СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культурная революция в СССР" (для подготовки к ЕГЭ по истории)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культурная революция в СССР" (для подготовки к ЕГЭ по истории)»

Культурная революция в СССР

Культурная революция в СССР

Культурная революция в СССР В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция . Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР  с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.  История термина  Впервые термин появился в мае 1917 год а в «Манифесте анархизма» братьев Гординых  Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье «О кооперации» (1923):

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция .

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР  с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

Впервые термин появился в мае 1917 год а в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье «О кооперации» (1923): " Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Цели

  • Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
  • Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
  • Ликвидация безграмотности
  • Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
  • Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
  • Отказ от культурного наследия прошлого
Мероприятия 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады. Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос , председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г. Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

Мероприятия

  • 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
  • Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии,
  • Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос , председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.),
  • Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.),
  • Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.
  • Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
Мероприятия Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура. Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ЛИКБЕЗЫ - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: «Грамотный обучи неграмотного»» Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др). Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались РАБФАКИ (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

Мероприятия

  • Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
  • Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ЛИКБЕЗЫ - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: «Грамотный обучи неграмотного»»
  • Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
  • Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались РАБФАКИ (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
Мероприятия Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры. Активно привлекались к работе учёные царской России. Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры  С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа» : «Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), « Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930). С 1929 начали работу ШАРАШКИ - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности. Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932). В искусстве был утверждён единый метод - СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ .

Мероприятия

  • Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
  • Активно привлекались к работе учёные царской России.
  • Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

  • С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа» : «Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), « Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).
  • С 1929 начали работу ШАРАШКИ - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.
  • Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
  • В искусстве был утверждён единый метод - СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ .
Итоги К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.  Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.  Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.  Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.  Введено бесплатное всеобщее начальное образование  Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет  Унификация культурной и духовной жизни в стане  В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев  – добились мирового признания.

Итоги

  • К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
  • Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
  • Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
  • Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
  • Введено бесплатное всеобщее начальное образование
  • Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
  • Унификация культурной и духовной жизни в стане
  • В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев  – добились мирового признания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!