СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лингвокультурологический континуум слова "Снег" в русской языковой картине мира (на примере текстов писателей Приамурья)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления с докладом на региональной научно-практической конференции "Лосевские чтения - 2018" (г. Благовещенск, Амурская область).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лингвокультурологический континуум слова "Снег" в русской языковой картине мира (на примере текстов писателей Приамурья)"»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕ-СКИЙ КОНТИНУУМ СЛОВА «СНЕГ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА  (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПИСАТЕЛЕЙ ПРИАМУРЬЯ)

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕ-СКИЙ КОНТИНУУМ СЛОВА «СНЕГ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПИСАТЕЛЕЙ ПРИАМУРЬЯ)

Лингвокультурологическая теория Ю.С. Степанова Концепт – это сгусток культуры в сознании человека, то, при посредничестве чего человек сам входит в культуру.

Лингвокультурологическая теория Ю.С. Степанова

  • Концепт – это сгусток культуры в сознании человека, то, при посредничестве чего человек сам входит в культуру.
Этимология и история слова Слово «Снег» ( снѣгъ ) используется в древнерусском языке с XI в.

Этимология и история слова

  • Слово «Снег» ( снѣгъ ) используется в древнерусском языке с XI в.
Семантика слова СНЕГ – атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой

Семантика слова

СНЕГ – атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой

Словообразование 1) снег → снеж-ок (черед. г–ж) → снежоч-ек (черед. к–ч);  2) снег → снеж-инк-а (черед. г–ж);  3) снег → снег-ов-ой;  4) снег → снеж-н(ый) → снежн-о;  5) снег (черед. г–ж) → снежн-ость;  6) снег → бес-снеж-н(ый) (черед. г–ж) → 1) бесснежн-ость; 2) бесснеж-и[j-э] [бесснежие]; 3) бел-о-снеж-[j-э] [белоснежье];  7) снег → под-снеж-ник (черед. г–ж);  8) снег → снег-о-очиститель;  9) снег → снег-о-пад

Словообразование

1) снег → снеж-ок (черед. г–ж) → снежоч-ек (черед. к–ч); 2) снег → снеж-инк-а (черед. г–ж); 3) снег → снег-ов-ой; 4) снег → снеж-н(ый) → снежн-о; 5) снег (черед. г–ж) → снежн-ость; 6) снег → бес-снеж-н(ый) (черед. г–ж) → 1) бесснежн-ость; 2) бесснеж-и[j-э] [бесснежие]; 3) бел-о-снеж-[j-э] [белоснежье]; 7) снег → под-снеж-ник (черед. г–ж); 8) снег → снег-о-очиститель; 9) снег → снег-о-пад

Функционально-речевой континуум

Функционально-речевой континуум

Сочетаемость о цвете, блеске: алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, жёлтый, звёздчатый ( устар. ), золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, почернелый, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой и др.

Сочетаемость

о цвете, блеске: алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, жёлтый, звёздчатый ( устар. ), золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, почернелый, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой и др.

Сочетаемость о времени выпадения снега; о продолжительности наличия снега: вечный, вчерашний, давний, заматерелый ( разг. ), запоздалый, молодой, нежданный, новый, первый, поздний, ранний, свежевыпавший, свежий

Сочетаемость

о времени выпадения снега; о продолжительности наличия снега: вечный, вчерашний, давний, заматерелый ( разг. ), запоздалый, молодой, нежданный, новый, первый, поздний, ранний, свежевыпавший, свежий

Функционирование  тематические группы (14), контексты (34) являются элементом словесной северной зимней пейзажной зарисовки: Низкое зимнее солнце, готовое вот-вот закатиться, вдруг заиграло, заискрилось лучами на белых шапках высоченных гор. В последний раз за день высветилась долина ярким светом. Но вот пройдёт минута-другая и вязкий сумрак затянет котловину, а потом и вовсе опустится кромешная тьма. (А. Фомин, «Ризаев»)

Функционирование тематические группы (14), контексты (34)

  • являются элементом словесной северной зимней пейзажной зарисовки:
  • Низкое зимнее солнце, готовое вот-вот закатиться, вдруг заиграло, заискрилось лучами на белых шапках высоченных гор. В последний раз за день высветилась долина ярким светом. Но вот пройдёт минута-другая и вязкий сумрак затянет котловину, а потом и вовсе опустится кромешная тьма. (А. Фомин, «Ризаев»)
Функционирование являются ключевым атрибутом российской культуры, элементом «родного пространства», вызывающего положительный эмоциональный отклик в душе человека: Я сижу у окна // И смотрю снова вдаль, // А на улице снег. // Всё бушует февраль. // Заметает метель // Снег по разным углам. // Мой посёлок родной, // Я тебя не отдам (Л. Елистратова, «Я сижу у окна…»)

Функционирование

  • являются ключевым атрибутом российской культуры, элементом «родного пространства», вызывающего положительный эмоциональный отклик в душе человека: Я сижу у окна // И смотрю снова вдаль, // А на улице снег. // Всё бушует февраль. // Заметает метель // Снег по разным углам. // Мой посёлок родной, // Я тебя не отдам (Л. Елистратова, «Я сижу у окна…»)
Функционирование описывают жизнь человека, животных и птиц в заснеженных таёжных лесах: Следы оленя на снегу // Нам наш отец покажет // И про Амурскую тайгу, // Конечно же, расскажет (С. Санников, «На охоте»)

Функционирование

  • описывают жизнь человека, животных и птиц в заснеженных таёжных лесах:
  • Следы оленя на снегу // Нам наш отец покажет // И про Амурскую тайгу, // Конечно же, расскажет (С. Санников, «На охоте»)
Лингвокультурная составляющая Толстый ворон присел на сук. Сук под ним закачался – слаб. Хорошо побродить в лесу средь тяжёлых еловых лап. По сугробам к тропинке – вброд, разгребая руками снег. Там меня на опушке ждёт мой единственный человек. Двадцать лет. Впереди вся жизнь. Годы счастья. Любовь со мной. Тонкий куст на ветру дрожит, весь под коркою ледяной. Кто ж тогда, в это время, здесь предсказал бы мне наперёд, что до колышка срубят лес и вся жизнь наша врозь пройдёт?

Лингвокультурная составляющая

  • Толстый ворон присел на сук.
  • Сук под ним закачался – слаб.
  • Хорошо побродить в лесу
  • средь тяжёлых еловых лап.
  • По сугробам к тропинке – вброд,
  • разгребая руками снег.
  • Там меня на опушке ждёт
  • мой единственный человек.
  • Двадцать лет. Впереди вся жизнь.
  • Годы счастья. Любовь со мной.
  • Тонкий куст на ветру дрожит,
  • весь под коркою ледяной.
  • Кто ж тогда, в это время, здесь
  • предсказал бы мне наперёд,
  • что до колышка срубят лес
  • и вся жизнь наша врозь пройдёт?
Вывод Концепт «Снег» гармонично вписан в языковую картину мира носителя современного русского языка, что находит своё подтверждение в активном использовании данного слова в художественных и публицистических текстах писателей Приамурья. Это позволяет сделать заключение о том, что исследуемый концепт успешно адаптируется к современным условиям жизни, развивается и активно наращивает своё контекстуальное употребление.

Вывод

  • Концепт «Снег» гармонично вписан в языковую картину мира носителя современного русского языка, что находит своё подтверждение в активном использовании данного слова в художественных и публицистических текстах писателей Приамурья. Это позволяет сделать заключение о том, что исследуемый концепт успешно адаптируется к современным условиям жизни, развивается и активно наращивает своё контекстуальное употребление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!