СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер - класса "Пространство слова, или что такое концепт"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер - класса "Пространство слова, или что такое концепт"»

Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы Мастер- класс   «Пространство слова, или что такое КОНЦЕПТ» Адаскевич Виктория Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы

Мастер- класс

«Пространство слова, или что такое

КОНЦЕПТ»

Адаскевич Виктория Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Основные идеи ФГОС в предмете «русский язык» - это

  • Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне

  • Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку

  • Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык»

Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции.

Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса  – репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования , постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Концепт Слово – концепт , его смысл не равняется его лексическому значению.   Концепт  включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о.,  концепт  – это совокупность смыслов

Концепт

  • Слово – концепт , его смысл не равняется его лексическому значению.
  •   Концепт  включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о.,  концепт  – это совокупность смыслов

Концепт По мнению Д.С.Лихачева, концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет значение, оставляя возможности  для сотворчества, домысливания, «дофантазирования»  и для эмоциональной ауры слова».

Концепт

По мнению Д.С.Лихачева, концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова».

 Пространство слова в стихотворении И.А.Бунина  «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»  Язык есть исповедь народа,  В нем слышится его природа,  Его душа и быт родной.  П.А.Вяземский

Пространство слова в стихотворении И.А.Бунина

«В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

РОДНИК

РОДНИК

 Три вида информации:    фактуальная , передающая факты действительности;  концептуальная , вскрывающая основное содержание художественного произведения, его смысл;  имплицитная ,т.е. скрытая,не выраженная словом, подтекстовая.

Три вида информации:

  • фактуальная , передающая факты действительности;
  • концептуальная , вскрывающая основное содержание художественного произведения, его смысл;
  • имплицитная ,т.е. скрытая,не выраженная словом, подтекстовая.

Лес, гора, родник, голубец, иконка, корец

Лес, гора, родник, голубец, иконка, корец

Лексическое значение слов ГОЛУБЕЦ- Могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой КОРЕЦ- ковш

Лексическое значение слов

ГОЛУБЕЦ- Могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой

КОРЕЦ- ковш

Гора Лес Родник Голубец Корец Русь Нищета Рабство («рабская нищета»)
  • Гора
  • Лес
  • Родник
  • Голубец
  • Корец
  • Русь
  • Нищета
  • Рабство («рабская нищета»)
  несмелая  рабская  нищая   НО И   душевно чистая  щедрая  бескорыстная  милосердная РУСЬ

несмелая

рабская

нищая

НО И

душевно чистая

щедрая

бескорыстная

милосердная

РУСЬ

Главная мысль стихотворения- любовь к родине,  к православной, смиренной, духовно щедрой и чистой Руси

Главная мысль стихотворения-

любовь к родине,

к православной, смиренной,

духовно щедрой и чистой Руси

К.Паустовский :   «Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. И все эти слова как бы родня между собой».

К.Паустовский : «Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. И все эти слова как бы родня между собой».

Д.С.Лихачев :  «…сколько слов в русском языке с корнем РОД-: РОДНОЙ, РОДНИК, РОДИНКА, НАРОД, ПРИРОДА, РОДИНА. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники, родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождается. Земля УРОЖАЯ (в слове РОЖЬ тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ»).

Д.С.Лихачев : «…сколько слов в русском языке с корнем РОД-: РОДНОЙ, РОДНИК, РОДИНКА, НАРОД, ПРИРОДА, РОДИНА. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники, родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождается. Земля УРОЖАЯ (в слове РОЖЬ тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ»).

СИНКВЕЙН  РОДНИК ПРИЛАГ. ПРИЛАГ. ГЛАГ. ГЛАГ. ГЛАГ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СУЩ.

СИНКВЕЙН

  • РОДНИК
  • ПРИЛАГ. ПРИЛАГ.
  • ГЛАГ. ГЛАГ. ГЛАГ.
  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • СУЩ.

СИНКВЕЙН РОДНИК ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ ЖИВАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА СИМВОЛ (святой и вечной Руси)

СИНКВЕЙН

  • РОДНИК
  • ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ
  • НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ
  • ЖИВАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
  • СИМВОЛ

(святой и вечной Руси)

Вывод:  Мы сегодня открыли пространство слова, установили его связи с другими словами и понятиями. Мы сегодня стремились постигать текст через три вида информации, обнаружив самую главную суть стихотворения, скрытую от нас. Это маленькое стихотворение оказалось необъятным по содержанию.  Мы прикоснулись к поэтическому языку. У Бунина язык как исповедь, мы увидели и услышали в этой исповеди русский народ, почувствовали его душу, его «быт родной».

Вывод:

Мы сегодня открыли пространство слова, установили его связи с другими словами и понятиями. Мы сегодня стремились постигать текст через три вида информации, обнаружив самую главную суть стихотворения, скрытую от нас. Это маленькое стихотворение оказалось необъятным по содержанию.

Мы прикоснулись к поэтическому языку. У Бунина язык как исповедь, мы увидели и услышали в этой исповеди русский народ, почувствовали его душу, его «быт родной».

СПАСИБО !

СПАСИБО !

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы:  http:// gushrustal.ru/pictures/crystal_pen_with_ink_2.jpg чернильница с пером  http:// www.baygri.com/wp-content/uploads/2013/01/gorsel.jpg перо  http:// www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://www.avosplumes.fr/Files/plume_legrand_grande.png перьевая ручка

Интернет – ресурсы:

http:// gushrustal.ru/pictures/crystal_pen_with_ink_2.jpg

чернильница с пером

http:// www.baygri.com/wp-content/uploads/2013/01/gorsel.jpg

перо

http:// www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg

грамота (для создания рамки)

http://www.avosplumes.fr/Files/plume_legrand_grande.png

перьевая ручка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!