Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме Комплексные работы в начальной школе
Составитель: Фёдорова Е.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ №9», г. Воскресенск, высшая квалификационная категория
Цель комплексной проверочной работы:
оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».
Общие принципы:
- - раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;
- - оценивания методом “сложения”, при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение;
- - кумулятивной (накопительной) оценки;
- - открытости и реалистичности норм и критериев;
- - признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- - признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и – при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.
Задача комплексной работы:
- установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Структура комплексной работы:
- текст разного содержания;
- 1 2 заданий на межпредметной основе (в срезовой работе и 10 заданий основной части + задания дополнительной части в итоговой);
- рекомендации по оценке выполнения заданий;
- план комплексной работы: объект оценки умения, тип задания, максимальный балл.
- Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся в процессе изучения математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».
Типы и формы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- с кратким ответом;
- с развернутым ответом.
Выполнение заданий
оценивается в баллах (от 0 до 5) в зависимости от:
- структуры задания,
- уровня сложности задания,
- формата ответа и особенностей проверяемых умений.
Результаты выполнения комплексной работы:
- Представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы.
- Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что ученик имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе.
- Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе.
ИНСТРУКЦИЯ
На выполнение работы отводится два урока. В работе десять заданий.
В каждом задании есть вопросы, на которые легко ответить с помощью текста.
Если ты не знаешь, как ответить на вопрос, пропусти его и переходи к следующему.
Если останется время, ты сможешь вернуться к вопросам, которые были пропущены.
Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и запиши верный.
Для выполнения некоторых заданий тебе понадобятся цветные карандаши.
Желаем успеха!
Воробей
Я увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Воробушек упал из гнезда и сидел, беспомощно растопырив крылышки. Собака, пробегавшая мимо, бросилась к нему.
Вдруг, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. Весь взъерошенный, с отчаянным писком он прыгнул в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать. Он заслонил собою своё дитя. Но его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип. Он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем казалась ему собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Пёс остановился, попятился. Он признал эту силу. Я отозвал пса и удалился. Я благоговел перед той маленькой героической птицей. Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею держится и движется жизнь.
Задание 1.
Прочитай текст.
Почему автор назвал воробья « героической птицей » ? Отметь номер правильного ответа.
- Воробей камнем упал перед самой мордой собаки.
- Воробей ринулся спасать своё дитя.
- Воробушек упал из гнезда и сидел, беспомощно растопырив крылышки.
Задание 2.
Найди шестое предложение. Напиши, о чём в нём говорится.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Текст разделён на три части. Подумай, о чём говорится в каждой из частей, озаглавь их.
1. __________________________________________
2. __________________________________________
3. __________________________________________
Задание 4.
Заполни таблицу словами из данных предложений.
Я увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
Вдруг, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой.
Имена существительные
Имена прилагательные
1)
Глаголы
2)
1)
Предлоги
1)
2)
1)
2)
2)
Задание 5. Найди в тексте предложение, которое соответствует схеме.
Выпиши его.
Укажи самые удобные способы поиска нужного предложения.
Запиши ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Автор этого рассказа родился 197 лет тому назад.
Выбери записи этого числа, в которых содержатся ошибки, и исправь их. Зачеркни ошибки, напиши сверху верное число.
- В этом числе семь десятков, девять единиц и одна сотня.
- В этом числе одна сотня, девять десятков и семь единиц.
- В этом числе одна единица, девять десятков и семь сотен.
Задание 7.
Постарайся объяснить, как ты понимаешь слова:
Я благоговел перед маленькой птицей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______
__________________
!
Задание 8.
Дополни таблицу.
Задание 9.
Известно, что расстояние от носа до кончика хвоста спаниеля составляет 5 пядей, а от клюва до кончика хвоста воробья 1 пядь. На сколько сантиметров спаниель длиннее воробья?
Какое из уравнений является решением этой задачи? Подчеркни. Что обозначает Х? Напиши __________________________
- Х × 5 + Х × 1 = 108
- Х × (5 + 1) = 108
- Х × (5 - 1) = 72
Пшеница
Клевер
Рожь
Сосна
Тимофеевка
Василек
Задание 10.
Отметь, с помощью какой развёртки можно получить данную
фигуру.
Выводы:
- большую работу нужно проводить на формирование осмысленного и беглого чтения учащихся;
- систематически проводить работы подобного вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса, увеличивая постепенно степень самостоятельности детей;
- необходимо заострять внимание детей на внимательном чтении заданий работы;
- детей, родителей, учителей нужно готовить психологически к таким видам работы;
- вместо обычных контрольных работ в начале года и за полугодие, ввести входную комплексную контрольную работу и комплексную контрольную работу по итогам I полугодия, что позволит проследить динамику качества знаний учащихся, а учащиеся адаптируются к такой форме контроля знаний и будут настроены на её выполнение психологически положительно.
Спасибо за внимание!