СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Коммуникативная компетентность личности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для проведения урока по предмету "Психология общения". Также может быть использована при проведении классных часов со старшеклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коммуникативная компетентность личности"»

Понятие коммуникативной компетентности личности

Понятие коммуникативной компетентности личности

Общение и коммуникация Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми Коммуникация  - процесс более широкий, чем общение. Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию.    Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации.

Общение и коммуникация

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми

Коммуникация  - процесс более широкий, чем общение. Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. 

  Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации.

КОМПЕТЕНТНЫЙ , ая, ое; -нтен, нтна, нтно  [от латин. competens - соответствующий, способный]     1.  Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-н. вопросе.  К. театрал. К. врач.  || Основанный на осведомленности, авторитетный, веский.  Компетентное суждение, мнение. К. совет видного юриста. Компетентно  (нареч.)  судить о чем-н.   2.  Обладающий компетенцией, полноправный (право).  Комиссия в этом вопросе не компетентна. Я сам лицо юридически компетентное. Источник:  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

КОМПЕТЕНТНЫЙ , ая, ое; -нтен, нтна, нтно [от латин. competens - соответствующий, способный]  

1.  Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-н. вопросе.  К. театрал. К. врач.  || Основанный на осведомленности, авторитетный, веский.  Компетентное суждение, мнение. К. совет видного юриста. Компетентно  (нареч.)  судить о чем-н.  

2.  Обладающий компетенцией, полноправный (право).  Комиссия в этом вопросе не компетентна. Я сам лицо юридически компетентное.

Источник:  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

Коммуникативная компетентность - умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению

Коммуникативная компетентность -

умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике.

Коммуникативная компетентность определяется как эффективность

общения: способность и реальная

готовность к речевому общению

Коммуникативная компетентность как способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает: - знание речевых норм, функционального использования языка (грамотность)  - речевые умения и навыки (ораторское искусство)  - собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим (ориентация на собеседника, перцепция)

Коммуникативная компетентность как способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

- знание речевых норм, функционального использования языка (грамотность) - речевые умения и навыки (ораторское искусство) - собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим (ориентация на собеседника, перцепция)

Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях. 

Признаки коммуникативной компетентности:

1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии;

2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации;

3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра;

4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию;

5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу;

6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях. 

ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ   Назначение теста Понятие

ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Назначение теста

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика предназначена для проверки этих качеств.

Инструкция к тесту Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, руководитель или просто случайный собеседник Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.50-53

ТЕСТ 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.  4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.  5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.  7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.

ТЕСТ

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово. 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня. 4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени. 5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова. 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги. 7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.  9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.  10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по сторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.  15. Собеседник делает выводы за меня.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. 9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня. 10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. 11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться. 12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по сторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен. 15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.  17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.  18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.  21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование. 17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая. 18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит. 19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. 20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. 21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.  23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.  24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.  25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора. 23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня. 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное. 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:" Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?"

Интерпретация результатов теста Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.   • 70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.  • 40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Интерпретация результатов теста

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение. • 70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

• 40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

• 10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.  • 0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

• 10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

• 0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Характеристика коммуникативных умений Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Мы нарабатываем коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в междуличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении.

Характеристика коммуникативных умений

Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Мы нарабатываем коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в междуличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении.

Этот процесс включает в себя:   Участники   (кто участвует в общении) – отправитель информации и получатель. Контекст  –  это физическое (темпер., свет, шум, физическое расстояние, время суток и т.д.), социальное (заданные социальные роли, социальное взаимодействие), психологическое (те настроения, чувства, которые привносят каждый из участников), социокультурное окружение (ценности, убеждения, особенности восприятия тех или иных событий, особенности восприятия), в котором происходит коммуникация.

Этот процесс включает в себя:  

  • Участники   (кто участвует в общении) – отправитель информации и получатель.
  • Контекст  –  это физическое (темпер., свет, шум, физическое расстояние, время суток и т.д.), социальное (заданные социальные роли, социальное взаимодействие), психологическое (те настроения, чувства, которые привносят каждый из участников), социокультурное окружение (ценности, убеждения, особенности восприятия тех или иных событий, особенности восприятия), в котором происходит коммуникация.
3. Сообщение . Значение – это осознание вами мыслей и чувств. Значение, существующее в вашем сознании не может передаваться вовне само собой, поэтому люди используют символы (слова, звуки, действия).  Кодирование – когнитивный процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия; декодирование - перевод звуков, слов в действия. 4. Канал   (вербальный, невербальный) –  технический маршрут сообщения и средство его передачи. Все каналы задействованы: осязание, обоняние, слух, зрение, но развиты неодинаково. 

3. Сообщение . Значение – это осознание вами мыслей и чувств. Значение, существующее в вашем сознании не может передаваться вовне само собой, поэтому люди используют символы (слова, звуки, действия).  Кодирование – когнитивный процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия; декодирование - перевод звуков, слов в действия.

4. Канал   (вербальный, невербальный) –  технический маршрут сообщения и средство его передачи. Все каналы задействованы: осязание, обоняние, слух, зрение, но развиты неодинаково. 

5. Обратная связь  – реакция на сообщение. Обратная связь указывает передававшему человеку: как оно было принято, понято. 6 . Шум .  Шумом называют то, что мешает передавать нужную информацию, т.е. любой внешний, внутренний физический, психологический, семантический или иной стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией и влияющий на искажение значения информации (разность образования. восприятия, установочных понятий и т.д.).  7. Цель.   Каждая ситуация (коммуникация) должна иметь цель. Эффективной считается та коммуникация, когда участники считают, что цель выполнена.

5. Обратная связь  – реакция на сообщение. Обратная связь указывает передававшему человеку: как оно было принято, понято.

6 . Шум Шумом называют то, что мешает передавать нужную информацию, т.е. любой внешний, внутренний физический, психологический, семантический или иной стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией и влияющий на искажение значения информации (разность образования. восприятия, установочных понятий и т.д.). 

7. Цель.   Каждая ситуация (коммуникация) должна иметь цель. Эффективной считается та коммуникация, когда участники считают, что цель выполнена.

Психологические особенности устного выступления   Устное выступление произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру устное выступление представляет собой монологическую речь. Если рассматривать публичное выступление с психологической точки зрения, это не просто монолог перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного выступления.

Психологические особенности устного выступления

Устное выступление произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру устное выступление представляет собой монологическую речь. Если рассматривать публичное выступление с психологической точки зрения, это не просто монолог перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного выступления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!