Крепостные художники Худояровы
«На лаковых подносах твое прошлое живет,
В бажовских сказах, былях и преданьях,
А паровоз тагильский снова движет нас вперед
Отмеряя годы-расстояния.
Город мастеров, искренних людей,
Свою стать ты в веках сохранил.
Город светлых дел, мыслей и идей
Моя слава - мой Нижний Тагил!»
A
В 2023 году исполняется 277 лет уральской лаковой росписи по металлу. Тагильские подносы – яркие, нарядные, узнаваемые – можно встретить в любой точке земного шара, они хранятся во многих музеях России.
Заголовок презентации
В городе есть место, где хранятся тайны этого ремесла – Дом Худояровых, или Музей истории подносного промысла. Он входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и рассказывает о зарождении и развитии уральской лаковой росписи по металлу с середины XVIII века до сегодняшнего дня. Раньше этот дом принадлежал династии тагильских художников Худояровых, а теперь здание стало памятником федерального значения.
Заголовок презентации
Нижний Тагил – родина русского железного подноса и признанный центр лаковой росписи по металлу. Этому способствовали три фактора:
- На Нижнетагильском железоделательном заводе производилось железо высокого качества марки «Старый соболь».
- В Нижнем Тагиле жили и работали высококвалифицированные мастера по обработке металла.
- Здесь были сильны старообрядческие иконописные традиции, которые повлияли на зарождение росписи по металлу.
Впервые железные лакированные изделия демидовских заводов упоминаются в реестре имущества Онежского второклассного монастыря в 1746 году, от этой даты и считают возраст промысла, который в 2023 году отмечает свое 277-летие.
Заголовок презентации
Прежде чем расписать поднос, нужно было изготовить форму. В XVIII–XIX веках это было делом непростым и трудоемким. Сначала использовали метод холодной клепки. Для клепаных форм все составные части готовились отдельно: дно подноса, бортики, которые украшали просечным рисунком и т.д. Все детали подноса соединялись так виртуозно, что места соединения были практически не видны!
Заголовок презентации
Во второй половине XIX века появились кованые подносы. Это было связано с внедрением в производство в 1775 году листокатального стана – нововведения тагильского механика Е.Г. Кузнецова (1725–1804)..
Заголовок презентации
Такой поднос был цельным: по специальному шаблону делали выкройку, затем отковывали форму молотком на короткой ручке. Для облегчения работы брали сразу по 5-6 заготовок, соединяли их в одну пачку и первый раз отковывали на специальных приспособлениях. Затем для придания оригинальной формы каждый лист отковывали отдельно с помощью инструментов: пробойников, молотков и наковаленок. Готовую форму воронили и грунтовали – и только после всего этого приступали к росписи
Заголовок презентации
Тагильские цветы
Уже в конце XVIII века у тагильских мастеров наметились основные направления росписи. Особенно заметной стала цветочная роспись с цветочными композициями на красном, зеленом, синем или черном фоне. В центр часто помещали «розан» – фантазийный цветок, прототипом которого стал местный шиповник.
Заголовок презентации
В первой половине XIX века популярной стала сюжетная роспись. Темы для нее брались с печатных гравюр, которыми заводовладелец Никита Демидов снабжал школу живописи в Нижнетагильске, работавшую с 1806 по 1820 год. При этом перед художником стоял целый ряд задач: списать изображение в плоскость, заданную формой подноса, найти соответствующие пропорции, по-своему решить цветовую гамму, поскольку гравюры были черно-белые. Кроме этого, роспись дополнялась богатым золотным орнаментом, придававшим изделию особую нарядность.
Заголовок презентации
Примером сюжетной росписи можно назвать поднос-картину Дубасниковых «Отъезд детей Типу Султана из Зенаны».
Заголовок презентации
По трафаретному золотному орнаменту всегда можно узнать тагильские подносы. Сначала, в 1830-е годы, он служил декором, обрамлявшим основную роспись. А со временем он стал основным, а порой и единственным средством художественного оформления подноса.
Заголовок презентации
Тагильский хрустальный лак
Расписанный поднос покрывали лаком. На всю Россию был известен знаменитый «хрустальный лак». Его изобретение приписывается Андрею Степановичу Худоярову (1722-1804), основателю знаменитой династии тагильских художников, внесших свой большой вклад в развитие художественной культуры города.
Худояровский лак получил название хрустального за свою необычную прозрачность и прочность. Секрет его изготовления хранился в семье и был утрачен в конце XIX века.
Заголовок презентации
Династия Худояровых
Первыми Худояровыми, пустившими корни на земле уральской, были Андрей Степанович (1722—1804 гг.) и два его сына — Вавила (?—1794 гг.) и Федор (1740—1828 гг.). Исследователи их жизни и творчества В.А. Каменский и профессор Б.В. Павловский уверенно называют их старообрядцами, владевшими искусством иконописи и бежавшими на Урал от притеснений из-за веры.
Заголовок презентации
Федор Андреевич (1740-1828) и Вавила Федорович (1755 - 1794) - ведущие мастера лакового дела в Нижнем Тагиле XVIII в.; выполняли заказные работы для Демидовых; владели цветочной, пейзажной росписью; составители "тагильского, белого, сильного" лака, отличавшегося прочностью и чистотой; лак использовали по меди, железу, дереву; из работ сохранился только красно-медный столик-шкатулка (1785). Павел Федорович (1802-1860-е), ремесленник, иконописец; писал иконы для Выйско-Николаевской и Веденской церквей Нижнего Тагила; одним из первых из уральских художников обратился к теме заводского труда. ("Листобойный цех", 1830-е).
Заголовок презентации
Степан Федорович (1810-1865) В 1828 - нач. 30-х гг. изучал живопись в Италии под рук. К.П.Брюллова; в 1845 г. Академия художеств присвоила ему звание свободного худ.; с 1848 по 1850 г. изучал технику мозаики в Риме. В 1851-1860 гг. работал в мозаичной мастерской Академии художеств в Петербурге, затем на императорском стекольном заводе; принимал участие в изготовлении мозаичных икон для главного иконостаса в Исаакиевском соборе; создал портрет Ивана Сусанина (1830-е).
Заголовок презентации
На фото: Исаак Федорович и Василиса Михайловна Худояровы
Заголовок презентации
Исаак Федорович (1807-1870-е) - автор подносов и шкатулок с сюжетной и цветочной росписью и монументального полотна "Гулянье на Лисьей горе" (1840-е).
Заголовок презентации
Вонифатий Исаакович (1831 - 02.05.1870). Учился рисованию в Выйском заводском училище. В 1861 г. поступил в Академию художеств, в 1866 г.отчислен по состоянию здоровья со званием свободного худ. С 1869 г. преподавал в Олонецком училище. Известны две работы "Женская головка" (1850-е) и "Автопортрет" (1861).
Заголовок презентации
Степан Федорович (1810-1865) В 1828 - нач. 30-х гг. изучал живопись в Италии под рук. К.П.Брюллова; в 1845 г. Академия художеств присвоила ему звание свободного худ.; с 1848 по 1850 г. изучал технику мозаики в Риме. В 1851-1860 гг. работал в мозаичной мастерской Академии художеств в Петербурге, затем на императорском стекольном заводе; принимал участие в изготовлении мозаичных икон для главного иконостаса в Исаакиевском соборе; создал портрет Ивана Сусанина (1830-е).
Название презентации
Взлеты и падения
В XIX веке промысел переживал подъем. В Нижнем Тагиле работали многочисленные мастерские по производству расписных подносов, сундуков и других изделий, которые пользовались большой популярностью на Ирбитской, Нижегородской ярмарках.Все изменилось в первой половине XX века, когда из-за военных и социально-экономических потрясений традиция росписи и, как следствие, навыки были почти утрачены. Работали отдельные артели, например, «Пролетарий» и «Красная заря», но они выпускали ведра и рукомойники с примитивной росписью.
Заголовок презентации
Заголовок презентации
Спасибо за внимание!