Презентация по теме
« Коррекционная педагогика как наука о воспитании личности при нарушении процессов развития и социализации »
План
1. Определение специальной педагогике, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики.
2. Цель и задачи специальной педагогики.
3. Систематика и статистика специальной педагогики.
4. Предметные области современной специальной педагогики.
5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики.
6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.
7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления.
8. Ос новные понятия и термины специальной психологии.
9. Общеметодологические принципы специальной психологии.
10. Методы научного исследования в специальной психологии.
11. Основные отрасли специальной психологии.
12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта.
13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития».
14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому.
1. Определение специальной педагогики, а также объекта, субъекта и предмета специальной педагогики.
Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц, физическими и психическими проблемами.
Объект — специальное образование с особыми образовательными потребностями.
Субъект — человек с ограниченным здоровьем и жизнедеятельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет — теория и практика специального образования.
Объект
Предмет
2. Цель и задачи специальной педагогики.
Цель: выполнение и преодоление недостатков в развитии личности лица с ограниченными возможностями здоровья, исправление функциональных нарушений психической деятельности.
Задачи специальной педагогики
изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей здоровья
1
изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
2
разработка коррекционных и реабилитационных программ, форм, методов и средств
3
3. Систематика и статистика специальной педагогики
В медицинской среде используют классификацию в соответствии с локализацией нарушений в организме человека:
- соматические заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата)
- сенсорные нарушения (зрение и слух)
- нарушения мозговой деятельности
В педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными возможностями согласно характеру нарушений или отклонений:
- глухие
- слабослышащие
- позднооглохшие
- незрячие;
- слабовидящие
- лица с соматическими нарушениями
- лица с нарушениями интеллекта
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы с задержкой психического развития
- с тяжелыми нарушениями речи
- лица со сложными недостатками развития
В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения нарушения:
- врожденное отклонение развития
- несчастный случай или стихийное бедствие
- производственная травма
- профессиональное заболевание
- дорожно-транспортное происшествие
- участие в боевых действиях
Мировая статистика
По данным на конец XX в., в России около 15 млн чел. имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.
4. Предметные области современ-ной специальной педагогики
сурдопедагогика
тифлопе-дагогика
сурдотиф-лопедагогика
отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ЭВС
отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
олигофрено-педагогика
логопедия
отрасль изучающая обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА
Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
5. Взаимосвязь философии и специальной педагогики
Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон , а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский .
Педагогика
Философия
- Философия помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.
- Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий.
- Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия.
6. Связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.
Обучение, воспитание и образование детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема.
Обучение является целенаправлен-ным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.
Воспитание является сложным и противоречивым социально-истори-ческим процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества.
Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения.
В зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.
Обучение
Развитие
Воспитание
7. Основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и возможные пути их преодоления
проблемы
трудоустройства
психологические
проблемы
проблемы
в получении образования
социально-
бытовые
проблемы
Социально-бытовые проблемы
Ограничение функций самообслужи-вания
Ограничение осуществления социальной роли
Ограничение функций самообслуживания
1. Помощь близкого родственника или соцработника.
2. Нахождение в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации
неспособность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, передвигаться, садиться или вставать
Ограничение осуществления социальной роли
Вовлечение людей с ОВЗ в общественно-полезную деятельность.
Развитие и поддержива-ние связей со здоровым окружением.
ограничение социальной роли в обществе, а также ограничение социальных контактов
Психологические проблемы
самовосприятие
1. Разрушение психологическо-го барьера между людьми с ОВЗ и людьми с нормой развития.
2. Своевремен-ный процесс психологической реабилитации и адаптации.
Люди с ОВЗ себя считают «другими», это влечет за собой замкнутость и неудовлетворенность собственной жизнью.
Проблемы в получении образования
Ограничение в доступности информации
Ограничение в развитии инфраструктуры
Ограничение в передвижении
Ограничение в развитии инфраструктуры
отсутствия вспомога-тельных технологий и условий для обучения людей с ОВЗ
1. Разработка системы дополнительного образования.
2. Комплектация учебных учреждений необходимым оборудованием.
Ограничение в доступности информации
Создание условий для получения информации (книги для незрячих, слуховые аппараты, наличие тьютора и переводчика, т.д.)
Невозможность получения информации из-за ограничений здоровья
Ограничение в передвижении
Присутствие барьеров на пути передвижения (ступеньки и пороги, отсутствие поручней и т. д.)
Наличие специального оборудования (лифтов, пандусов, и т. д.)
Основные проблемы людей с ОВЗ созданы не ими, а обществом!
8. Ос новные понятия и термины специальной психологии.
Абилитация – первичное формирование пострадавшей функции.
Употребляется применительно к детям раннего возраста.
Адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий.
Девиация – отклонение от нормального положения, строения.
Дефект – физический или психический недостаток, вызыва-ющий нарушение нормального развития ребенка.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образова-ния, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми
потребностями.
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
Коррекция – система специаль-ных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизи-ческого развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Реабилитация – восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных.
Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.
Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе .
9. О бщеметодологические прин-ципы специальной психологии.
Принцип отражения
Психика прежде всего выполняет функцию отражения реальности. При любых отклонениях в развитии психика продолжает отражать действительность в виде образов, понятий, эмоций и т. д.
Принцип детерминизма
Все психические явления носят причиннообусловленный характер. Но внешние причины всегда действуют, преломляясь через внутренние условия. Но действие неблагоприят-ного для психики ребенка фактора-причины, всегда детерминировано целым рядом внутренних условий.
Принцип развития
Психические явления рассматриваются в процессе их развития. Нарушенное развитие есть особый способ генезиса психики в неблагоприятных условиях.
Принцип единства сознания и деятельности
Психика не является объектом восприятия непосредственно, воспринимаются лишь ее внешние проявления. При этом, связь между психикой и ее внешними проявлениями (или между сознанием и деятельностью) не носит прямого характера.
10. Методы научного исследования в специальной психологии.
основные
вспомогательные
Основные методы
Наблюдение –состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправлен-ном восприятии психических явле-ний с целью изуче-ния их специфи-ческих изменений в определённых условиях и отыс-кания смысла этих явлений.
Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия.
Вспомогательные методы
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.
Опрос – ответы на вопросы исследо-вателя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
Вспомогательные методы
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни..
Катамнестический метод – сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени.
11. Основные отрасли специальной психологии.
- Тифлопсихология
- Сурдопсихология
- Психология лиц с интеллектуальными нарушениями
- Психология детей с задержкой психического развития
- Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
- Логопсихология
- Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Психология детей со сложными недостатками развития
Тифлопсихология — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции.
Сурдопсихология — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического разви-тия детей и взрослых с нарушения-ми слуха, а также изучающий возмож-ности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания.
Логопедия — специальная наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
12. Суть учения Л. С. Выготского о сложном, системном строении дефекта.
Лев Семёнович Выготский – советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследователь особенностей детского развития.
Структура любого дефекта
Первичные нарушения
Вторичныенарушения
обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незре-лостью его структур
детерминирова-ны первичными, так как психи-ческое развитие ребенка проис-ходит на непол-ноценной осно-ве.
Пример:
Нарушение
познавательной
деятельности
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
Снижение
речевой
активности
ПЕРВИЧНЫЙ
ДЕФЕКТ
Нарушение речи
Нарушение
общения
Вторичная
задержка
психического
развития
Особенности
характера
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.
Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке.
13. Разница между «зоной актуального развития» и «зоной ближайшего развития».
Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития ученика, тогда оно будет развивающим.
Зона ближайшего развития
Зона актуаль-ного раз-вития
Зона актуального развития – уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.
Зона ближайшего развития – более высокий уровень, который обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уро-вень актуального развития.
14. Классификация психического дизонтегенеза по В.В. Лебединскому.
Виктор Васильевич Лебединский — советский и российский психолог.
Более 30 лет посвятил изуче-нию психопато-логии детского возраста, основал психологию ано-мального разви-тия.
Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому )
задержанное развитие
недоразвитие
искаженное развитие
искаженное развитие
дефицитарное развитие
дисгармоничес-кое развитие
Недоразвитие – раннее повреждение, незрелость мозговых структур (олигофрения).
Задержанное развитие – задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер (ЗПР).
Поврежденное развитие – повреждение развития после 2-3 лет (деменция).
Искаженное развитие – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (РДА).
Дисгармоническое развитие – диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере (психопатии).
Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения зрения, слуха и пр.).
Список литературы
- Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения: методическое пособие / В.А. Ковалёв, О.А. Мирошниченко, В.Б. Осиновская, О.С. Кудря, А.В. Штепа, Я.Д. Курганова; под редакцией О.Н. Владимировой. – Санкт-Петербург: СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», – 2022. – 152 с.
- Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005
- Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 188 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной
6. https://www.litres.ru/book/o-petrova/specialnaya-pedagogika-shpargalka-180540/chitat-onlayn/