СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Коррекция детских страхов методами арт-терапии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданная презентация расскрывает актуальность коррекции детских страхов в рамках новых инновационных подходов к решению данной проблемы. В презентации описаны новые техники работы практического психолога с детьми дошкольного возраста имеющими проблеммы в эмоционально-аффективной сфере. Все материалы являются собственными наработками.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коррекция детских страхов методами арт-терапии"»

  Тема:  «Коррекция детских страхов методами арт-терапии»   Подготовил: практический психолог МДОУ «Ясли-сад № 170 г. Донецка» Кондратенко И.В.

Тема: «Коррекция детских страхов методами арт-терапии»

Подготовил: практический психолог

МДОУ «Ясли-сад № 170 г. Донецка»

Кондратенко И.В.

 Эмоция страха имеет определяющее значение для психического развития ребенка. Необходимо отметить, что страх, как и другие неприятные эмоции (гнев, стыд, стресс), не является однозначно опасной и вредной для ребенка эмоцией. Каждая, даже негативная эмоция, выполняет свою определенную функцию.  По мнению Захарова А. И., страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. В случае нормального психического развития детские страхи становятся важным звеном в регуляции поведения ребенка, и с точки зрения Карвасарского Б. Д. имеют положительное адаптационное значение.  Интересно следующее высказывание Захарова А. И.: «Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных и даже «острых» эмоциях» Ученый считает, что страх полезен в том случае, если он точно выполняет свои функции, а потом исчезает. .

Эмоция страха имеет определяющее значение для психического развития ребенка. Необходимо отметить, что страх, как и другие неприятные эмоции (гнев, стыд, стресс), не является однозначно опасной и вредной для ребенка эмоцией. Каждая, даже негативная эмоция, выполняет свою определенную функцию.

По мнению Захарова А. И., страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. В случае нормального психического развития детские страхи становятся важным звеном в регуляции поведения ребенка, и с точки зрения Карвасарского Б. Д. имеют положительное адаптационное значение.

Интересно следующее высказывание Захарова А. И.: «Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных и даже «острых» эмоциях» Ученый считает, что страх полезен в том случае, если он точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

.

 Интересно следующее высказывание Захарова А. И.  «Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных и даже «острых» эмоциях».  Ученый считает, что страх полезен в том случае, если он точно выполняет свои функции, а потом исчезает.   Однако, если страх не проходит со временем, или его сила чересчур велика для неустойчивой психики ребенка, это может причинить ему страдания, помешать нормальной жизнедеятельности, снизить социальную адаптацию, вызвать различные неврологические и психологические проблемы.  Очевидно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок не обладает эмоционально-волевой стойкостью и познавательными навыками для самостоятельной борьбы со своими страхами. Поэтому так важна своевременная работа направленная на профилактику диагностику и коррекцию детских страхов.

Интересно следующее высказывание Захарова А. И.

«Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных и даже «острых» эмоциях».

Ученый считает, что страх полезен в том случае, если он точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Однако, если страх не проходит со временем, или его сила чересчур велика для неустойчивой психики ребенка, это может причинить ему страдания, помешать нормальной жизнедеятельности, снизить социальную адаптацию, вызвать различные неврологические и психологические проблемы.

Очевидно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок не обладает эмоционально-волевой стойкостью и познавательными навыками для самостоятельной борьбы со своими страхами. Поэтому так важна своевременная работа направленная на профилактику диагностику и коррекцию детских страхов.

Этапы работы Запрос от родителей или педагогов на проведение диагностики и коррекции детских страхов 1 этап Подбор диагностического материала и диагностика ребенка 2 этап Ознакомление родителей, педагогов с результатами диагностики и обозначение путей совместной работы по выявленным проблемам 3 этап Проведение коррекционных занятий с ребенком 4 этап Проведение повторной диагностики страхов, ознакомление и обсуждение результатов с родителями, педагогами, рекомендации 5 этап

Этапы работы

Запрос от родителей или педагогов на проведение диагностики и коррекции детских страхов

1 этап

Подбор диагностического материала и диагностика ребенка

2 этап

Ознакомление родителей, педагогов с результатами диагностики и обозначение путей совместной работы по выявленным проблемам

3 этап

Проведение коррекционных занятий с ребенком

4 этап

Проведение повторной диагностики страхов, ознакомление и обсуждение результатов с родителями, педагогами, рекомендации

5 этап

 Диагностика страхов у дошкольников       В своей практике я применяю методику «Страхи в домиках» разработанную и апробированную российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.   Ребёнку предлагается поселить страшные страхи в черный дом, а не страшные в красный.  Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.  Можно отметить следующие плюсы этой методики: Методику можно применять с 3-х лет. Хорошо подходит детям у которых низкий уровень изо навыков. Детям более старшего возраста можно предложить прорисовывать страхи в дом самостоятельно. Методика позволяет успокоить актуализированные страхи, в конце закрыв свой дом на ключ.

Диагностика страхов у дошкольников

В своей практике я применяю методику «Страхи в домиках» разработанную и апробированную российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.

Ребёнку предлагается поселить страшные страхи в черный дом, а не страшные в красный.  Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Можно отметить следующие плюсы этой методики:

  • Методику можно применять с 3-х лет.
  • Хорошо подходит детям у которых низкий уровень изо навыков.
  • Детям более старшего возраста можно предложить прорисовывать страхи в дом самостоятельно.
  • Методика позволяет успокоить актуализированные страхи, в конце закрыв свой дом на ключ.

 Работая с детьми, очень важно использовать как можно более разнообразные и гибкие формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для него способом.  В своей практике я применяю следующие арт-терапевтические техники: «Дом умиротворения»    «Ахи-страхи»  «Трансформация страха»  «Образ и пластика настроения»  «Пластилиновая фигурка»

Работая с детьми, очень важно использовать как можно более разнообразные и гибкие формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для него способом.  В своей практике я применяю следующие арт-терапевтические техники:

  • «Дом умиротворения»

  •   «Ахи-страхи»

  • «Трансформация страха»

  • «Образ и пластика настроения»

  • «Пластилиновая фигурка»

Арт-терапевтическая техника работы с песком

«Дом умиротворения»

Возрастная категория : с 5 лет и старше

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция: «Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость песчинок. Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и легко. Все страхи унесет песок. Подарит умиротворение. Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой её. В ней таятся волшебные камни. Выбери из камней те камни, которые вызывают у тебя эмоции страх, злость, печаль, засыпь их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств. Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя. Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и безопасно. Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом. Этот дом надежд и умиротворения - твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности». А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела. Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома безопасности. Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад».

Предполагаемый результат :

  • снижение тревожности;
  • уменьшение страхов;
  • снижение нервно-психического напряжения;
  • улучшение воображения.

 Арт-терапевтическая техника работы с песком «Дом умиротворения» Страх огня Страх несуществующих животных (динозавров) Страх нападения бандитов, преступников

Арт-терапевтическая техника работы с песком

«Дом умиротворения»

Страх огня

Страх несуществующих животных (динозавров)

Страх нападения бандитов, преступников

Арт-терапевтическая техника «Образ и пластика настроения» (Орлова Л.В.)

Цель : коррекция агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов и тревожности. 

Возрастная категория : с 3 лет и старше.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция: «Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится. Слепи из этого кусочка свой страх. Придумай ему название - имя. Расскажи историю про свою скульптуру (уточняющие вопросы: где живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить, есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он изменится). А что можешь сделать ты со своим страхом, чтоб перестать его бояться? (можно с ним подружиться и т.п.) Давай мы с тобой сейчас как-то изменим твой страх, чтоб он стал менее страшным».

Предполагаемый результат :

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • снижение агрессивности;
  • снижение нервно-психического напряжения.

Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом».

 Арт-терапевтическая техника  «Образ и пластика настроения» (Орлова Л.В.) Страх Бабы-Яги Страх нападения собак

Арт-терапевтическая техника «Образ и пластика настроения» (Орлова Л.В.)

Страх Бабы-Яги

Страх нападения собак

 Арт-терапевтическая техника  «Образ и пластика настроения» (Орлова Л.В.) Страх пауков Страх драконов

Арт-терапевтическая техника «Образ и пластика настроения» (Орлова Л.В.)

Страх пауков

Страх драконов

Арт - терапевтическая техника рисование на воздушном шаре «Трансформация страха»

Цель : коррекция страхов, тревожности, развитие воображения

Возрастная категория : с 5 лет и старше.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция: «А ты знаешь, что твой страх можно нарисовать на воздушном шаре? Давай мы с тобой попробуем это сделать. Перед тобой лежат разноцветные воздушные шары, выбери любой из них. Теперь мы его надуем. А ты представь, что весь твой страх собирается внутри этого шара. Твой страх большой или маленький (ребенок или психолог надувает шар такого размера, какого страх у ребенка и прикрепляют скотчем к столу)? Теперь нарисуй красками на этом воздушном шаре свой страх. Посмотри на это шар, твой страх все еще кажется тебе таким же большим и страшным? А ты можешь сделать его смешным и совсем нестрашным, дорисовав или доклеив ему разные веселые детали (ребенок доклеивает). Сейчас мы с тобой можем распрощаться с ним раз и навсегда: нам нужно взять этот страх и отпустить в небо со словами:  «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай» ».

Также ребенку можно предложить трансформировать свой страх другим способом:

•  выпустить воздух из шара: он становится маленьким, рыхлым и забавным;

  • лопнуть его с помощью кнопки;

•  привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течение недели.

Предполагаемый результат :

снижение тревожности;

снижение количества страхов;

снижение нервно-психического напряжения;

отреагирование отрицательных эмоций;

улучшение воображения.

Арт - терапевтическая техника рисование на воздушном шаре «Трансформация страха» Страх  пауков и уколов

Арт - терапевтическая техника рисование на воздушном шаре «Трансформация страха»

Страх пауков и уколов

Арт - терапевтическая техника рисование на воздушном шаре «Трансформация страха» Страх приведений

Арт - терапевтическая техника рисование на воздушном шаре «Трансформация страха»

Страх приведений

Арт-терапевтическая техника рисования на клеёнке или на мольберте из оргстекла   «Ахи-страхи»

Цель:  коррекция страхов, тревожности.

Возрастная категория : с 5 лет и старше.

Описание метода : Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи на клеенке, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать, так, чтоб он перестал быть пугающим.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция: «Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый большой страх, если тебе захочется что-то исправить, ты можешь сделать это при помощи губки. Придумай ему название своему рисунку. Расскажи про свой страх историю (уточняющие вопросы: какой он, где живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли ты сделать что-то, чтоб твой страх был не таким пугающим и т.п.). Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашны».

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему варианты изменения страха:

•  подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;

•  угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье и т. д.;

•  заштриховать его: спрятать в коробку;

•  избавиться от страха, смыв водой  (клеенка останется чистой) ;

•  приручить его: дорисовать поводок, клетку.

Предполагаемый результат :

снижение тревожности;

снижение количества страхов;

снижение нервно-психического напряжения;

отреагирование отрицательных эмоций.

Арт-терапевтическая техника рисования на мольберте из оргстекла   «Ахи-страхи» Страх темноты

Арт-терапевтическая техника рисования на мольберте из оргстекла   «Ахи-страхи»

Страх темноты

Арт - терапевтическая техника телесно-ориентированной терапии «Пластилиновая фигурка»

Цель : снижение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, расслабление.

Возрастная категория : с 5 лет и старше.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция: «Представь себе, что ты превратился в фигурку из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, постояв в холодильнике, ты стал жёстким и твёрдым: напряги своё тело так, словно ты стал твердой пластилиновой фигурой. Сейчас я постараюсь изменить твою позу, а твоя задача быть несгибаемым и неподатливым как твердый. А теперь представь себе, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов и ты начинаешь постепенно таять. Не забудь, что «таяние» это постепенный процесс: в первую очередь должны оплывать те части тела, на которые «ушло меньше пластилина»: постепенно расслабь пальцы, затем шею, затем руки, теперь начинает таять твое тело, оно постепенно расслабляется, затем тают ноги, и ты тихонько стекаешь на пол и превращаешься в бесформенную лужу из пластилина. Расслабь все мышцы тела, рук, ног, лица. Ни о чем не думай, дыши спокойно. Тебе спокойно и хорошо (это и будет абсолютным мышечным расслаблением). Теперь почувствуй, что твое тело наливается силой и уверенностью, твои руки становятся сильными, тело крепнет, ноги наливаются силой, твой разум спокоен, ты ничего не боишься, ты теперь храбрый и сильный».

Предполагаемый результат :

снижение тревожности;

снижение нервно-психического напряжения;

расслабление;

улучшение воображения.

 Итак, включение разнообразных упражнений и техник арт-терапии эффективно помогает в коррекции детских страхов, они служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка.  А благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и конкретного случая работы со страхом.  Преимущества арт-терапии:  позволяет выявить скрытые переживания и страхи ребенка;  помогает ребенку выразить и отобразить те чувства и эмоции, которые дошкольнику трудно выразить словами;  помогает «вынести» внутренние переживания вовне: в форме игры, сказки, образа.  способствует поиску внутренних резервов и силы для преодоления негативных переживаний;  позволяет найти символические пути избавления от страхов и неприятных эмоций;  выработать новые формы поведения в сложной ситуации и использовать этот опыт самостоятельно в дальнейшей жизни.

Итак, включение разнообразных упражнений и техник арт-терапии эффективно помогает в коррекции детских страхов, они служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка.

А благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и конкретного случая работы со страхом.

Преимущества арт-терапии:

  • позволяет выявить скрытые переживания и страхи ребенка;
  • помогает ребенку выразить и отобразить те чувства и эмоции, которые дошкольнику трудно выразить словами;
  • помогает «вынести» внутренние переживания вовне: в форме игры, сказки, образа.
  • способствует поиску внутренних резервов и силы для преодоления негативных переживаний;
  • позволяет найти символические пути избавления от страхов и неприятных эмоций;
  • выработать новые формы поведения в сложной ситуации и использовать этот опыт самостоятельно в дальнейшей жизни.
Список литературы 1. Алецкая И.А. Особенности проявления страхов у детей с нарушениями речи. Социотипическое поведение личности: сборник научных статей/Министерство образования Республики Беларусь, под ред. С.Л. Богомаза. Витебск, ВГУ 2010 г., с.120-122. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004 г. 3. Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике http://festival.1september.ru/articles/212738/ 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Б БК 88.4, К44 - СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5-9268-0408-6 5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций, год издания и номер журнала: 2007 г., №4. 6. Кочетова Ю.А. - Психологическая коррекция детских страхов Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1 [Электронный ресурс], режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 7. Титова Н.С. - Детские страхи: причины их возникновения и методы устранения [Электронный ресурс], режим доступа: http://pediatrics.kh.ua/archive/parents/ChildrenFears.pdf

Список литературы

1. Алецкая И.А. Особенности проявления страхов у детей с нарушениями речи. Социотипическое поведение личности: сборник научных статей/Министерство образования Республики Беларусь, под ред. С.Л. Богомаза. Витебск, ВГУ 2010 г., с.120-122.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004 г.

3. Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике http://festival.1september.ru/articles/212738/

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Б БК 88.4, К44 - СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5-9268-0408-6

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций, год издания и номер журнала: 2007 г., №4.

6. Кочетова Ю.А. - Психологическая коррекция детских страхов Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1 [Электронный ресурс], режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885

7. Титова Н.С. - Детские страхи: причины их возникновения и методы устранения [Электронный ресурс], режим доступа: http://pediatrics.kh.ua/archive/parents/ChildrenFears.pdf

«То, что является творческим, зачастую  терапевтично, то, что терапевтично,   часто представляет творческий процесс»  Карл Роджерс Спасибо за внимание! Успехов в работе!

«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично,  часто представляет творческий процесс» Карл Роджерс

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!