Учитель математики Ленский Александр Петрович
Определение
Линейным уравнением с одной переменной называется уравнение вида a х = в,
где а, в – числа, х – переменная.
Например :
3х + 8 = 0,
1 4 – 2х =9;
– 4х = 10.
- Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
- Корнем уравнения с одной переменной называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
При решении уравнений с одной переменной используются следующие свойства:
- Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, то получится уравнение, равносильное данному .
Алгоритм решения уравнения
1.Раскрыть скобки .
2.Перенести слагаемые, содержащие переменную, в одну часть уравнения, а числа без переменной – в другую часть .
3.Упростить, привести подобные слагаемые .
4.Найти корень уравнения .
5.Сделать проверку.
Раскрытие скобок
1)Если перед скобками стоит знак « +», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.
(2 –3,5х) + (–2,4х + 6,75) = 2 – 3,5х – 2,4х + 6,75 =
= 8,75 – 5,9х
2) Если перед скобками стоит знак « -», то скобки можно опустить, изменив на противоположный знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.
( 4,2х – 3) – ( 1,3 – 2х) = 4,2х – 3 –1,3 + 2х =
= 6,2х – 4,3
Распределительное свойство умножения
а(в + с) = ав +ас
а(в – с) = ав – ас
Примеры:
6 ( 7 – 5х) = 42 – 30х;
– 8,1 ( а + 3) = – 8,1а –24,3.
Примеры решения уравнений
Пример1.
3(х + 7) = 12
3х + 21 = 12
3х =12 – 21;
3х = - 9
х = - 9 : 3
х = - 3
- 3х + 21 = 12 3х =12 – 21; 3х = - 9 х = - 9 : 3 х = - 3
Пример 2
2 (у + 8) + 4 = 6 – ( 6у + 2)
2у + 16 + 4 = 6 – 6у – 2
2у + 6у = 6 – 2 - 16 - 4
8у = - 16
у = - 16 : 8
у = - 2
Задача1:
Двое рабочих изготовили 657 деталей,
причём первый изготовил
на 63 детали больше второго.
Сколько деталей изготовил каждый?
Задача 2:
За 3ч мотоцикл проезжает то же расстояние,
что велосипедист за 5ч. Скорость
мотоциклиста на 12км/ч больше скорости
велосипедиста. Определите скорость
каждого.
В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике . После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, то в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике?
Было
х
2х
В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок , то в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике?
10 яблок
Стало
Х-10
2х+10
В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, то в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине . Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике?
Было
В корзине
Стало
х
В ящике
2х
х-10
2х+10
Так как в ящике стало в 5 раз больше, чем в корзине, составим уравнение 5(х-10)=2х+10
5х-50=2х+10
5х-2х=10+50
3х=60
х=20; 20 яблок было в корзине
1) 2х=2·20=40(яблок) было в ящике
Ответ: 20 яблок и 40 яблок.
На одном садовом участке в 5 раз больше кустов малины, чем на другом. После того как с первого участка пересадили на второй 22 куста, на обоих участках кустов малины стало поровну. Сколько кустов малины было на каждом участке ?
Заполнить таблицу
и решить задачу
На 1 участке
БЫЛО
СТАЛО
На 2 участке
решение
БЫЛО
На 1 участке
СТАЛО
5х
На 2 участке
5х-22
х
х+22
Так как на обоих участках кустов стало поровну,
составим уравнение:
5х – 22 = х + 22
5х – х = 22 + 22
4х = 44
х = 11; 11 кустов было на втором участке
1) 11· 5 = 55 (кус.) было на первом участке
Ответ: 55 кустов и 11 кустов.
Для ремонта школы прибыла бригада, в которой было в 2,5 раза больше маляров, чем плотников. Вскоре прораб включил в бригаду ещё четырёх маляров, а двух плотников перевёл на другой объект. В результате маляров в бригаде оказалось в 4 раза больше, чем плотников. Сколько маляров было в бригаде первоначально?
Маляры
БЫЛО
СТАЛО
Плотники
РЕШЕНИЕ
БЫЛО
Маляров
СТАЛО
2,5х
Плотников
2,5х+4
х
х-2
Так как маляров стало в 4 раза больше, чем плотников,
составим уравнение:
2,5х + 4 = 4(х – 2)
2,5х + 4 = 4х – 8
2,5х – 4х = -4 - 8
-1,5х = -12
Х = -12 : (-1,5)
Х = 8; 8 плотников было
Ответ: первоначально было 20 маляров.