СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Личность и межличностные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Личность и межличностные отношения " к параграфу п21 учебника Обществознание углубленный уровень под ред. Лазебниковой А.Ю. 2023; для трех уроков по учебному планированию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Личность и межличностные отношения"»

Д/З §21 Личность и межличностные отношения

Д/З §21

Личность и межличностные отношения

План урока Личность в социальной психологии Личность в группе Социальная идентичность Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии

План урока

  • Личность в социальной психологии
  • Личность в группе
  • Социальная идентичность
  • Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии
Личность как объект исследования в социальной психологии Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. Личность = уникальность индивида + принадлежность к социуму

Личность как объект исследования в социальной психологии

Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

Личность =

уникальность индивида

+

принадлежность к социуму

Личность   совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих. человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т. п.), раскрывающейся в её действиях и поступках. устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Личность

  • совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
  • конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
  • человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т. п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
  • устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
  • определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
  • целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Структура личности — совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность. интеллектуальные качества: образованность, умение учиться, способность предвидеть последствия своих поступков; нравственные качества: чувство долга, законопослушность, дисциплинированность, социальная ответственность; гражданские качества: неравнодушие, патриотизм, толерантность; хозяйственные качества: бережливость, трудолюбие.

Структура личности

— совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.

  • интеллектуальные качества: образованность, умение учиться, способность предвидеть последствия своих поступков;
  • нравственные качества: чувство долга, законопослушность, дисциплинированность, социальная ответственность;
  • гражданские качества: неравнодушие, патриотизм, толерантность;
  • хозяйственные качества: бережливость, трудолюбие.
Рождение личности Уникальность личности: самосознание, определяющее внутреннюю позицию человека и индивидуальную систему ценностей, мировоззрение и ее идентичность. Через внутреннюю позицию индивид формирует высшие психические функции, присваивает духовно-нравственные ценности, мораль, которые находятся во вне. 1е рождение личности 2е рождение личности Начало формирования у ребенка самосознания, появление у него потребности в идентификации Формирование индивидуальной системы ценностей и мировоззрения.

Рождение личности

  • Уникальность личности: самосознание, определяющее внутреннюю позицию человека и индивидуальную систему ценностей, мировоззрение и ее идентичность.
  • Через внутреннюю позицию индивид формирует высшие психические функции, присваивает духовно-нравственные ценности, мораль, которые находятся во вне.

1е рождение личности

2е рождение личности

Начало формирования у ребенка самосознания, появление у него потребности в идентификации

Формирование индивидуальной системы ценностей и мировоззрения.

Человек как член социума Люди – родовые существа. Формирование социума – результат совместной деятельности людей. Идентификация  – процесс присвоения индивидом общечеловеческой сущности и культуры, формирование социально-значимых свойств личности. Обособление  – механизм отстаивания индивидом своей уникальности и человеческой сущности.

Человек как член социума

  • Люди – родовые существа.
  • Формирование социума – результат совместной деятельности людей.

Идентификация – процесс присвоения индивидом общечеловеческой сущности и культуры, формирование социально-значимых свойств личности.

Обособление – механизм отстаивания индивидом своей уникальности и человеческой сущности.

Предмет социально психологии взаимоотношения личности с группой, изучение микросреды, в которой личность формируется, исследование регуляторов поведения и деятельности человека вклад личности в ту или иную группу.

Предмет социально психологии

  • взаимоотношения личности с группой,
  • изучение микросреды, в которой личность формируется,
  • исследование регуляторов поведения и деятельности человека
  • вклад личности в ту или иную группу.
Социальная установка Социальная установка  - это предрасположенность или готовность человека вести себя определённым образом, сформированная на основе полученного социального опыта. Структура социальной установки (компоненты): когнитивный (осознание) +  аффективный (эмоции) +  поведенческий (готовность к действию). Установки, отличающиеся длительной устойчивостью, становятся стереотипами.

Социальная установка

Социальная установка - это предрасположенность или готовность человека вести себя определённым образом, сформированная на основе полученного социального опыта.

Структура социальной установки (компоненты):

  • когнитивный (осознание) +
  • аффективный (эмоции) +
  • поведенческий (готовность к действию).

Установки, отличающиеся длительной устойчивостью, становятся стереотипами.

Этапы формирования социальных установок До 12 лет: установки соответствуют родительским моделям 12-20 лет: установки конкретизируются и формируются с учетом усвоения социальных ролей 20-30 лет: устойчивость установок, на их основе формируется система убеждений.

Этапы формирования социальных установок

  • До 12 лет: установки соответствуют родительским моделям
  • 12-20 лет: установки конкретизируются и формируются с учетом усвоения социальных ролей
  • 20-30 лет: устойчивость установок, на их основе формируется система убеждений.
Социализация Социализация  — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Этапы социализации: начальный — семья, детские дошкольные учреждения; средний — школа; завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д. Этапы социализации: 1 – младенчество (0-1) 2 – раннее детство (1-3) 3 – дошкольный возраст (3–7) 4 – младший школьный возраст (7–11) 5 – подростковый возраст (11–14) 6 – юность (14–21) 7 – молодость (21–40) 8 – зрелость (40–65) 9 – пожилой возраст (65 и более)

Социализация

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Этапы социализации:

  • начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
  • средний — школа;
  • завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

Этапы социализации:

1 – младенчество (0-1)

2 – раннее детство (1-3)

3 – дошкольный возраст (3–7)

4 – младший школьный возраст (7–11)

5 – подростковый возраст (11–14)

6 – юность (14–21)

7 – молодость (21–40)

8 – зрелость (40–65)

9 – пожилой возраст (65 и более)

Агенты социализации Первичной Вторичной родители, близкие и дальние родственники, друзья и т. д. СМИ, образовательные учреждения,  производственные предприятия, армия, церковь и т. д.

Агенты социализации

Первичной

Вторичной

  • родители,
  • близкие и дальние родственники,
  • друзья и т. д.
  • СМИ,
  • образовательные учреждения,
  • производственные предприятия,
  • армия,
  • церковь и т. д.
Личность в группе Группа — реально существующее образование, устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации). Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Личность в группе

Группа — реально существующее образование, устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Личность в группе В процессе социализации личность усваивает социальное влияние, которое впоследствии актуализирует в своем поведении. Роль группы в формировании качеств личности? Влияние состава личностей на группу? Группа влияет на личность Личность влияет на группу

Личность в группе

В процессе социализации личность усваивает социальное влияние, которое впоследствии актуализирует в своем поведении.

  • Роль группы в формировании качеств личности?
  • Влияние состава личностей на группу?

Группа влияет на личность

Личность влияет на группу

Факторы  формирования

Факторы формирования

«Я-концепция» и самосознание «Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе.  Самосознание – это понимание человеком собственной личности, своего места в обществе и всей картины мира.

«Я-концепция» и самосознание

  • «Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе.
  • Самосознание – это понимание человеком собственной личности, своего места в обществе и всей картины мира.
«Я-концепция» и самосознание Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе, внутреннее осознание индивидуальности и своей позиции в мире; «Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. - возможность понимать себя и окружающих.

«Я-концепция» и самосознание

Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе, внутреннее осознание индивидуальности и своей позиции в мире;

«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.

- возможность понимать себя и окружающих.

Формирование самосознания   Компоненты самосознания (по В.С. Мухиной) имя и физический облик; притязания на признания; половая идентификация; психологическое время личности; социально-нормативное пространство личности.

Формирование самосознания

  Компоненты самосознания (по В.С. Мухиной)

  • имя и физический облик;
  • притязания на признания;
  • половая идентификация;
  • психологическое время личности;
  • социально-нормативное пространство личности.
Формирование самосознания Уровень С одержание 1.Непосредственно-чувственный уровень   – собственные переживания, эмоции, чувства и желания. 2. Целостно-образный, личностный уровень   Результат – простейшая самоидентификация личности. – личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться. 3. Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень   Результат – формирование своего образа «Я». – наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также самоанализ. 4. Целенаправленно-деятельный уровень. Уровень самопринятия   Результат – самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ. – человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального». Результат – устойчивый образ «Я».

Формирование самосознания

Уровень

С одержание

1.Непосредственно-чувственный уровень  

– собственные переживания, эмоции, чувства и желания.

2. Целостно-образный, личностный уровень  

Результат – простейшая самоидентификация личности.

– личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться.

3. Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень  

Результат – формирование своего образа «Я».

– наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также самоанализ.

4. Целенаправленно-деятельный уровень. Уровень самопринятия  

Результат – самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ.

– человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального». Результат – устойчивый образ «Я».

«Я-концепция»

«Я-концепция»

Самооценка Самооценка  – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Виды самооценки Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя. Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле. Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.

Самооценка

Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе.

Виды самооценки

  • Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
  • Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
  • Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
Социальная идентичность Социальная идентичность – характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе. – процесс отождествления себя с другими людьми.

Социальная идентичность

Социальная идентичность – характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе.

– процесс отождествления себя с другими людьми.

Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии Межличностные взаимодействия – контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии

Межличностные взаимодействия

– контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Признаки межличностных взаимодействий Общая цель у участников Совместные усилия для достижения цели Доступность для наблюдения со стороны других людей Регламентация условий деятельности нормами и правилами поведения Осознанные или неосознанные желания, стремления и реакции участников взаимодействия

Признаки межличностных взаимодействий

  • Общая цель у участников
  • Совместные усилия для достижения цели
  • Доступность для наблюдения со стороны других людей
  • Регламентация условий деятельности нормами и правилами поведения
  • Осознанные или неосознанные желания, стремления и реакции участников взаимодействия
Выводы по теме Современное понимание личности строится на единстве ее уникальности и принадлежности к социуму. Социальная психология изучает взаимодействие личности с обществом, проявление личности в межиндивидуальном общении. Межличностные взаимодействия характеризуются не только влиянием людей друг на друга, но и организацией поведения с целью реализации совместной групповой деятельности Главная черта межличностных отношений – эмоциональная основа (эмоции, аффекты и чувства ).

Выводы по теме

  • Современное понимание личности строится на единстве ее уникальности и принадлежности к социуму. Социальная психология изучает взаимодействие личности с обществом, проявление личности в межиндивидуальном общении.
  • Межличностные взаимодействия характеризуются не только влиянием людей друг на друга, но и организацией поведения с целью реализации совместной групповой деятельности
  • Главная черта межличностных отношений – эмоциональная основа (эмоции, аффекты и чувства ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя