ГУО «Ясли – сад № 80 г. Бобруйска»
Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Подготовила:
учитель – дефектолог: Астапович А.В.
Проблема коррекции речи детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности, а приобретает ещё большую остроту, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения им полноценной и грамотно оформленной речи.
В последние годы наблюдается увеличение количества детей с речевой патологией при которой, отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Причинами этого роста являются:
- общая соматическая ослабленность детей;
- педагогическая некомпетентность родителей;
- увеличение нарушений перинатального развития детей;
- эмоциональная депривация в семье;
Одна из основных задач коррекционной работы с детьми :
- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.
Для решения данной проблемы мы используем метод наглядного моделирования
Моделирование и его плюсы
Наглядное моделирование – это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации.
Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
В основе метода лежит использование заменителя (модели), мы в своей работе используем: схемы, мнемотаблицы, предметные картинки.
Наглядные модели являются той формой обозначения предметов и их отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста в силу того, что ведущими видами мышления у дошкольников выступают наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
Актуальность
Актуальность использования нами метода наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что: ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование в работе данного метода повышает интерес ребёнка и помогает решить ряд коррекционных задач.
Задачи наглядного моделирования
- Устранять дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;
- Развивать навыки анализа и синтеза;
- Уточнять, расширять и обогащать лексический запас;
- Формировать лексико-грамматический строй речи;
- Подготовить к обучению грамоте;
- Развивать связную речь (пересказ, рассказ по сюжетной картинке, рассказ-описание по пейзажной картинке, рассказ-описание предметов)
Основные принципы:
Принцип комплексности: устранение речевых нарушений должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер
Принцип развития : организация логопедической работы осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.
Дидактические принципы:
- наглядность,
- индивидуальный подход.
Пиктограммы
(символические изображения, замещающее слово)
Приемы наглядного моделирования
Замещения
(вид моделирования, при котором объекты замещаются другими)
Мнемотаблицы
(служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи)
7
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
Как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
Как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
Как средство, облегчающее развития общения, речи;
Как подготовительный этап к освоению письма и чтения с детьми с проблемами в развитии;
Как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
Замещения
Геометрические фигуры или полоски ;
Условными заместителями могут выступать символы различного характера:
Символические изображения предметов;
Планы и условные обозначения, используемые в них.
Мнемотаблицы
Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом мнемотаблицы призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Всю работу мы разбили на блоки:
1 блок подготовка артикуляционного уклада
2 блок
развитие речевого дыхания
6 блок связная речь
5 блок грамматический строй
3 блок коррекция звукопроизношения
4 блок слоговая структура
1 блок «Подготовка артикуляционного уклада» Существует много средств устранения недостатков речи. Одним из таких средств является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целью проведения артикуляционной гимнастики служит выработка полноценных движений и определённых органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков. В своей работе мы используем, следующие комплексы артикуляционных гимнастик.
Артикуляционный комплекс с мнемотаблицами Дети выполняя артикуляционную гимнастику зрительно опираются на модель, затем раскрашивают рисунки, тем самым развивают графические навыки, а так же психические процессы. Комплекс упражнений на свистящие звуки
Комплекс упражнений для шипящих звуков
Комплекс упражнений для сонорных звуков
Наглядный пример по развитию артикуляционного аппарата
2 блок «Развитие речевого дыхания» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений. Работу над дыхание рекомендуется проводить в три этапа: I. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха. II. Дифференциация ротового и носового выдоха. III. Формирование речевого дыхания.
I этап Сформировать сильный плавный ротовой выдох - надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); - выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
В своей работе мы используем следующие упражнения, например: Лети, бабочка! Ветерок Цель: развитие длительного Цель: развитие сильного плавного непрерывного ротового ротового выдоха; активизация выдоха; активизация губных мышц. губных мышц. Осенние листья Вертушка Цель : развитие длительного Цель : обучение плавному плавного выдоха; активизация свободному выдоху; губных мышц. активизация губных мышц.
II этап Дифференциация ротового и носового выдоха. С появлением правильного , спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Цель данных упражнений : ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений: 1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований , например: - широко открыть рот и спокойно подышать носом. - вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос. - вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом ( рот не закрывать) - вдох носом, плавный выдох ртом ( рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки) 2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований, например: - вдох носом, выдох через нос толчками - вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки - рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто ( как дышит собака). 3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи, например: - вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце - вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох - губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох - вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
III. Формирование речевого дыхания. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут. Например: - сделав полный вдох, на выдохе произносить словосочетания : Па, папа, папапа, папапапа. Ма, мама ,мамама ,мамамама. Ва, вава, вавава, вававава. Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий. - сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре), обратным ( пять, четыре, три, два, один). - по аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времена года. Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить , только потом можно переходить к тренировкам. Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке , ощущая ее подъем при вдохе.
Наглядные примеры по развитию речевого дыхания
3 блок «Коррекция звукопроизношения» В коррекционной работе широко используют зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А. Ткаченко. Т.е., слияние звуков, представленных в виде модели – это модель чтения, а выкладывание слов с помощью схематического изображения – это модель письма. И то и другое в занимательном игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикуляции конкретного звука. Для построения моделей гласных звуков учитывалось: - участие или неучастия губ, - вибрация голосовых складок, - свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.
Для построения моделей согласных звуков учитывалось: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок, - способ артикуляции, - место артикуляции, - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу, - место резонирования. Зрительные символы согласных звуков
Графические сигналы регуляции речевой деятельности
Наглядные примеры по коррекции звукопроизношения
4 блок «Слоговая структура» Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заменители слогов, из которых оно состоит, научить определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой, тем самым готовя детей к овладению навыком послогового чтения. Работа над слоговой структурой слова Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении реб1нком двух –трёхсложных слов. Важное значение в коррекционной деятельности по преодолению нарушений слоговой структуры слова придется такому лексическому материалу для занятий который подготовил бы ребёнка к речевому общению. А также для более активного и успешного усвоению материала в ходе логопедического занятия должны широко использоваться игровые ситуации с наглядно –игровыми средствами. Одним из таких и является «Чудо-поезд». Цель: сформировать навыки работы со словами разной слоговой структуры.
В своей работе мы используем следующие игры: «Делим слова на слоги» Цели: закрепление навыков слогового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания, мышления.
Наглядные примеры по развитию слоговой структуры
Занятие по формированию произносительной стороны речи на тему «Дифференциация звуков [С-Ш]» Подготовила: Учитель-дефектолог: Масолбасова В.А.
5 блок «Грамматический строй речи»
На начальном этапе мы ведём работу по развитию словаря и коррекции грамматического строя речи. Испытывая определённые трудности в усвоении лексико – грамматической стороны речи, мы стали применять наглядные модели. Использования этих моделей в процессе обучения способствовало закреплению понимания частей конструкций и формированию активного словаря.
Самым положительным моментом в использовании моделей на наш взгляд, является то, что речь дефектолога сводится к минимуму – он показывает модель, а ребёнок образовывает нужное слово.
В своей работе мы используем следующие
наглядные модели для игр и упражнений:
Игра «Ещё и ещё больше (меньше)» Цель : образование сравнительной степени прилагательных. Речевой материал : у меня маленький стульчик, у меня стул больше, а у меня самый большой стул.
Игра «Один – много» Цель : образование существительных множественного числа. Речевой материал - У меня один синий шар - А у меня много разноцветных шаров
Игра «Большой – маленький» Цель - образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Речевой материал : большой мяч – маленький мячик, большая рыба – маленькая рыбка и т.д.
Игра «Он, она, они» Цель – склонение в роде, числе. Речевой материал : мальчик – это он, ед.число, девочка – это она, ед. число, дети – это они, множ.число)
Игра «Жадина» Цель – употребление притяжательных местоимений мой, моя Речевой материал : мой кит, моя корова, моё дерево и т.д
Игра «Скажи наоборот» Цель- употребление слов-антонимов. Речевой материал : белый – чёрный, большой – маленький, длинный – короткий, мягкий – твёрдый и т.д.
Игра «Близнецы» Цель – употребление слов-синонимов Речевой материл : добрый – хороший – ласковый; улыбаться – смеяться - хохотать; грустный – печальный и т.д.
Игра «Солнышко» Цель – употребление в речи однокоренных слов Речевой материал : дом - домик – домище – домашний – домовой – домосед
6 блок «Связная речь»
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Для того чтобы дети усвоили последовательность и связность текста, смогли удержать его в памяти, мы познакомили их с мнемодорожками. Поняв алгоритм работы с мнемодорожками, дети легко освоили обучающие мнемотаблицы.
При обучении ребёнка с ОНР самостоятельному составлению рассказа, пересказа, заучиванию стихотворений, необходимо задействовать как можно больше анализаторов, чтобы уменьшить нагрузку на его речевой аппарат. При использовании данного приёма ребёнок знакомится с
графическим способом представления информации. Мнемотаблицы облегчают процесс запоминания,способствуют развитию связной речи, мышления и воображения. Мы в своей работе используем следующий наглядный материал :
Заучивание стихотворений
Наше тело
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.
Осень Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.
Отгадывание и загадывание загадок
Мнемозагадка «Джинсы»
Они бывают голубого,
черного или синего цвета.
Они сшиты из джинса.
У них есть пояс и штанины.
Их носят круглый год:
и осенью, и зимой, и
весной, и летом.
Их носят и девочки,
и мальчики.
Пришла Таня в жёлтом сарафане, Стали Таню раздевать – стали плакать да рыдать ( Лук )
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Пересказ
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
В огороде
Овощи растут на длинных и коротких грядках. Грядки рыхлят, поливают юные огородники. Петя поливает зеленый лук. Витя рыхлит грядку с крупной сладкой морковью. Вика срезает и складывает в большую плетеную корзину хрустящую белокочанную капусту. Из капусты и других овощей мама сделает разные заготовки на зиму.
Пересказ с опорой на сюжетную картинку
Пересказ с опорой на картинно – графический план
Пересказ по серии сюжетных картин
«В лесу»
Однажды Катя и Дима пошли в лес за шишками, чтобы сделать сказочного лесовика.
Они прошли через молодой лиственный лесок и оказались в хвойном лесу. Дети шли по тропинке, собирали сосновые и еловые шишки и не заметили, как забрели в лесную чащу.
Ребята стали искать дорогу домой и вышли на поляну к домику лесника. По просеке лесник вывел детей на опушку леса и показал им дорогу домой.
Рассказ
Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.
Сюжетный рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем (героями).
Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Это наиболее простой вид рассказа.
Составление описательного рассказа с использованием мнемотехнических таблиц
Составление рассказа по сюжетной картине
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Наглядные примеры по развитию связной речи
Занятие по развитию связной речи на тему «Овощи» Подготовила: Учитель-дефектолог: Астапович А.В.
Результативность
Использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования звукопроизношения, слоговой структуры слов, связной речи детей с ОНР, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе.