- Пишем сочинения в разных жанрах
Заметка-это краткое сообщение о новом факте или событии.В самом названии заложена ее суть:заметить-значит выделить что-то из окружающей жизни. Её размер колеблется от десятка до сотни строк.Поводом для написания и опубликования заметки служит либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни.Автор сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему, выделяя главную мысль.Важнейшее требование к заметке-оперативность.
Средства выразительности-оценочные наименования предмета речи,элементы интервью и репортажа, инверсия. Украшение заметки-удачный, не шаблонный заголовок .
Репортаж дает наглядное представление о событии или интересном
факте. Автор репортажа- человек, сам наблюдавший событие или
участвующий в нем. Отсюда- эффект авторского присутствия.В
отличии от заметки, репортаж изображает событие как процесс.
Зачин «вводит» читателя в обстановку, делает её «видимой»,
ощутимой, определяет отношение к изображаемому и интерес к
дальнейшему.Центральная часть репортажа-рассказ о событии.
Концовка содержит оценку события, краткий вывод, к которому
приходит автор и к которому он подводит читателя.
Репортаж может иметь повествовательный и описательный
характер.
Основные изобразительные средства-метафора,эпитет,ирония,
глаголы чувств и мысли, создающие зримую и слышимую картину
события.
Интервью-изложение событий, передача информации в диалогической форме.Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.
ЗАДАЧИ интервью:1)получение новой информации; 2)обсуждение общественно важных проблем;3)создание объёмного образа человека.
Структура интервью:зачин(представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа-основная часть-концовка(вывод, обращение к адресату, «прощание» собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующий друг за другом
и вытекающими одна из другой репликами.
Дискуссия-аналитический жанр, в котором демонстрируется
столкновение различных,как правило, противопоставленных
точек зрения.Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной.
Основные цели дискуссии: выявить суть спорного вопроса,
четко обозначить все точки зрения, привести к согласию, убедить.
Цель ведущего- создать и поддерживать доброжелательную,
конструктивную атмосферу.
Виды аргументов, используемые в дискуссиях:
-фактологические(проверенные, точные): научные и документальные факты; примеры( из жизни, из книг);
-ценностные:( законы; мнения экспертов,очевидцев; высказывания известных личностей; народная мудрость; священное писание).
.
Статья- аналитический жанр, предметом исследования в котором
оказывается важная общественная проблема. Задача статьи- при-
влечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедли-
вости или ошибочности какой-то мысли.
Обоснование основной мысли осуществляется разными видами
аргументов: объяснение причины; объяснение следствия; объясне-
ние цели; обоснование с помощью аналогии; опровержение с по-
мощью аналогии; опровержение антитезиса или аргумента.
Статьи могут иметь различную структуру. В зависимости от то-
го, как они ориентированы на полемику, выделяются два типа стат-
тей: 1)без элементов полемики и 2) с элементами полемики.
Журналистское расследование можно отнести к числу наиболее
популярных жанров в современных средствах информации. Оно
привлекает внимание постановкой острых социальных проблем-
преступности, коррупции, наркомании и т.д. Журналистское рас-
следование близко стоит к таким жанрам, как статья и судебный
очерк.
Задача публикации- всестороннее исследование, изучение отри-
цательного социального явления, трагического факта с тем, чтобы
привлечь внимание общественности, добиться объективной право-
вой оценки
Рецензия- жанр газетно-журнальной публикации, цель которого-
разбор и оценка нового художественного произведения. В рецен-
зии на книжное издание обычно дается его библиографическое
описание, краткая информация о содержании, общественной про-
блематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.
Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединенных по ка-
кому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор.
Виды аргументов в рецензии:
- представление первичного текста( цитирование, пересказ текста,
описание картины, кадра, звучание музыки, игра актеров, и т. д.),
его анализ,
- мнение других лиц( письма читателей, отзывы специалистов,
суждения известных деятелей литературы и искусства, описание
реакции реципиента).
Очерк- публицистический жанр, в котором рассказывается о
реально существующих людях, о конкретных событиях. Ха-
рактерные признаки жанра: активность авторского «я», разные
формы выражения оценки, изобразительность письма.
Варианты начала очерка: описание места действия, внешно-
сти героя, среды; эпизод из детства героя, ярко характеризую-
щий личность, легенда, основная мысль которой становится
основной идеей текста и т.д.
Эссе- художественно- публицистический жанр, представляющий
собой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личн-
го мнения пишущего по поводу актуальной социальной, худо-
жественной, философской проблемы. Текст представляет раскованное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, движе-
ние авторской мысли свободное. Эссе- это мир в зеркале свободно складывающей мысли рефлектирующего «я». Таким
образом, в эссе на первой план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раз-
думья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве,
литературе.Поэтому в эссе отсутствуют жесткие композиционные схемы.
- Попробуйте свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение о человеке, личность которого вас привлекает.
Фельетон- сатирический жанр публицистики. Фельетон анали-
зирует факты, обличает и конкретных носителей зла, и отрица-
тельное в «безадресной форме».Комизм в фельетоне не допол-
нительное, органически присутствующее ему качество. Смеш-
ным делает фельетон сатирический ход (удачная историческая
параллель, умелое сравнение с литературным образом, исполь-
зование любопытного документа, оригинальное построение
материала и т.д.)
Комический эффект в фельетоне постоянно поддерживается
стилистическими приемами: гиперболой, каламбуром, иронией,
стилистическим контрастом, пародированием и т.д.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста.
- Скворцов Л. И. Культура русской речи.
- Морозова Н. П. Учимся писать сочинение.
- Русова Н. Ю. Учимся писать сочинение.
- Дускаева Л. Р. Учимся писать сочинения в разных жанрах.
Рекомендации (написать в рабочей тетради и отправить учителю на проверку)
- 1. Фамилия, имя, класс
- 2. Тема: «Конструирование соченений в разных жанрах»
- 3. Написать эссе
Образец