СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Литературные баллады. В. А. Жуковский "Лесной царь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1) понятие "баллада"; 2) работа с учебником: тематика, признаки баллад; 3) известные авторы лит. баллад; 4) сообщение о В. А. Жуковском; 5) признаки баллады в "Лесном царе"; 6) композиция и сюжет; 7) двоемирие; 8) средства худ. выразительности; 9) высказывание А. С. Пушкина. Использованы материалы "Фавурока" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Литературные баллады. В. А. Жуковский "Лесной царь"»

Литературные баллады (1-й урок)

Литературные баллады

(1-й урок)

Работа с учебником   Задание : Внимательно прочитать статью «Литературные баллады» в учебнике на с. 25-26, самое главное записать в тетрадь в виде конспекта.

Работа с учебником

Задание : Внимательно прочитать статью «Литературные баллады» в учебнике на с. 25-26, самое главное записать в тетрадь в виде конспекта.

Литературные баллады похожи на …

Литературные баллады похожи

на …

Баллада – это …

Баллада – это …

Баллада – это жанр лиро-эпической песни; рассказ, изложенный в поэтической форме.

Баллада – это жанр лиро-эпической песни; рассказ, изложенный в поэтической форме.

Тематика баллад : 1) 2) 3) 4)

Тематика баллад :

1)

2)

3)

4)

Признаки баллад : Герой … Динамичный … Настроение … Герои баллад - … Фантастические … Мир баллады … Место действия - …

Признаки баллад :

  • Герой …
  • Динамичный …
  • Настроение …
  • Герои баллад - …
  • Фантастические …
  • Мир баллады …
  • Место действия - …

Известные авторы литературных баллад  И. В. Гёте, Ф. Шиллер  И. В. Гёте, Ф. Шиллер

Известные авторы литературных баллад

  • И. В. Гёте, Ф. Шиллер
  • И. В. Гёте, Ф. Шиллер
Предмет его поэзии — мир человеческой души. Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.)

Предмет его поэзии — мир человеческой души.

Василий Андреевич Жуковский

(1783–1852 гг.)

У Жуковского всего 39 баллад, большую часть составляют переводы баллад немецких романтиков Гёте и Шиллера.

У Жуковского всего 39 баллад, большую часть составляют переводы баллад немецких романтиков Гёте и Шиллера.

 В 1818 году Жуковский перевёл балладу великого немецкого поэта Гёте «Лесной царь».  Баллада Гёте называется «Король эрлов» — в немецкой и датской мифологии это злой дух, который уносит жизни детей. Lofor Лесной царь

В 1818 году Жуковский перевёл балладу великого немецкого поэта Гёте «Лесной царь».

Баллада Гёте называется «Король эрлов» — в немецкой

и датской мифологии это злой дух, который уносит жизни детей.

Lofor

Лесной царь

Чтение баллады «Лесной царь»

Чтение баллады «Лесной царь»

Чтение баллады «Лесной царь»

Чтение баллады «Лесной царь»

Признаки баллады 1. Динамичный сюжет. 2. Общее настроение тревожное. 3. Герои баллады – люди простого звания. 3. Фантастические существа. 4. Мир баллады загадочный и таинственный. 5. Место действия – лес.  6. Яркие эмоции автора и чувства героев. 7. Двоемирие: сочетание реального мира с фантастическим.

Признаки баллады

1. Динамичный сюжет.

2. Общее настроение тревожное.

3. Герои баллады – люди простого звания.

3. Фантастические существа.

4. Мир баллады загадочный и таинственный.

5. Место действия – лес.

6. Яркие эмоции автора и чувства героев.

7. Двоемирие: сочетание реального мира с фантастическим.

Время действия в балладе «Лесной царь» Задание: определите время действия в балладе «Лесной царь». Время действия в балладе: – утро — произведение о радости, молодости; – день — повествуется о счастье, пышности, зрелости, расцвете; – вечер — символ грусти, уныния, печали, старости, покоя; – ночь — время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели.

Время действия в балладе «Лесной царь»

Задание: определите время действия в балладе «Лесной царь».

Время действия в балладе:

– утро — произведение о радости, молодости;

– день — повествуется о счастье, пышности, зрелости, расцвете;

– вечер — символ грусти, уныния, печали, старости, покоя;

– ночь — время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели.

Баллада «Лесной царь» Действие в балладе «Лесной царь» происходит ночью, когда господствует тьма: «Под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви».

Баллада «Лесной царь»

Действие в балладе «Лесной царь» происходит ночью, когда господствует тьма:

«Под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви».

Композиция эпического произведения состоит из: – экспозиции; – завязки; – развития событий; – кульминации; – развязки; – эпилога.

Композиция эпического произведения состоит из:

– экспозиции;

– завязки;

– развития событий;

– кульминации;

– развязки;

– эпилога.

Элементы сюжета в балладе «Лесной царь» Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?    Экспозиция Какое событие заставило всадника пуститься в путь? Завязка События, происходящие в балладе. Развитие действия Момент наивысшего развития действия. Кульминация Развязка

Элементы сюжета в балладе «Лесной царь»

Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?

 

Экспозиция

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

Завязка

События, происходящие в балладе.

Развитие

действия

Момент наивысшего развития действия.

Кульминация

Развязка

Элементы сюжета в балладе «Лесной царь» Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?    Экспозиция Неизвестно Какое событие заставило всадника пуститься в путь? Завязка Неизвестно Отец и сын скачут по ноч-ному лесу, все быстрее. Мальчик испытывает нарастающее чувство страха, сын слышит голос Лесного царя. События, происходящие в балладе. Развитие действия Момент наивысшего развития действия. Кульминация Смерть ребёнка Совпадает с кульминацией Развязка

Элементы сюжета в балладе «Лесной царь»

Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?

 

Экспозиция

Неизвестно

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

Завязка

Неизвестно

Отец и сын скачут по ноч-ному лесу, все быстрее. Мальчик испытывает нарастающее чувство страха, сын слышит голос Лесного царя.

События, происходящие в балладе.

Развитие действия

Момент наивысшего развития действия.

Кульминация

Смерть ребёнка

Совпадает с кульминацией

Развязка

Для баллад Жуковского характерно двоемирие — изображение реального мира и фантастического.

Для баллад Жуковского характерно двоемирие — изображение реального мира и фантастического.

Фантастический мир великолепен, он красив и богат. Но открыт он только для избранных. Мир Лесного царя, как мечта, наполнен яркими красками, весёлым смехом, сладкими грёзами.

Фантастический мир великолепен, он красив и богат. Но открыт он только для избранных. Мир Лесного царя, как мечта, наполнен яркими красками, весёлым смехом, сладкими грёзами.

Реальный мир — это тот мир, в котором существует всё живое, для малыша он тёмен и страшен, но согрет чувством любви отца к сыну.

Реальный мир — это тот мир, в котором существует всё живое, для малыша он тёмен и страшен, но согрет чувством любви отца к сыну.

Почему ребенок видит Лесного царя, а отец его не замечает?

Почему ребенок видит Лесного царя,

а отец его не замечает?

Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской душе: дети невинны, чисты и доверчивы. Взрослые менее доверчивы, они слепы, поэтому отец остаётся в земном мире и не видит Лесного царя.

Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской душе: дети невинны, чисты и доверчивы. Взрослые менее доверчивы, они слепы, поэтому отец остаётся в земном мире и не видит Лесного царя.

Вопрос 2 на с. 29. Найдите фрагменты, по которым можно представить героев баллады: отца, сына и лесного царя. Символом чего выступает в балладе лесной царь?

Вопрос 2 на с. 29.

Найдите фрагменты, по которым можно представить героев баллады: отца, сына и лесного царя. Символом чего выступает в балладе лесной царь?

Средства художественной выразительности Эпитеты: – лесной царь; – ездок оробелый; – цветы бирюзовы; – жемчужны струи; – ветлы седые; – ночная глубина. Эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Средства художественной

выразительности

Эпитеты:

– лесной царь;

– ездок оробелый;

– цветы бирюзовы;

– жемчужны струи;

– ветлы седые;

– ночная глубина.

Эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Средства художественной выразительности Метафоры — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафоры: ездок оробелый не скачет, летит.

Средства художественной

выразительности

Метафоры — слово или выражение, употребляемое

в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета

с каким-либо другим на основании их

общего признака.

Метафоры:

ездок оробелый не скачет, летит.

Средства художественной выразительности Олицетворение — приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Олицетворение: ветер, проснувшись, колыхнул листы.

Средства художественной

выразительности

Олицетворение — приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Олицетворение:

ветер, проснувшись, колыхнул листы.

Средства художественной выразительности Синонимы — слова различные по внешней форме, но сходные по значению, то есть определяющие разные оттенки одного и того же понятия.  Синонимы к слову «ребёнок»: – дитя; – младенец; – малютка.

Средства художественной

выразительности

Синонимы — слова различные по внешней форме, но сходные по значению, то есть определяющие разные оттенки одного и

того же понятия. 

Синонимы к слову «ребёнок»:

– дитя;

– младенец;

– малютка.

Средства художественной выразительности Обращения: – « Дитя , что ко мне ты так робко прильнул?»; – « Родимый , лесной царь в лицо мне сверкнул». Обращение — это слово, сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Средства художественной

выразительности

Обращения:

– « Дитя , что ко мне ты так робко прильнул?»;

– « Родимый , лесной царь в лицо мне сверкнул».

Обращение — это слово, сочетание слов, которые называют того,

к кому обращаются с речью.

Средства художественной выразительности Лексический повтор — литературный приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция. Лексический повтор: – «Кто скачет, кто мчится»; – «Младенец тоскует, младенец кричит».

Средства художественной

выразительности

Лексический повтор — литературный приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция.

Лексический повтор:

– «Кто скачет, кто мчится»;

– «Младенец тоскует, младенец кричит».

Жуковский был, может быть, первый в русской литературе, который доказал, что переводчик — это не раб, а соперник автора. Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)

Жуковский был, может быть, первый в русской литературе, который доказал, что переводчик — это не раб, а соперник автора.

Александр Сергеевич Пушкин

(1799–1837 гг.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя