Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы
Мастер- класс
«Пространство слова, или что такое
КОНЦЕПТ»
Адаскевич Виктория Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Основные идеи ФГОС в предмете «русский язык» - это
- Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне
- Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку
- Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык»
Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции.
Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования , постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий.
Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Концепт
- Слово – концепт , его смысл не равняется его лексическому значению.
- Концепт включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о., концепт – это совокупность смыслов
Концепт
По мнению Д.С.Лихачева, концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова».
Пространство слова в стихотворении И.А.Бунина
«В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А.Вяземский
РОДНИК
Три вида информации:
- фактуальная , передающая факты действительности;
- концептуальная , вскрывающая основное содержание художественного произведения, его смысл;
- имплицитная ,т.е. скрытая,не выраженная словом, подтекстовая.
Лес, гора, родник, голубец, иконка, корец
Лексическое значение слов
ГОЛУБЕЦ- Могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой
КОРЕЦ- ковш
- Гора
- Лес
- Родник
- Голубец
- Корец
- Русь
- Нищета
- Рабство («рабская нищета»)
несмелая
рабская
нищая
НО И
душевно чистая
щедрая
бескорыстная
милосердная
РУСЬ
Главная мысль стихотворения-
любовь к родине,
к православной, смиренной,
духовно щедрой и чистой Руси
К.Паустовский : «Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. И все эти слова как бы родня между собой».
Д.С.Лихачев : «…сколько слов в русском языке с корнем РОД-: РОДНОЙ, РОДНИК, РОДИНКА, НАРОД, ПРИРОДА, РОДИНА. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники, родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождается. Земля УРОЖАЯ (в слове РОЖЬ тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ»).
СИНКВЕЙН
- РОДНИК
- ПРИЛАГ. ПРИЛАГ.
- ГЛАГ. ГЛАГ. ГЛАГ.
- ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- СУЩ.
СИНКВЕЙН
- РОДНИК
- ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ
- НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ
- ЖИВАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
- СИМВОЛ
(святой и вечной Руси)
Вывод:
Мы сегодня открыли пространство слова, установили его связи с другими словами и понятиями. Мы сегодня стремились постигать текст через три вида информации, обнаружив самую главную суть стихотворения, скрытую от нас. Это маленькое стихотворение оказалось необъятным по содержанию.
Мы прикоснулись к поэтическому языку. У Бунина язык как исповедь, мы увидели и услышали в этой исповеди русский народ, почувствовали его душу, его «быт родной».
СПАСИБО !
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
http:// gushrustal.ru/pictures/crystal_pen_with_ink_2.jpg
чернильница с пером
http:// www.baygri.com/wp-content/uploads/2013/01/gorsel.jpg
перо
http:// www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg
грамота (для создания рамки)
http://www.avosplumes.fr/Files/plume_legrand_grande.png
перьевая ручка