очага или в передний угол дома. Дневная К. называется «верхней» (нум амтэв), ночная — «нижней» (ыл амтэв). До появления зубов и имя наречения (вселения в тело верхней души лыл') младенческая плоть, по верованию, является предметом вожделения духов нижнего мира. Без К. ребёнок беззащитен, его нельзя класть на голый пол или землю.

Приблизившись к дому, алтэм анки трижды постукивает спинкой К. в дверь. Затем ставит К. с младенцем у очага или в передний угол дома. Дневная К. называется «верхней» (нум амтэв), ночная — «нижней» (ыл амтэв). До появления зубов и имя наречения (вселения в тело верхней души лыл') младенческая плоть, по верованию, является предметом вожделения духов нижнего мира. Без К. ребёнок беззащитен, его нельзя класть на голый пол или землю.

Дневные колыбели — двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка прикрепляли мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. Для благополучия ребенка хранили и послед — в лесу, рядом с селением (рис. 2). На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна.

Дневные колыбели — двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка прикрепляли мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям было особое отношение:

счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. Для благополучия ребенка хранили и послед — в лесу, рядом с селением (рис. 2). На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна.

Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички, а на спинке К. иногда вырезают крест. Манси добавляют к этому кусок хрусталя — «чистого камня». Выносить К. из дома и заносить её полагается спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку через порог. Если ребёнок благополучно взрослеет и выходит из К., её хранят и предназначают следующему новорождённому в семье. Если «счастливая» люлька обветшает, её уносят в лес и подвешивают на берёзу («верхнее» дерево). К. умершего ребёнка оставляют в лесу под кедром («нижним» деревом).

Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички, а на спинке К. иногда вырезают крест. Манси добавляют к этому кусок хрусталя — «чистого камня». Выносить К. из дома и заносить её полагается спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку через порог. Если ребёнок благополучно взрослеет и выходит из К., её хранят и предназначают следующему новорождённому в семье. Если «счастливая» люлька обветшает, её уносят в лес и подвешивают на берёзу («верхнее» дерево). К. умершего ребёнка оставляют в лесу под кедром («нижним» деревом).

Колыбель служила ребенку микрожилищем до трех лет. Он не только спал в ней, а нередко и сидел днем. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно было сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня — нож либо спички.

Колыбель служила ребенку микрожилищем до трех лет. Он не только спал в ней, а нередко и сидел днем. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно было сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня — нож либо спички.

«...В хантыйской традиции известны два вида люлек:  Дневная колыбель - хатл'еван онтып. Изготовляют ее из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики - берёза, поскольку она хорошо гнётся. Дно сужается к ножной части (длина 40 см). В отверстия, находящиеся в задней стороне спинки, вставляются концы бортика колыбели (высота 36 см), которые закрепляются при помощи ровдуги (кожаной веревки). Бортик делают из берёзовой доски, согнутой по форме дна. Пришивают его ко дну ровдугой или кедровым корнем. В верхней части бортика и по краям спинки делают отверстия для ремней. Спинка обтягивается куском шкуры оленя, повторяющим её форму - прямоугольную в нижней части и овальную в верхней. В верхней части спинки иногда вырезается крест, по представлениям хантов, защищающий ребенка от злых духов. С помощью ремней люльку подвешивают к потолку жилища или же, летом, к воткнутому под углом в землю шесту, расположенному так, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения кого-либо из старших. В такой колыбели ребёнок находится в сидячем положении. Ночная колыбель - савун - имеет вид невысокой прямоугольной коробки, сделанной из бересты. Расширяется к изголовью. Колыбель выполнена из двух полотнищ бересты, углы которой заложены конвертом. Края с внешней и внутренней сторон укреплены двумя черемуховыми обручами. По продольной стороне под обруч заведена полоска бересты и три берестяные петли, в которых закреплена деревянная плашка. Концы берестяной полоски и плашки заведены под углы конверта. Черемуховые обручи пришиты через край сухожильной нитью. Стежки выполнены - два прямых и один под углом, образуя своеобразный рисунок. С внутренней стороны под черемуховый обруч вдоль бортика заложены полосы ткани. К кромкам пришиты четыре пары завязок. С внешней стороны дно люльки укреплено двумя широкими полосами бересты, края их с поперечных сторон заведены под обручи». 

Саамская колыбель-китткэмь. Тофаларская колыбель-петик .

Саамская колыбель-китткэмь.

Тофаларская колыбель-петик .

Мансийская колыбель на цепи из фондов Российского этнографического музея.

Мансийская колыбель на цепи из фондов Российского этнографического музея.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!