Просмотр содержимого документа
«Презентация. М.Ю.Лермонтов. "Валерик"»
М.Ю.Лермонтов
Подготовка к сочинению по теме Антивоенный пафос стихотворения М.Лермонтова «Валерик»
11 класс
Вступление
- Возможны два варианта вступления:
- биографическое
- аналитическое
Рассмотрим предложенные варианты.
Биографическое вступление
- Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М.Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения
Вопросы для вступительной части сочинения
- Какое впечатление произвела поездка Лермонтова на Кавказ в детские годы?
- За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ?
- Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?
Возможный вариант биографического вступления
Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого поэта.
Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.
Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть А.Пушкина, заканчивается участием Лермонтова в походах против горцев. Через год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами.
Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призванием». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне.
(80-90 слов)
Аналитическое вступление
- Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно начать сочинение с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками.
Вопросы для аналитического вступления
- Что такое пафос художественного произведения?
- Признаки антивоенного пафоса
Возможный вариант аналитического вступления
- С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновение, переживание, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление.
- Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности счастья.
- Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явление, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведением является стихотворение М.Лермонтова «Валерик».
( 80 слов)
Основная часть
- 1. Историческая основа стихотворения
- 2.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу
- 3.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?
- 4. Отношение Лермонтова к войне
- 5.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам
- 6. Что ценит Лермонтов в горцах?
- 7.Противопоставле-ние картины страшной битвы и величественной природы
Заключение
- В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинение теоретическим заключением, ещё раз , на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
- Можно связать выводы сочинения с современностью.
Возможный вариант заключения
Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.
Но, как говорит Лермонтов, «…беспрестанно и напрасно…» враждует человек. В войне нет победителей! Есть реки слез, крови реки, страдание и смерть. Зачем?!
(60 слов)