Д/З §21
Личность и межличностные отношения
План урока
- Личность в социальной психологии
- Личность в группе
- Социальная идентичность
- Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии
Личность как объект исследования в социальной психологии
Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
Личность =
уникальность индивида
+
принадлежность к социуму
Личность
- совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
- конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
- человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т. п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
- устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
- определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
- целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Структура личности
— совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.
- интеллектуальные качества: образованность, умение учиться, способность предвидеть последствия своих поступков;
- нравственные качества: чувство долга, законопослушность, дисциплинированность, социальная ответственность;
- гражданские качества: неравнодушие, патриотизм, толерантность;
- хозяйственные качества: бережливость, трудолюбие.
Рождение личности
- Уникальность личности: самосознание, определяющее внутреннюю позицию человека и индивидуальную систему ценностей, мировоззрение и ее идентичность.
- Через внутреннюю позицию индивид формирует высшие психические функции, присваивает духовно-нравственные ценности, мораль, которые находятся во вне.
1е рождение личности
2е рождение личности
Начало формирования у ребенка самосознания, появление у него потребности в идентификации
Формирование индивидуальной системы ценностей и мировоззрения.
Человек как член социума
- Люди – родовые существа.
- Формирование социума – результат совместной деятельности людей.
Идентификация – процесс присвоения индивидом общечеловеческой сущности и культуры, формирование социально-значимых свойств личности.
Обособление – механизм отстаивания индивидом своей уникальности и человеческой сущности.
Предмет социально психологии
- взаимоотношения личности с группой,
- изучение микросреды, в которой личность формируется,
- исследование регуляторов поведения и деятельности человека
- вклад личности в ту или иную группу.
Социальная установка
Социальная установка - это предрасположенность или готовность человека вести себя определённым образом, сформированная на основе полученного социального опыта.
Структура социальной установки (компоненты):
- когнитивный (осознание) +
- аффективный (эмоции) +
- поведенческий (готовность к действию).
Установки, отличающиеся длительной устойчивостью, становятся стереотипами.
Этапы формирования социальных установок
- До 12 лет: установки соответствуют родительским моделям
- 12-20 лет: установки конкретизируются и формируются с учетом усвоения социальных ролей
- 20-30 лет: устойчивость установок, на их основе формируется система убеждений.
Социализация
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Этапы социализации:
- начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
- средний — школа;
- завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
Этапы социализации:
1 – младенчество (0-1)
2 – раннее детство (1-3)
3 – дошкольный возраст (3–7)
4 – младший школьный возраст (7–11)
5 – подростковый возраст (11–14)
6 – юность (14–21)
7 – молодость (21–40)
8 – зрелость (40–65)
9 – пожилой возраст (65 и более)
Агенты социализации
Первичной
Вторичной
- родители,
- близкие и дальние родственники,
- друзья и т. д.
- СМИ,
- образовательные учреждения,
- производственные предприятия,
- армия,
- церковь и т. д.
Личность в группе
Группа — реально существующее образование, устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.
Личность в группе
В процессе социализации личность усваивает социальное влияние, которое впоследствии актуализирует в своем поведении.
- Роль группы в формировании качеств личности?
- Влияние состава личностей на группу?
Группа влияет на личность
Личность влияет на группу
Факторы формирования
«Я-концепция» и самосознание
- «Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе.
- Самосознание – это понимание человеком собственной личности, своего места в обществе и всей картины мира.
«Я-концепция» и самосознание
Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе, внутреннее осознание индивидуальности и своей позиции в мире;
«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.
- возможность понимать себя и окружающих.
Формирование самосознания
Компоненты самосознания (по В.С. Мухиной)
- психологическое время личности;
- социально-нормативное пространство личности.
Формирование самосознания
Уровень
С одержание
1.Непосредственно-чувственный уровень
– собственные переживания, эмоции, чувства и желания.
2. Целостно-образный, личностный уровень
Результат – простейшая самоидентификация личности.
– личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться.
3. Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень
Результат – формирование своего образа «Я».
– наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также самоанализ.
4. Целенаправленно-деятельный уровень. Уровень самопринятия
Результат – самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ.
– человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального». Результат – устойчивый образ «Я».
«Я-концепция»
Самооценка
Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
Социальная идентичность
Социальная идентичность – характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе.
– процесс отождествления себя с другими людьми.
Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии
Межличностные взаимодействия
– контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Признаки межличностных взаимодействий
- Общая цель у участников
- Совместные усилия для достижения цели
- Доступность для наблюдения со стороны других людей
- Регламентация условий деятельности нормами и правилами поведения
- Осознанные или неосознанные желания, стремления и реакции участников взаимодействия
Выводы по теме
- Современное понимание личности строится на единстве ее уникальности и принадлежности к социуму. Социальная психология изучает взаимодействие личности с обществом, проявление личности в межиндивидуальном общении.
- Межличностные взаимодействия характеризуются не только влиянием людей друг на друга, но и организацией поведения с целью реализации совместной групповой деятельности
- Главная черта межличностных отношений – эмоциональная основа (эмоции, аффекты и чувства ).