Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей
в рамках окружного семинара «Такие разные дети»
« Осторожно - дети! Подводные камни школьной жизни».
Основные вопросы:
Ситуации, способствующие возникновению конфликтной ситуации в педагогическом взаимодействии:
1. Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ;
2. Ситуации поведения и поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
- 1. Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ; 2. Ситуации поведения и поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
- 1. Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ; 2. Ситуации поведения и поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
- 1. Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ; 2. Ситуации поведения и поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
3. Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
- 3. Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
- 3. Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
- 3. Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Упражнение «Кривое зеркало»
- Ты ни разу в жизни ничего не сделала полезного на уроке!
- Вы меня обидели!
- Он – упрямый, как осёл!
- Прекрати меня злить!
- Ты должна мне сдать работу!
Система воспитательной работы и воспитательный потенциал
Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе содержания процесса воспитания лежат следующие идеи :
1.Реализм цели воспитания
2.Совместная деятельность педагогов и учащихся
3.Самоопределение
4.Личностная направленность воспитания
5.Добровольность
6.Коллективистская направленность
Принципы воспитания:
- Опора на положительное в воспитании
- Гуманизация воспитания
- Личностный подход в воспитании
- Единство воспитательных воздействий
Коммуникативная составляющая
Стратегия
Говорит учитель
Принятие
Слышит ученик
Ты – хороший …
Внимание
Я – хороший …
Я вижу тебя
Уважение/Признание
Одобрение
Я что-то значу
Спасибо тебе за …
Мои усилия замечены
Я знаю о тебе что-то замечательное
Теплые чувства
Я - состоятелен
Ты мне нравишься
Кто-то заботится обо мне
Интеллектуальная состоятельность
Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность?
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Формирует веру в успех
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
- Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
- Отмечайте достижения
Свой вклад Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность?
- Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса
- Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения
- Принимайте правила вместе с учениками
- Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь другим
- Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу
Упражнение «Волшебный ларец»
Если ребенка критикуют, он учится осуждать.
Если ребенка высмеивают, он учится быть робким.
Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенка хвалят, он учится себя ценить.
Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто ругают, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя
и свои силы.
Если к ребенку часто бывают снисходительны,
он учится быть терпеливым.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность,
он учится конфликтовать и драться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным,
он учится находить в этом мире любовь.
Подводя итог, хочу сделать акцент на безусловном принятии и поддержке каждого ученика. Это крайне важно в нашей работе. Верю, что каждый ребёнок – это уникальная личность с набором различных качеств, характеристик, ценностей и установок. Поддержка – это та основа, на которой строится конструктивное взаимодействие с учениками. Поддержки много не бывает.
Но для того, чтобы принять каждого ребёнка мы в первую очередь должны принять и полюбить себя, со всеми достоинствами и недостатками. Я желаю вам любви, взаимопонимания с окружающими, творческих успехов и вдохновения.
И.А. Корнева
Спасибо за внимание! Успехов в работе!