СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Коррекционная педагогика как наука о воспитании личности при нарушении процессов развития и социализации"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коррекционная педагогика как наука о воспитании личности при нарушении процессов развития и социализации"»

  Презентация по теме « Коррекционная педагогика как наука о воспитании личности при нарушении процессов развития и социализации »

Презентация по теме

« Коррекционная педагогика как наука о воспитании личности при нарушении процессов развития и социализации »

План 1. Определение специальной педагогике, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики. 2. Цель и задачи специальной педагогики. 3. Систематика и статистика специальной педагогики. 4. Предметные области современной специальной педагогики. 5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики.

План

1. Определение специальной педагогике, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики.

2. Цель и задачи специальной педагогики.

3. Систематика и статистика специальной педагогики.

4. Предметные области современной специальной педагогики.

5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики.

6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки. 7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления. 8. Ос новные понятия и термины специальной психологии. 9. Общеметодологические принципы специальной психологии.

6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.

7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления.

8. Ос новные понятия и термины специальной психологии.

9. Общеметодологические принципы специальной психологии.

10. Методы научного исследования в специальной психологии. 11. Основные отрасли специальной психологии. 12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта. 13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития». 14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому.

10. Методы научного исследования в специальной психологии.

11. Основные отрасли специальной психологии.

12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта.

13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития».

14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому.

1. Определение специальной педагогики, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики.  Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц, физическими и психическими проблемами.  Объект — специальное образование с особыми образовательными потребностями.

1. Определение специальной педагогики, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики.

Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц, физическими и психическими проблемами.

Объект — специальное образование с особыми образовательными потребностями.

 Субъект — человек с ограниченным здоровьем и жизнедеятельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.  Предмет — теория и практика специального образования. Объект Предмет

Субъект — человек с ограниченным здоровьем и жизнедеятельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет — теория и практика специального образования.

Объект

Предмет

2. Цель и задачи специальной педагогики.  Цель: выполнение и преодоление недостатков в развитии личности лица с ограниченными возможностями здоровья, исправление функциональных нарушений психической деятельности.

2. Цель и задачи специальной педагогики.

Цель: выполнение и преодоление недостатков в развитии личности лица с ограниченными возможностями здоровья, исправление функциональных нарушений психической деятельности.

Задачи специальной педагогики изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей здоровья 1 изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 2 разработка коррекционных и реабилитационных программ, форм, методов и средств 3

Задачи специальной педагогики

изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей здоровья

1

изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

2

разработка коррекционных и реабилитационных программ, форм, методов и средств

3

3. Систематика и статистика специальной педагогики  В медицинской среде используют классификацию в соответствии с локализацией нарушений в организме человека: соматические заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата) сенсорные нарушения (зрение и слух) нарушения мозговой деятельности

3. Систематика и статистика специальной педагогики

В медицинской среде используют классификацию в соответствии с локализацией нарушений в организме человека:

  • соматические заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата)
  • сенсорные нарушения (зрение и слух)
  • нарушения мозговой деятельности
 В педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными возможностями согласно характеру нарушений или отклонений: глухие слабослышащие позднооглохшие незрячие; слабовидящие лица с соматическими нарушениями лица с нарушениями интеллекта с нарушениями эмоционально-волевой сферы с задержкой психического развития с тяжелыми нарушениями речи лица со сложными недостатками развития

В педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными возможностями согласно характеру нарушений или отклонений:

  • глухие
  • слабослышащие
  • позднооглохшие
  • незрячие;
  • слабовидящие
  • лица с соматическими нарушениями
  • лица с нарушениями интеллекта
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы с задержкой психического развития
  • с тяжелыми нарушениями речи
  • лица со сложными недостатками развития
 В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения нарушения:  врожденное отклонение развития несчастный случай или стихийное бедствие производственная травма профессиональное заболевание дорожно-транспортное происшествие участие в боевых действиях

В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения нарушения:

  • врожденное отклонение развития
  • несчастный случай или стихийное бедствие
  • производственная травма
  • профессиональное заболевание
  • дорожно-транспортное происшествие
  • участие в боевых действиях
Мировая статистика

Мировая статистика

 По данным на конец XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.

По данным на конец XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.

4. Предметные области современ-ной специальной педагогики сурдопедагогика тифлопе-дагогика сурдотиф-лопедагогика отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ЭВС отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА олигофрено-педагогика логопедия отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА

4. Предметные области современ-ной специальной педагогики

сурдопедагогика

тифлопе-дагогика

сурдотиф-лопедагогика

отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ЭВС

отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

олигофрено-педагогика

логопедия

отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА

 Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

 Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

 Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

 Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

 Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики  Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон , а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский . Педагогика Философия

5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики

Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон , а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский .

Педагогика

Философия

 Философия помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.  Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий.  Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия.
  • Философия помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.
  • Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий.
  • Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия.
6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.  Обучение, воспитание и образование детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема.

6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.

Обучение, воспитание и образование детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема.

 Обучение является целенаправлен-ным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.  Воспитание является сложным и противоречивым социально-истори-ческим процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества.  Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения.

Обучение является целенаправлен-ным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.

Воспитание является сложным и противоречивым социально-истори-ческим процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения.

В зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза. Обучение Развитие Воспитание

В зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.

Обучение

Развитие

Воспитание

7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления проблемы трудоустройства психологические проблемы проблемы в получении образования социально- бытовые проблемы

7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления

проблемы

трудоустройства

психологические

проблемы

проблемы

в получении образования

социально-

бытовые

проблемы

Социально-бытовые проблемы Ограничение функций самообслужи-вания Ограничение осуществления социальной роли

Социально-бытовые проблемы

Ограничение функций самообслужи-вания

Ограничение осуществления социальной роли

Ограничение функций самообслуживания 1. Помощь близкого родственника или соцработника. 2. Нахождение в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации неспособность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, передвигаться, садиться или вставать

Ограничение функций самообслуживания

1. Помощь близкого родственника или соцработника.

2. Нахождение в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации

неспособность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, передвигаться, садиться или вставать

Ограничение осуществления социальной роли Вовлечение людей с ОВЗ в общественно-полезную деятельность. Развитие и поддержива-ние связей со здоровым окружением. ограничение социальной роли в обществе, а также ограничение социальных контактов

Ограничение осуществления социальной роли

Вовлечение людей с ОВЗ в общественно-полезную деятельность.

Развитие и поддержива-ние связей со здоровым окружением.

ограничение социальной роли в обществе, а также ограничение социальных контактов

Психологические проблемы самовосприятие

Психологические проблемы

самовосприятие

1. Разрушение психологическо-го барьера между людьми с ОВЗ и людьми с нормой развития. 2. Своевремен-ный процесс психологической реабилитации и адаптации. Люди с ОВЗ себя считают «другими», это влечет за собой замкнутость и неудовлетворенность собственной жизнью.

1. Разрушение психологическо-го барьера между людьми с ОВЗ и людьми с нормой развития.

2. Своевремен-ный процесс психологической реабилитации и адаптации.

Люди с ОВЗ себя считают «другими», это влечет за собой замкнутость и неудовлетворенность собственной жизнью.

Проблемы в получении образования Ограничение в доступности информации Ограничение в развитии инфраструктуры Ограничение в передвижении

Проблемы в получении образования

Ограничение в доступности информации

Ограничение в развитии инфраструктуры

Ограничение в передвижении

Ограничение в развитии инфраструктуры отсутствия вспомога-тельных технологий и условий для обучения людей с ОВЗ 1. Разработка системы дополнительного образования. 2. Комплектация учебных учреждений необходимым оборудованием.

Ограничение в развитии инфраструктуры

отсутствия вспомога-тельных технологий и условий для обучения людей с ОВЗ

1. Разработка системы дополнительного образования.

2. Комплектация учебных учреждений необходимым оборудованием.

Ограничение в доступности информации Создание условий для получения информации (книги для незрячих, слуховые аппараты, наличие тьютора и переводчика, т.д.) Невозможность получения информации из-за ограничений здоровья

Ограничение в доступности информации

Создание условий для получения информации (книги для незрячих, слуховые аппараты, наличие тьютора и переводчика, т.д.)

Невозможность получения информации из-за ограничений здоровья

Ограничение в передвижении Присутствие барьеров на пути передвижения (ступеньки и пороги, отсутствие поручней и т. д.) Наличие специального оборудования (лифтов, пандусов, и т. д.)

Ограничение в передвижении

Присутствие барьеров на пути передвижения (ступеньки и пороги, отсутствие поручней и т. д.)

Наличие специального оборудования (лифтов, пандусов, и т. д.)

Основные проблемы людей с ОВЗ созданы не ими, а обществом!

Основные проблемы людей с ОВЗ созданы не ими, а обществом!

8. Ос новные понятия и термины специальной психологии.  Абилитация – первичное формирование пострадавшей функции. Употребляется применительно к детям раннего возраста.

8. Ос новные понятия и термины специальной психологии.

Абилитация первичное формирование пострадавшей функции.

Употребляется применительно к детям раннего возраста.

 Адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий.  Девиация – отклонение от нормального положения, строения.

Адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий.

Девиация – отклонение от нормального положения, строения.

 Дефект – физический или психический недостаток, вызыва-ющий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект – физический или психический недостаток, вызыва-ющий нарушение нормального развития ребенка.

 Инклюзивное образование – процесс развития общего образова-ния, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образова-ния, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми

потребностями.

 Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

 Коррекция – система специаль-ных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизи-ческого развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция – система специаль-ных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизи-ческого развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

 Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

 Реабилитация – восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных.   Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

Реабилитация – восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных.

Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

 Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе .

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе .

9. О бщеметодологические прин-ципы специальной психологии. Принцип отражения Психика прежде всего выполняет функцию отражения реальности. При любых отклонениях в развитии психика продолжает отражать действительность в виде образов, понятий, эмоций и т. д.

9. О бщеметодологические прин-ципы специальной психологии.

Принцип отражения

Психика прежде всего выполняет функцию отражения реальности. При любых отклонениях в развитии психика продолжает отражать действительность в виде образов, понятий, эмоций и т. д.

Принцип детерминизма Все психические явления носят причиннообусловленный характер. Но внешние причины всегда действуют, преломляясь через внутренние условия. Но действие неблагоприят-ного для психики ребенка фактора-причины, всегда детерминировано целым рядом внутренних условий.

Принцип детерминизма

Все психические явления носят причиннообусловленный характер. Но внешние причины всегда действуют, преломляясь через внутренние условия. Но действие неблагоприят-ного для психики ребенка фактора-причины, всегда детерминировано целым рядом внутренних условий.

Принцип развития Психические явления рассматриваются в  процессе их развития. Нарушенное развитие есть особый способ  генезиса психики в неблагоприятных условиях.

Принцип развития

Психические явления рассматриваются в процессе их развития. Нарушенное развитие есть особый способ генезиса психики в неблагоприятных условиях.

Принцип единства сознания и деятельности Психика не является объектом восприятия непосредственно, воспринимаются лишь ее внешние проявления. При этом, связь между психикой и ее внешними проявлениями (или между сознанием и деятельностью) не носит прямого характера.

Принцип единства сознания и деятельности

Психика не является объектом восприятия непосредственно, воспринимаются лишь ее внешние проявления. При этом, связь между психикой и ее внешними проявлениями (или между сознанием и деятельностью) не носит прямого характера.

10. Методы научного исследования в специальной психологии. основные вспомогательные

10. Методы научного исследования в специальной психологии.

основные

вспомогательные

Основные методы Наблюдение  –состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправлен-ном восприятии психических явле-ний с целью изуче-ния их специфи-ческих изменений в определённых условиях и отыс-кания смысла этих явлений. Эксперимент  – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. 

Основные методы

Наблюдение  –состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправлен-ном восприятии психических явле-ний с целью изуче-ния их специфи-ческих изменений в определённых условиях и отыс-кания смысла этих явлений.

Эксперимент  – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. 

Вспомогательные методы Тестирование  – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Опрос  – ответы на вопросы исследо-вателя. Анкетирование  – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Вспомогательные методы

Тестирование  – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.

Опрос  – ответы на вопросы исследо-вателя.

Анкетирование  – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Вспомогательные методы Анализ продуктов деятельности  – анализ письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.. Катамнестический метод  – сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени.

Вспомогательные методы

Анализ продуктов деятельности  – анализ письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни..

Катамнестический метод  – сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени.

11. Основные отрасли специальной психологии. Тифлопсихология Сурдопсихология Психология лиц с интеллектуальными нарушениями Психология детей с задержкой психического развития Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения Логопсихология Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Психология детей со сложными недостатками развития

11. Основные отрасли специальной психологии.

  • Тифлопсихология
  • Сурдопсихология
  • Психология лиц с интеллектуальными нарушениями
  • Психология детей с задержкой психического развития
  • Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
  • Логопсихология
  • Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  • Психология детей со сложными недостатками развития
 Тифлопсихология  — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции.

Тифлопсихология  — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции.

 Сурдопсихология   — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического разви-тия детей и взрослых с нарушения-ми слуха, а также изучающий возмож-ности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания.

Сурдопсихология   — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического разви-тия детей и взрослых с нарушения-ми слуха, а также изучающий возмож-ности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания.

 Логопедия  — специальная наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия  — специальная наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта. Лев Семёнович Выготский – советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследователь особенностей детского развития.

12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта.

Лев Семёнович Выготский – советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследователь особенностей детского развития.

 Структура любого дефекта Первичные нарушения Вторичныенарушения обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незре-лостью его структур детерминирова-ны первичными, так как психи-ческое развитие ребенка проис-ходит на непол-ноценной осно-ве.

Структура любого дефекта

Первичные нарушения

Вторичныенарушения

обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незре-лостью его структур

детерминирова-ны первичными, так как психи-ческое развитие ребенка проис-ходит на непол-ноценной осно-ве.

Пример: Нарушение познавательной деятельности  БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Снижение речевой активности ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ Нарушение речи  Нарушение общения  Вторичная задержка психического развития Особенности характера ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ  ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

Пример:

Нарушение

познавательной

деятельности

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ФАКТОР

Снижение

речевой

активности

ПЕРВИЧНЫЙ

ДЕФЕКТ

Нарушение речи

Нарушение

общения

Вторичная

задержка

психического

развития

Особенности

характера

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

 Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.  Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке.

Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке.

13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития». Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития ученика, тогда оно будет развивающим. Зона ближайшего развития Зона актуаль-ного раз-вития

13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития».

Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития ученика, тогда оно будет развивающим.

Зона ближайшего развития

Зона актуаль-ного раз-вития

 Зона актуального развития – уровень подготовленности ученика,  который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.  Зона ближайшего развития – более высокий уровень, который обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

Зона актуального развития – уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Зона ближайшего развития – более высокий уровень, который обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

 То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он  будет делать самостоятельно.   То, что входило в зону ближайшего развития, в   процессе обучения переходит на уро-вень актуального развития.

То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития, в

процессе обучения переходит на уро-вень актуального развития.

14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому. Виктор Васильевич Лебединский   — советский и российский психолог. Более 30 лет посвятил изуче-нию психопато-логии детского возраста, основал психологию ано-мального разви-тия.

14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому.

Виктор Васильевич Лебединский   — советский и российский психолог.

Более 30 лет посвятил изуче-нию психопато-логии детского возраста, основал психологию ано-мального разви-тия.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому ) задержанное развитие недоразвитие искаженное развитие искаженное развитие дефицитарное развитие дисгармоничес-кое развитие

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому )

задержанное развитие

недоразвитие

искаженное развитие

искаженное развитие

дефицитарное развитие

дисгармоничес-кое развитие

 Недоразвитие – раннее повреждение, незрелость мозговых структур (олигофрения).  Задержанное развитие – задержанный темп развития  познавательной и эмоционально-волевой сфер (ЗПР).

Недоразвитие – раннее повреждение, незрелость мозговых структур (олигофрения).

Задержанное развитие – задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер (ЗПР).

 Поврежденное развитие – повреждение развития после 2-3 лет (деменция).  Искаженное развитие – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (РДА).

Поврежденное развитие – повреждение развития после 2-3 лет (деменция).

Искаженное развитие – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (РДА).

 Дисгармоническое развитие – диспропорция развития в  эмоционально-волевой сфере (психопатии).  Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения зрения, слуха и пр.).

Дисгармоническое развитие – диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере (психопатии).

Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения зрения, слуха и пр.).

Список литературы Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения: методическое пособие / В.А. Ковалёв, О.А. Мирошниченко, В.Б. Осиновская, О.С. Кудря, А.В. Штепа, Я.Д. Курганова; под редакцией О.Н. Владимировой. – Санкт-Петербург: СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», – 2022. – 152 с. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005 Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 188 с. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной 6. https://www.litres.ru/book/o-petrova/specialnaya-pedagogika-shpargalka-180540/chitat-onlayn/

Список литературы

  • Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения: методическое пособие / В.А. Ковалёв, О.А. Мирошниченко, В.Б. Осиновская, О.С. Кудря, А.В. Штепа, Я.Д. Курганова; под редакцией О.Н. Владимировой. – Санкт-Петербург: СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», – 2022. – 152 с.
  • Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005
  • Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 188 с.
  • Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  • Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной

6. https://www.litres.ru/book/o-petrova/specialnaya-pedagogika-shpargalka-180540/chitat-onlayn/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!