СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Литературные жанры" (кружок "Литературное творчество"), 5-6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Литературные жанры" (кружок "Литературное творчество"), 5-6 класс»

Пишем сочинения в разных жанрах
  • Пишем сочинения в разных жанрах
 Заметка-это краткое сообщение о новом факте или событии.В самом названии заложена ее суть:заметить-значит выделить что-то из окружающей жизни. Её размер колеблется от десятка до сотни строк.Поводом для написания и опубликования заметки служит либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни.Автор сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему, выделяя главную мысль.Важнейшее требование к заметке-оперативность.  Средства выразительности-оценочные наименования предмета речи,элементы интервью и репортажа, инверсия. Украшение заметки-удачный, не шаблонный заголовок  .

Заметка-это краткое сообщение о новом факте или событии.В самом названии заложена ее суть:заметить-значит выделить что-то из окружающей жизни. Её размер колеблется от десятка до сотни строк.Поводом для написания и опубликования заметки служит либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни.Автор сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему, выделяя главную мысль.Важнейшее требование к заметке-оперативность.

Средства выразительности-оценочные наименования предмета речи,элементы интервью и репортажа, инверсия. Украшение заметки-удачный, не шаблонный заголовок .

Репортаж дает наглядное представление о событии или интересном факте. Автор репортажа- человек, сам наблюдавший событие или участвующий в нем. Отсюда- эффект авторского присутствия.В отличии от заметки, репортаж изображает событие как процесс. Зачин «вводит» читателя в обстановку, делает её «видимой», ощутимой, определяет отношение к изображаемому и интерес к дальнейшему.Центральная часть репортажа-рассказ о событии. Концовка содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.  Репортаж может иметь повествовательный и описательный характер.  Основные изобразительные средства-метафора,эпитет,ирония, глаголы чувств и мысли, создающие зримую и слышимую картину события.

Репортаж дает наглядное представление о событии или интересном

факте. Автор репортажа- человек, сам наблюдавший событие или

участвующий в нем. Отсюда- эффект авторского присутствия.В

отличии от заметки, репортаж изображает событие как процесс.

Зачин «вводит» читателя в обстановку, делает её «видимой»,

ощутимой, определяет отношение к изображаемому и интерес к

дальнейшему.Центральная часть репортажа-рассказ о событии.

Концовка содержит оценку события, краткий вывод, к которому

приходит автор и к которому он подводит читателя.

Репортаж может иметь повествовательный и описательный

характер.

Основные изобразительные средства-метафора,эпитет,ирония,

глаголы чувств и мысли, создающие зримую и слышимую картину

события.

Интервью-изложение событий, передача информации в диалогической форме.Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.  ЗАДАЧИ интервью:1)получение новой информации; 2)обсуждение общественно важных проблем;3)создание объёмного образа человека.  Структура интервью:зачин(представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа-основная часть-концовка(вывод, обращение к адресату, «прощание» собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующий друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.

Интервью-изложение событий, передача информации в диалогической форме.Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

ЗАДАЧИ интервью:1)получение новой информации; 2)обсуждение общественно важных проблем;3)создание объёмного образа человека.

Структура интервью:зачин(представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа-основная часть-концовка(вывод, обращение к адресату, «прощание» собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующий друг за другом

и вытекающими одна из другой репликами.

Дискуссия-аналитический жанр, в котором демонстрируется столкновение различных,как правило, противопоставленных точек зрения.Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной.  Основные цели дискуссии: выявить суть спорного вопроса, четко обозначить все точки зрения, привести к согласию, убедить. Цель ведущего- создать и поддерживать доброжелательную, конструктивную атмосферу.  Виды аргументов, используемые в дискуссиях: -фактологические(проверенные, точные): научные и документальные факты; примеры( из жизни, из книг); -ценностные:( законы; мнения экспертов,очевидцев; высказывания известных личностей; народная мудрость; священное писание). .

Дискуссия-аналитический жанр, в котором демонстрируется

столкновение различных,как правило, противопоставленных

точек зрения.Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной.

Основные цели дискуссии: выявить суть спорного вопроса,

четко обозначить все точки зрения, привести к согласию, убедить.

Цель ведущего- создать и поддерживать доброжелательную,

конструктивную атмосферу.

Виды аргументов, используемые в дискуссиях:

-фактологические(проверенные, точные): научные и документальные факты; примеры( из жизни, из книг);

-ценностные:( законы; мнения экспертов,очевидцев; высказывания известных личностей; народная мудрость; священное писание).

.

Статья- аналитический жанр, предметом исследования в котором оказывается важная общественная проблема. Задача статьи- при- влечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедли- вости или ошибочности какой-то мысли.  Обоснование основной мысли осуществляется разными видами аргументов: объяснение причины; объяснение следствия; объясне- ние цели; обоснование с помощью аналогии; опровержение с по- мощью аналогии; опровержение антитезиса или аргумента.  Статьи могут иметь различную структуру. В зависимости от то- го, как они ориентированы на полемику, выделяются два типа стат- тей: 1)без элементов полемики и 2) с элементами полемики.

Статья- аналитический жанр, предметом исследования в котором

оказывается важная общественная проблема. Задача статьи- при-

влечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедли-

вости или ошибочности какой-то мысли.

Обоснование основной мысли осуществляется разными видами

аргументов: объяснение причины; объяснение следствия; объясне-

ние цели; обоснование с помощью аналогии; опровержение с по-

мощью аналогии; опровержение антитезиса или аргумента.

Статьи могут иметь различную структуру. В зависимости от то-

го, как они ориентированы на полемику, выделяются два типа стат-

тей: 1)без элементов полемики и 2) с элементами полемики.

 Журналистское расследование можно отнести к числу наиболее популярных жанров в современных средствах информации. Оно привлекает внимание постановкой острых социальных проблем- преступности, коррупции, наркомании и т.д. Журналистское рас- следование близко стоит к таким жанрам, как статья и судебный очерк.  Задача публикации- всестороннее исследование, изучение отри- цательного социального явления, трагического факта с тем, чтобы привлечь внимание общественности, добиться объективной право- вой оценки

Журналистское расследование можно отнести к числу наиболее

популярных жанров в современных средствах информации. Оно

привлекает внимание постановкой острых социальных проблем-

преступности, коррупции, наркомании и т.д. Журналистское рас-

следование близко стоит к таким жанрам, как статья и судебный

очерк.

Задача публикации- всестороннее исследование, изучение отри-

цательного социального явления, трагического факта с тем, чтобы

привлечь внимание общественности, добиться объективной право-

вой оценки

Рецензия- жанр газетно-журнальной публикации, цель которого- разбор и оценка нового художественного произведения. В рецен- зии на книжное издание обычно дается его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной про- блематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединенных по ка- кому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор.  Виды аргументов в рецензии: представление первичного текста( цитирование, пересказ текста, описание картины, кадра, звучание музыки, игра актеров, и т. д.), его анализ, мнение других лиц( письма читателей, отзывы специалистов, суждения известных деятелей литературы и искусства, описание реакции реципиента).

Рецензия- жанр газетно-журнальной публикации, цель которого-

разбор и оценка нового художественного произведения. В рецен-

зии на книжное издание обычно дается его библиографическое

описание, краткая информация о содержании, общественной про-

блематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.

Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединенных по ка-

кому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор.

Виды аргументов в рецензии:

  • представление первичного текста( цитирование, пересказ текста,

описание картины, кадра, звучание музыки, игра актеров, и т. д.),

его анализ,

  • мнение других лиц( письма читателей, отзывы специалистов,

суждения известных деятелей литературы и искусства, описание

реакции реципиента).

Очерк- публицистический жанр, в котором рассказывается о реально существующих людях, о конкретных событиях. Ха- рактерные признаки жанра: активность авторского «я», разные формы выражения оценки, изобразительность письма.  Варианты начала очерка: описание места действия, внешно- сти героя, среды; эпизод из детства героя, ярко характеризую- щий личность, легенда, основная мысль которой становится основной идеей текста и т.д.

Очерк- публицистический жанр, в котором рассказывается о

реально существующих людях, о конкретных событиях. Ха-

рактерные признаки жанра: активность авторского «я», разные

формы выражения оценки, изобразительность письма.

Варианты начала очерка: описание места действия, внешно-

сти героя, среды; эпизод из детства героя, ярко характеризую-

щий личность, легенда, основная мысль которой становится

основной идеей текста и т.д.

Эссе- художественно- публицистический жанр, представляющий собой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личн- го мнения пишущего по поводу актуальной социальной, худо- жественной, философской проблемы. Текст представляет раскованное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, движе- ние авторской мысли свободное. Эссе- это мир в зеркале свободно складывающей мысли рефлектирующего «я». Таким образом, в эссе на первой план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раз- думья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.Поэтому в эссе отсутствуют жесткие композиционные схемы.

Эссе- художественно- публицистический жанр, представляющий

собой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личн-

го мнения пишущего по поводу актуальной социальной, худо-

жественной, философской проблемы. Текст представляет раскованное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, движе-

ние авторской мысли свободное. Эссе- это мир в зеркале свободно складывающей мысли рефлектирующего «я». Таким

образом, в эссе на первой план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раз-

думья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве,

литературе.Поэтому в эссе отсутствуют жесткие композиционные схемы.

Попробуйте свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение о человеке, личность которого вас привлекает.
  • Попробуйте свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение о человеке, личность которого вас привлекает.
Фельетон- сатирический жанр публицистики. Фельетон анали- зирует факты, обличает и конкретных носителей зла, и отрица- тельное в «безадресной форме».Комизм в фельетоне не допол- нительное, органически присутствующее ему качество. Смеш- ным делает фельетон сатирический ход (удачная историческая параллель, умелое сравнение с литературным образом, исполь- зование любопытного документа, оригинальное построение материала и т.д.)  Комический эффект в фельетоне постоянно поддерживается стилистическими приемами: гиперболой, каламбуром, иронией, стилистическим контрастом, пародированием и т.д.

Фельетон- сатирический жанр публицистики. Фельетон анали-

зирует факты, обличает и конкретных носителей зла, и отрица-

тельное в «безадресной форме».Комизм в фельетоне не допол-

нительное, органически присутствующее ему качество. Смеш-

ным делает фельетон сатирический ход (удачная историческая

параллель, умелое сравнение с литературным образом, исполь-

зование любопытного документа, оригинальное построение

материала и т.д.)

Комический эффект в фельетоне постоянно поддерживается

стилистическими приемами: гиперболой, каламбуром, иронией,

стилистическим контрастом, пародированием и т.д.

Солганик Г. Я. Стилистика текста. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. Русова Н. Ю. Учимся писать сочинение. Дускаева Л. Р. Учимся писать сочинения в разных жанрах.
  • Солганик Г. Я. Стилистика текста.
  • Скворцов Л. И. Культура русской речи.
  • Морозова Н. П. Учимся писать сочинение.
  • Русова Н. Ю. Учимся писать сочинение.
  • Дускаева Л. Р. Учимся писать сочинения в разных жанрах.
Рекомендации  (написать в рабочей тетради и отправить учителю на проверку) 1. Фамилия, имя, класс 2. Тема: «Конструирование соченений в разных жанрах»  3. Написать эссе

Рекомендации (написать в рабочей тетради и отправить учителю на проверку)

  • 1. Фамилия, имя, класс
  • 2. Тема: «Конструирование соченений в разных жанрах»
  • 3. Написать эссе
Образец

Образец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!