СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура России в первой половине 19 века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие культуры,архитектуры, живописи  России в начале 19 века.

Просмотр содержимого презентации
«моя работа»

Петрушовой Е.С.

Петрушовой Е.С.

В 1801 году на престол России взошел молодой монарх Александр I . В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812г. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «Золотым веком» русской культуры В мировой фонд культуры Россия внесла огромный вклад

В 1801 году на престол России взошел молодой монарх Александр I .

В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812г.

Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «Золотым веком» русской культуры

В мировой фонд культуры Россия внесла огромный вклад

Особенности развития культуры  этого периода: → Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития.  → Это развитие требовало большого количества Высококвалифицированных кадров и инженеров, образованных Людей во всех сферах жизни общества.  → Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений, Испытывало потребность в элементарном образовании.  → Развитие гражданского общества демократизировало культуру, сделало ее достоянием широких слоев

Особенности развития культуры

этого периода:

Пореформенная Россия вступила на путь быстрого

капиталистического развития.

Это развитие требовало большого количества

Высококвалифицированных кадров и инженеров, образованных

Людей во всех сферах жизни общества.

Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений,

Испытывало потребность в элементарном образовании.

Развитие гражданского общества демократизировало культуру,

сделало ее достоянием широких слоев

Система образования в первой половине XIX века Высшая школа Общеобразовательная школа Университеты Академии Уездные училища  (3 года) Для детей купцов, ремесленников,др.городских жителей Приходские училища (1 год). Для детей «самых низших сословий» Гимназии (7 лет). Для детей дворян, купцов, чиновников

Система образования в первой половине XIX века

Высшая школа

Общеобразовательная школа

Университеты

Академии

Уездные училища

(3 года)

Для детей купцов, ремесленников,др.городских жителей

Приходские училища

(1 год).

Для детей «самых низших сословий»

Гимназии

(7 лет).

Для детей дворян, купцов, чиновников

Царскосельский  лицей 1811г. Петербургский университет 1819г. Дерптский университет 1802г . В начале XIX в. В России сложилась система высшего, среднего  и начального образования.  Были открыты университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно, Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле. Казанский императорский университет 1804 г Виленский университет 1803г . Харьковский университет 1805г.

Царскосельский лицей 1811г.

Петербургский университет 1819г.

Дерптский университет 1802г .

В начале XIX в. В России сложилась система высшего, среднего

и начального образования.

Были открыты университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно,

Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле.

Казанский императорский университет 1804 г

Виленский университет 1803г .

Харьковский университет 1805г.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке.

В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц  Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц

Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание..  И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание..

И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

.  На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи.

.

На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи.

Русская поэзия того времени была тесно связана с  общественно-политической жизнью страны. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником  божественной истины, пророком .

Русская поэзия того времени была тесно связана с

общественно-политической жизнью страны. В произведениях

авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого

предназначения. Поэт в России считался проводником

божественной истины, пророком .

В 1814 году в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В 1814 году в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева,  В 1831 году был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Всё это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государству. Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева,  В 1831 году был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Всё это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государству. Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей

Развитие исторической науки

Развитие исторической науки

"Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".

КАРАМЗИН Николай Михайлович [1 766 –1 826 ] – писатель, историк.

Автор «Истории государства Российского»

Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, вышедших в свет в 1818 году. 

Архитектура и скульптура.  Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма  в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.   Постройки в стиле  классицизма  отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. 

Архитектура и скульптура. 

Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. 

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства, по проекту А.Д.Захарова. Андрей Воронихин стал автором монументального Казанского собора в столице империи. Именно того собора, в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства, по проекту А.Д.Захарова.

Андрей Воронихин стал автором монументального Казанского собора в столице империи. Именно того собора, в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.

Казанский собор (Воронихин А.Н.) 1801—1811г.г . 

Казанский собор

(Воронихин А.Н.)

1801—1811г.г

Горный институт в Санкт-Петербурге( Воронихин А.Н.)1806-1811г.

Горный институт в Санкт-Петербурге( Воронихин А.Н.)1806-1811г.

Адмиралтейство Захарова А. Д.1806-1823г.

Адмиралтейство Захарова А. Д.1806-1823г.

С 1818-1858г.г. Строился Исаакиевский собор в Петербурге -самое большое здание в России в первой половине XIX века. Внутри собора может находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором О.Монферраном Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади .

С 1818-1858г.г. Строился Исаакиевский собор в Петербурге -самое большое здание в России в первой половине XIX века. Внутри собора может находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором О.Монферраном

Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади .

Исаакиевский собор (1818-1858г.) О.Монферран

Исаакиевский собор (1818-1858г.) О.Монферран

Большой театр в г.Москве (1825г.) О. Бове

Большой театр в г.Москве (1825г.) О. Бове

Триумфальные ворота в г.Москве (1827-1834г.) О.Бове

Триумфальные ворота в г.Москве

(1827-1834г.) О.Бове

Иван Петрович Мартос  (1754-1835). Памятник Минину и Пожарскому . Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.

Иван Петрович Мартос

(1754-1835).

Памятник Минину и Пожарскому . Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.

Памятник Александру I (Таганрог) Памятник Ломоносову М.В. (Архангельск)

Памятник Александру I (Таганрог)

Памятник Ломоносову М.В.

(Архангельск)

Храм Христа Спасителя Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения: Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.

Храм Христа Спасителя

Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения: Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.

Оружейная палата (1844-1851 ) Николаевский вокзал (1847-1851) Большой Кремлевский Дворец (1839-1849)

Оружейная палата

(1844-1851 )

Николаевский вокзал

(1847-1851)

Большой Кремлевский Дворец

(1839-1849)

Живопись этого периода, стала расцветом реализма, явным проявлением которого, стал выдающийся художник Карл Брюллов .  Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Русская живопись

Живопись этого периода, стала расцветом реализма, явным проявлением которого, стал выдающийся художник Карл Брюллов .

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе.

Русская живопись

«Всадница» 1832г. «Итальянский полдень» 1831г.

«Всадница» 1832г.

«Итальянский полдень» 1831г.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова  (1806-1858).  20 лет трудился над своим фундаментальным трудом «Явление Христа народу»

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова

(1806-1858).

20 лет трудился над своим фундаментальным трудом «Явление Христа народу»

«Явление Христа народу» 1837-1857г.

«Явление Христа народу» 1837-1857г.

В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов.

В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился

А.Г. Венецианов.

"Кормилица с ребенком" 1831 год

"Гумно" 1821 год

"На жатве. Лето" 1825 год

"Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга" 1838 год

"На пашне. Весна" 1822 год

Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы. В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова  (1815-1852).

Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество

Павла Андреевича Федотова

(1815-1852).

В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина

В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина

"Свежий кавалер".

Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями.

«Разборчивая невеста»1847г. Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.

«Разборчивая невеста»1847г.

Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика.

«Портрет Пушкина» 1827г. «Портрет сына» 1818г. «Кружевница» 1823г.

«Портрет Пушкина» 1827г.

«Портрет сына» 1818г.

«Кружевница»

1823г.

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка, вошедший в историю как первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки.

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка, вошедший в историю как первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки.

В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями, что являлось отличительной чертой творческого подхода композитора. Его оперы

В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями, что являлось отличительной чертой творческого подхода композитора. Его оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы и во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты.

Музыка Александра Даргомыжского, в произведении «Русалка», ознаменовало собой новый жанр, психологической драмы.

Музыка Александра Даргомыжского, в произведении «Русалка», ознаменовало собой новый жанр, психологической драмы.

Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы. 

Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы. 

Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В.А. Каратыгин. Эти и другие талантливые артисты закладывали основы русской театральной школы. П. С. Мочалов М. С. Щепкин А. Е. Мартынов В.А. Каратыгин

Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В.А. Каратыгин. Эти и другие талантливые артисты закладывали основы русской театральной школы.

П. С. Мочалов

М. С. Щепкин

А. Е. Мартынов

В.А. Каратыгин

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его новая роль, была событием в жизни Москвы.

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его новая роль, была событием в жизни Москвы.

М.С. Щепкин прославился, сыграв в Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, роли Фамусова (

М.С. Щепкин прославился, сыграв в Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор")

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы.

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства.

А.И. Истомина  Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина.

А.И. Истомина

Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина.

В первой половине XIX века общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, “ещё находилась в состоянии глубокой умственной спячки”. В целом, в этот период века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом формирования национальной культуры. И традиции, заложенные в первой половине XIX века, развивались и приумножались в последующее время.

В первой половине XIX века общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, “ещё находилась в состоянии глубокой умственной спячки”. В целом, в этот период века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом формирования национальной культуры. И традиции, заложенные в первой половине XIX века, развивались и приумножались в последующее время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!