СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Композиторы Кёнигсберга XVII-XVIII веков" из цикла "Кёнигсберг в Калининграде"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации упоминаются наиболее значимые композиторы барокко, работающие в Кенигсберге. В XVII веке это Г. Альберт, И. Медер. В XVIII веке Кенигсберг становится провинцией Пруссии, после переноса столицы в Берлин. Музыкальную среду города формирует творчество Г. Радеуса, Г. Риделя.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Композиторы Кёнигсберга XVII-XVIII веков" из цикла "Кёнигсберг в Калининграде"»

Композиторы Кёнигсберга XVII – XVIII веков Презентацию подготовила преподаватель ДШИ г. Зеленоградска Горностаева Н.И.

Композиторы Кёнигсберга

XVII – XVIII веков

Презентацию подготовила преподаватель ДШИ г. Зеленоградска

Горностаева Н.И.

 В Кенигсберге XVII-XVIII вв. прослеживаются как общие тенденции развития музыки всех германских княжеств, так и характерные только именно для этой местности. Наиболее значимые композиторы, работающие в Кенигсберге в XVII веке это Г. Альберт, И. Медер. В XVIII веке, после переноса столицы в Берлин, Кенигсберг становится провинцией Пруссии. Музыкальную среду города формирует творчество Г. Радеуса, Г. Риделя.

В Кенигсберге XVII-XVIII вв. прослеживаются как общие тенденции развития музыки всех германских княжеств, так и характерные только именно для этой местности. Наиболее значимые композиторы, работающие в Кенигсберге в XVII веке это Г. Альберт, И. Медер. В XVIII веке, после переноса столицы в Берлин, Кенигсберг становится провинцией Пруссии. Музыкальную среду города формирует творчество Г. Радеуса, Г. Риделя.

Замковая церковь Кёнигсберга — церковь, находившаяся во внутренней части Кёнигсбергского замка. Интерьер замковой церкви  Выдающимся событием в музыкальной жизни Кенигсберга 16 века стало открытие органной школы голландским композитором, органистом и педагогом Яном Петерсзоном Свелинком. Имя Свелинка было известно во всей Европе. Его пригласили в Кенигсберг для освоения нового органа в замковой церкви. В созданную им школу приехали органисты из Пруссии, Литвы и Польши. Среди учеников выдающегося органиста самыми известными были Пауль Зиферт из Данцига и Иоганн Стобеус из Кенигсберга.

Замковая церковь Кёнигсберга — церковь, находившаяся во внутренней части Кёнигсбергского замка.

Интерьер замковой церкви

Выдающимся событием в музыкальной жизни Кенигсберга 16 века стало открытие органной школы голландским композитором, органистом и педагогом Яном Петерсзоном Свелинком. Имя Свелинка было известно во всей Европе. Его пригласили в Кенигсберг для освоения нового органа в замковой церкви. В созданную им школу приехали органисты из Пруссии, Литвы и Польши. Среди учеников выдающегося органиста самыми известными были Пауль Зиферт из Данцига и Иоганн Стобеус из Кенигсберга.

Ян Питерсзон Свелинк  Выдающийся нидерладнский композитор и органист Ян Питерсзон Све́линк  Этот замечательный представитель позднего северного Ренессанса и раннего Барокко известен, прежде всего, именно органными произведениями. Уже при жизни он славился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это «амстердамским Орфеем». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Михаэль Преториус, Самуэль Шейдт, Генрих Шейдеман, Петер Хассе, Андреас Дюбен, Пауль Зиферт, Иоганн Штобеус . ( 1562 – 1621) Нидерландский композитор,  органист, клавесинист,  педагог

Ян Питерсзон Свелинк

Выдающийся нидерладнский композитор и органист Ян Питерсзон Све́линк

Этот замечательный представитель позднего северного Ренессанса и раннего Барокко известен, прежде всего, именно органными произведениями. Уже при жизни он славился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это «амстердамским Орфеем». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Михаэль Преториус, Самуэль Шейдт, Генрих Шейдеман, Петер Хассе, Андреас Дюбен, Пауль Зиферт, Иоганн Штобеус .

( 1562 – 1621)

Нидерландский композитор, 

органист, клавесинист,  педагог

Ян Питерсзон Свелинк

Ян Питерсзон Свелинк

Пауль Зиферт (23 мая 1586 - 6 мая 1666) немецкий композитор и органист северогерманской школы.    Ученик Яна Свелинка, переехал в Кёнигсберг в 1611 году, чтобы занять должность органиста Альтштадтской церкви. Он родился в Данциге (Гданьск), Обучался у Свелинка в Амстердаме с 1607 до 1610. Осенью того же года он вернулся домой, где стал помощником органиста Мариенкирхе.   В 1616 году стал придворным органистом в Варшаве. Он вернулся в Данциг в 1623 году, чтобы стать главным органистом, где оставался до своей смерти; .

Пауль Зиферт

(23 мая 1586 - 6 мая 1666)

немецкий композитор и органист северогерманской школы.

Ученик Яна Свелинка, переехал в Кёнигсберг в 1611 году, чтобы занять должность органиста Альтштадтской церкви. Он родился в Данциге (Гданьск), Обучался у Свелинка в Амстердаме с 1607 до 1610. Осенью того же года он вернулся домой, где стал помощником органиста Мариенкирхе.

В 1616 году стал придворным органистом в Варшаве. Он вернулся в Данциг в 1623 году, чтобы стать главным органистом, где оставался до своей смерти;

.

Пауль Зиферт Siefert  Paul Benedicam  Domine  Siefert Paul Paduana

Пауль Зиферт

Siefert Paul

Benedicam Domine

Siefert Paul

Paduana

Иоганн Штобеус (1580-1646)  Ученик Яна Свелинка, к омпозитор. кантор в Кнайпхофе, Кёнигсберг (1601-1626), затем хормейстер прусского двора в Кенигсберге (1626-1646)  С 1595 г. Штобеус посещал латинскую школу в Кёнигсберге. В 1600 году он начал учебу в университете и пел в церковном хоре. С 1599 по 1608 он был учеником главного капельмейстера герцогской капеллы Иоганнеса Эккарда, открывшего в Кёнигсберге собственную школу. Штобеус прожил в этом городе до конца своей жизни. Он был придворным капельмейстером, одним из ведущих композиторов Кенигсберга, сочинял магнификаты, хоралы, протестантские гимны и праздничные песни.  Штобеус был членом «тыквенной хижины» - кенигсбергского союза поэтов и музыкантов, созданного Симоном Дахом .

Иоганн Штобеус

(1580-1646)

Ученик Яна Свелинка, к омпозитор. кантор в Кнайпхофе, Кёнигсберг (1601-1626), затем хормейстер прусского двора в Кенигсберге (1626-1646)

С 1595 г. Штобеус посещал латинскую школу в Кёнигсберге. В 1600 году он начал учебу в университете и пел в церковном хоре. С 1599 по 1608 он был учеником главного капельмейстера герцогской капеллы Иоганнеса Эккарда, открывшего в Кёнигсберге собственную школу. Штобеус прожил в этом городе до конца своей жизни. Он был придворным капельмейстером, одним из ведущих композиторов Кенигсберга, сочинял магнификаты, хоралы, протестантские гимны и праздничные песни.

Штобеус был членом «тыквенной хижины» - кенигсбергского союза поэтов и музыкантов, созданного Симоном Дахом .

Кафедральный собор

Генрих Альберт

(1604, Лобенштайн—1651, Кёнигсберг)

немецкий музыкант, композитор,

поэт, писатель

Альберт родился в Бад-Лобенштейне, княжество Ройсс в Тюрингии. Начал заниматься музыкой в 1622 г. в Дрездене под руководством своего двоюродного брата композитора Генриха Шютца. Затем отправился изучать право в Лейпцигском университете. Брал уроки музыки у известного композитора Иоганна Германа Шейна. Сопровождал голландских дипломатов в поездке в Варшаву и попал там в шведский плен (1627), где провёл около года. Занимался работами в области фортификации и, наконец, в 1630 г. обосновался в Кёнигсберге в качестве профессионального музыканта. 1 апреля 1631 занял должность органиста в кафедральном соборе. Умер в Кёнигсберге 6 октября 1651 года в возрасте 47 лет.

Наследие Альберта включает около 170 песен, изданных в восьми сборниках, на собственные тексты Альберта и на стихи Симона Даха. Песни сопровождались пространными посвящениями, которые могут служить любопытным источником сведений о повседневной жизни Кёнигсберга, и развёрнутыми комментариями для исполнителей, изложенными в доступной манере (например, замечание о том, что не следует исполнять партию basso continuo «так, как будто рубишь капусту»).

Роль Альберта в формировании немецкой хоральной и песенной традиции считается значительной. В частности, первый том «Истории новой немецкой песни» Германа Кречмара (1911) носит подзаголовок «От Альберта до Цельтера». Также Генрих Альберт внес вклад в формирование ранней немецкой оперы, известно о двух его операх «Cleomedes» (1635) и «Prussiarchus oder Sorbuisa» (1645), которые не сохранились.

«Тыквенная хижина» Генрих Альберт. « Musikalische Kürbishütte » («Музыкальная тыквенная хижина») компакт-диск «Любовь, печаль, время и вечность», 1996  В эпоху барокко в 1620-е годы в городе появляется знаменитая Музыкальная тыквенная хижина - домик Генриха Альберта , где собираются поклонники высокого искусства.   Эмблемой «Тыквенной хижины», кёнигсбергского кружка поэтов, стала тыква .  (В тыкве вырезались отверстия, внутрь вставлялась свеча - и пока она не погаснет, каждый из присутствующих должен был играть на скрипке или другом музыкальном инструменте, петь или читать стихи.)  Глава кружка — Симон Дах (1605-59); тема его стихотворений — мысль о том, что радость жизни недолговечна и ведет к смерти (в Кёнигсберге частой гостьей была тогда чума). Члены «Кёнигсбергского кружка поэтов» сочиняли церковные песнопения, стихи на случай (дни рождений, свадьба или похороны); пастушеские драмы и оперы, отмеченные чертами бюргерского морализаторства.

«Тыквенная хижина»

Генрих Альберт.

« Musikalische Kürbishütte »

(«Музыкальная тыквенная хижина»)

компакт-диск «Любовь, печаль, время и вечность», 1996

В эпоху барокко в 1620-е годы в городе появляется знаменитая Музыкальная тыквенная хижина - домик Генриха Альберта , где собираются поклонники высокого искусства. 

Эмблемой «Тыквенной хижины», кёнигсбергского кружка поэтов, стала тыква (В тыкве вырезались отверстия, внутрь вставлялась свеча - и пока она не погаснет, каждый из присутствующих должен был играть на скрипке или другом музыкальном инструменте, петь или читать стихи.)

Глава кружка — Симон Дах (1605-59); тема его стихотворений — мысль о том, что радость жизни недолговечна и ведет к смерти (в Кёнигсберге частой гостьей была тогда чума). Члены «Кёнигсбергского кружка поэтов» сочиняли церковные песнопения, стихи на случай (дни рождений, свадьба или похороны); пастушеские драмы и оперы, отмеченные чертами бюргерского морализаторства.

 На Weidendamm в беседке на берегу Прегеля, в «Тыквенной хижине», собирались в XVII веке местные поэты, музыканты и учёные во главе со «звездой кёнигсбергского барокко», профессором, а затем и ректором Альбертины Симоном Дахом. Друзья, объединившиеся в кружок, называли себя «сознательно говорящими о смерти» («Ревнителями бренности»), писали друг другу эпитафии (надгробные речи, надписи, выбиваемые на могиле).   Возле беседки они выращивали тыквы, на которых потом вырезали свои имена и строки стихов.   «Тыквенная хижина» просуществовала порядка десяти лет и была снесена в 1641 году из-за строительства дороги из Кёнигсберга в сторону современного Черняховска. Этому событию Симон Дах посвятил элегию «Плач об окончательном упадке и разрушении музыкальной тыквенной хижины и садика». А всего он написал более полутора тысяч произведений (!) И до сих пор одна из его песен, «Анхен из Тарау», популярна в Германии, Австрии и Швейцарии.   «Анхен из Тарау»

На Weidendamm в беседке на берегу Прегеля, в «Тыквенной хижине», собирались в XVII веке местные поэты, музыканты и учёные во главе со «звездой кёнигсбергского барокко», профессором, а затем и ректором Альбертины Симоном Дахом. Друзья, объединившиеся в кружок, называли себя «сознательно говорящими о смерти» («Ревнителями бренности»), писали друг другу эпитафии (надгробные речи, надписи, выбиваемые на могиле). 

Возле беседки они выращивали тыквы, на которых потом вырезали свои имена и строки стихов. 

«Тыквенная хижина» просуществовала порядка десяти лет и была снесена в 1641 году из-за строительства дороги из Кёнигсберга в сторону современного Черняховска. Этому событию Симон Дах посвятил элегию «Плач об окончательном упадке и разрушении музыкальной тыквенной хижины и садика». А всего он написал более полутора тысяч произведений (!) И до сих пор одна из его песен, «Анхен из Тарау», популярна в Германии, Австрии и Швейцарии.  

«Анхен из Тарау»

 Двадцать лет своей жизни Генрих Альберт посвятил духовно- творческой деятельности в Кенигсберге. Из числа студентов и преподавателей Университета им был создан оркестр камерной музыки - «Коллегиум-Музикум».   Этот оркестр прожил очень долгую творческую жизнь. Известно, что в начале XX века, уже под управлением Мюллера-Блатау, он исполнял музыку кенигсбергских композиторов - Рейхарда, Гётца, Иенсена, Николаи.  МЮЛЛЕР-БЛАТТАУ , Йозеф Мария ( 21 V 1895 - 1976)  немецкий музыковед.    С 1922 преподаватель университета Кёнигсберга (с 1924 зав. кафедрой школьной и церк. музыки, с 1928 профессор)

Двадцать лет своей жизни Генрих Альберт посвятил духовно- творческой деятельности в Кенигсберге. Из числа студентов и преподавателей Университета им был создан оркестр камерной музыки - «Коллегиум-Музикум».

Этот оркестр прожил очень долгую творческую жизнь. Известно, что в начале XX века, уже под управлением Мюллера-Блатау, он исполнял музыку кенигсбергских композиторов - Рейхарда, Гётца, Иенсена, Николаи.

МЮЛЛЕР-БЛАТТАУ , Йозеф Мария ( 21 V 1895 - 1976)

немецкий музыковед. 

С 1922 преподаватель университета Кёнигсберга (с 1924 зав. кафедрой школьной и церк. музыки, с 1928 профессор)

 В культурном сообществе ганзейских городов постоянно происходило общение и обмен новыми идеями. В Любекском соборе в Гамбурге, Риге, Гданьске, Кенигсберге происходило творческое становление Иоганна Валентина Медера , выходца из Тюрингии, ранние работы которого были очень характерны для стиля северогерманского барокко. Иоганн Маттесон, Дитрих Букстехуде и другие его современники ценили его творчество. Медер родился в Вазунгене, Тюрингия, в музыкальной семье, где его отец и четыре брата были органистами или канторами . Изучив богословие в Лейпциге и Йене, он также решил стать музыкантом. Он начал скитаться в поисках удовлетворительной работы. Айзенах, Гота, Кассель, Бремен, Гамбург, Копенгаген, Любек, Елгава, Кёнигсберг - места, где он работал. Иоганн Валентин Медер (1649 – 1719) немецкий композитор и органист

В культурном сообществе ганзейских городов постоянно происходило общение и обмен новыми идеями. В Любекском соборе в Гамбурге, Риге, Гданьске, Кенигсберге происходило творческое становление Иоганна Валентина Медера , выходца из Тюрингии, ранние работы которого были очень характерны для стиля северогерманского барокко. Иоганн Маттесон, Дитрих Букстехуде и другие его современники ценили его творчество. Медер родился в Вазунгене, Тюрингия, в музыкальной семье, где его отец и четыре брата были органистами или канторами . Изучив богословие в Лейпциге и Йене, он также решил стать музыкантом. Он начал скитаться в поисках удовлетворительной работы. Айзенах, Гота, Кассель, Бремен, Гамбург, Копенгаген, Любек, Елгава, Кёнигсберг - места, где он работал.

Иоганн Валентин Медер

(1649 – 1719)

немецкий композитор и органист

 Иоганн Валентин Медер работал также певцом, органистом, учителем музыки и кантором в Таллинне, Риге и Гданьске. Ему была присуждена престижная должность городского капельмейстера, идентичная должности капельмейстера оркестра церкви Пресвятой Девы Марии в Гданьске. Он работал здесь с 1687 по 1699 год. Последние годы жизни он провел в Риге, где и умер в 1719.  Он написал около 150 религиозных и светских произведений. Писал церковные концерты, концертные песнопения, мессы, страсти, оперы, а также инструментальные сочинения. Иоганн Валентин Медер Chaconne in C major Чакона до мажор

Иоганн Валентин Медер работал также певцом, органистом, учителем музыки и кантором в Таллинне, Риге и Гданьске. Ему была присуждена престижная должность городского капельмейстера, идентичная должности капельмейстера оркестра церкви Пресвятой Девы Марии в Гданьске. Он работал здесь с 1687 по 1699 год. Последние годы жизни он провел в Риге, где и умер в 1719.

Он написал около 150 религиозных и светских произведений. Писал церковные концерты, концертные песнопения, мессы, страсти, оперы, а также инструментальные сочинения.

Иоганн Валентин Медер

Chaconne in C major

Чакона до мажор

 Ведущую роль среди музыкантов города на рубеже XVII и XVIII столетий играл Георг Раддеус. Он родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге. Раддеус занимал должность кантора в Трагхаймской кирхе, где 26 ноября 1836 году Рихард Вагнер обвенчался с Минной Планер. Раддеуса высоко ценили как кантора, и в 1694 году после смерти капельмейстера Иоганна Витта он занял должность капельмейстера двора. Георг Раддеус выполнял свои функции до конца жизни и был с почестями похоронен в Трагхаймской кирхе.  В 1701 году именно он отвечал за музыкальное сопровождение торжеств, связанных с коронацией Фридриха Первого Прусского. Коронация была проведена очень роскошно и не ограничивалась в средствах. Дефицит средств, связанный с дополнительными расходами на коронацию был так высок, что король ввёл специальный коронационный налог для того, чтобы его подданные покрыли недостающие расходы. Это событие позволило многим музыкантам сделать себе карьеру. Коронация Фридриха Первого Прусского  в кирхе Кёнигсбергского замка, 1701 Трагхаймская кирха

Ведущую роль среди музыкантов города на рубеже XVII и XVIII столетий играл Георг Раддеус. Он родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге. Раддеус занимал должность кантора в Трагхаймской кирхе, где 26 ноября 1836 году Рихард Вагнер обвенчался с Минной Планер. Раддеуса высоко ценили как кантора, и в 1694 году после смерти капельмейстера Иоганна Витта он занял должность капельмейстера двора. Георг Раддеус выполнял свои функции до конца жизни и был с почестями похоронен в Трагхаймской кирхе.

В 1701 году именно он отвечал за музыкальное сопровождение торжеств, связанных с коронацией Фридриха Первого Прусского. Коронация была проведена очень роскошно и не ограничивалась в средствах. Дефицит средств, связанный с дополнительными расходами на коронацию был так высок, что король ввёл специальный коронационный налог для того, чтобы его подданные покрыли недостающие расходы. Это событие позволило многим музыкантам сделать себе карьеру.

Коронация Фридриха Первого Прусского

в кирхе Кёнигсбергского замка, 1701

Трагхаймская кирха

Георг Ридель (6.06.1676 - 5.02.1738, Кенигсберг), ученик и протеже Раддеуса. Георг Ридель был немецким композитором и кантором . Его называли « восточно-прусским Бахом » или «кенигсбергским Бахом».

Ридель был уроженцем Сенсбурга (Мронгово) , в герцогстве Пруссии. В 1694 году Ридель поступил в Кенигсбергский университет, чтобы изучать богословие. Он написал утраченную серенаду для празднования коронации Фридриха I Прусского в 1701 году, а также другие произведения для инаугурации, свадеб, дней рождения и похорон. В 1709 году он был назначен кантором в Альтштадтской церкви , одной из трех ключевых музыкальных должностей Кенигсберга, которую он занимал до своей смерти.

Старший современник И. С. Баха, кенигсбергский композитор Георг Ридель относится в настоящее время к тем мастерам барокко, чье творческое наследие считается почти полностью утраченным. Современные биографические статьи содержат ссылки лишь на одно сохранившееся его сочинение - траурную кантату «Harmonische Freude frommer Seelen».Фрагменты сохранившихся произведений указывают на то, что Георг Ридель прекрасно владел техникой композиции, свободно пользовался имитационной полифонией, характерной для стиля позднего барокко. Известно, что он создавал также монументальные произведения на евангелические тексты.

Альштадтская церковь

Георг Ридель

Георг Ридель

Георг Ридель

Георг Ридель

 Траурная кантата  `Гармоничная радость благочестивых душ` (1713?) Георг Ридель (1676–1738)    1-й хор: Я счастлив в Господе  2. Ария: в Господе радуюсь  3. Хорал: я любил тебя всегда и всегда

Траурная кантата

`Гармоничная радость благочестивых душ` (1713?)

Георг Ридель (1676–1738)

1-й хор: Я счастлив в Господе

2. Ария: в Господе радуюсь

3. Хорал: я любил тебя всегда и всегда


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!