Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233 ОАО «РЖД»
Методический обзор для педагогов
«Анализируем ФОП ДО»
Содержательный раздел ФОП ДО
Структура, содержание, новшества
Июль 2023
Подготовил: старший воспитатель
Кривогорницева Н. В.
Содержание содержательного раздела
- 1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп.
- 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП.
- 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
- 4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
- 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
- 6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
- 7. Федеральная рабочая программа воспитания
Задачи и содержание образования
- Социально-коммуникативное развитие
Каждая образовательная область включает:
- задачи и содержание образовательной деятельности; задачи воспитания для возрастных групп детей в возрасте от двух месяцев до семи – восьми лет
- задачи и содержание образовательной деятельности;
- задачи воспитания для возрастных групп детей в возрасте от двух месяцев до семи – восьми лет
- Художественно-эстетическое развитие
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей
Структура образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи и содержание образовательной деятельности, ценности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
БЫЛО
- Дошкольник входит в мир социальных отношений;
- Развиваем ценностное отношение к труду;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
СТАЛО
- сфера социальных отношений;
- область формирования основ гражданственности и патриотизма;
- сфера трудового воспитания;
- область формирования основ безопасного поведения
(в т. ч., правила использования цифровых ресурсов, со старшей группы ).
Задачи и содержание образовательной деятельности
- Задачи и содержание образовательной деятельности:
- в сфере социальных отношений; в области формирования основ гражданственности и патриотизма; в сфере трудового воспитания; в области формирования основ безопасного поведения.
- в сфере социальных отношений; в области формирования основ гражданственности и патриотизма; в сфере трудового воспитания; в области формирования основ безопасного поведения.
- в сфере социальных отношений; в области формирования основ гражданственности и патриотизма; в сфере трудового воспитания; в области формирования основ безопасного поведения.
- в сфере социальных отношений;
- в области формирования основ гражданственности и патриотизма;
- в сфере трудового воспитания;
- в области формирования основ безопасного поведения.
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Добро», «Милосердие», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд»
Структура образовательной области «Познавательное развитие»
Задачи и содержание образовательной деятельности, ценности
Образовательная область «Познавательное развитие»
БЫЛО
- Развитие сенсорной культуры;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях;
- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
- Ребенок открывает мир природы;
- Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.
СТАЛО
- Сенсорные эталоны и познавательные действия (в т.ч.,обогащение представлений о цифровых средствах познания окружающего мира);
- Математические представления;
Задачи и содержание образовательной деятельности
- от 2 до 3 лет;
- от 3 лет до 4 лет;
- от 4 лет до 5 лет;
- от 5 лет до 6 лет;
- от 6 лет до 7 лет
- сенсорные эталоны и познавательные действия; математические представления; окружающий мир; природа
- сенсорные эталоны и познавательные действия;
- математические представления;
- окружающий мир;
- природа
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Познание», «Семья», «Человек», «Природа», «Родина»
Структура образовательной области «Речевое развитие»
Задачи и содержание образовательной деятельности, ценности
Образовательная область «Речевое развитие»
БЫЛО
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Развитие речевого творчества;
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте - со средней группы (чтение простых слов и фраз);
- Знакомство с книжной культурой и детской литературой.
СТАЛО
- формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка к обучению грамоте
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- интерес к художественной литературе;
- подготовка к обучению грамоте
(со 2 младшей группы)
Задачи и содержание образовательной деятельности
- формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- интерес к художественной литературе
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура»
Задачи и содержание образовательной деятельности
- от 3 лет до 4 лет
- от 4 лет до 5 лет
- от 5 лет до 6 лет
- от 6 лет до 7 лет
- формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка к обучению грамоте
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- интерес к художественной литературе;
- подготовка к обучению грамоте
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота»
Структура образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи и содержание образовательной деятельности, ценности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
БЫЛО
- Изобразительное искусство
- Развитие продуктивной деятельности и детского творчества;
- Художественная литература;
- Музыка.
СТАЛО
- приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность
- приобщение к искусству;
- изобразительная деятельность;
- конструктивная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность
Задачи и содержание образовательной деятельности
- приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность
- приобщение к искусству;
- изобразительная деятельность;
- конструктивная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность
- от 2 до 3 лет
- от 3 лет до 4 лет
- от 4 лет до 5 лет
- от 5 лет до 6 лет
- от 6 лет до 7 лет
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура»
Структура образовательной области «Физическое развитие»
Задачи и содержание образовательной деятельности, ценности
Образовательная область «Физическое развитие»
БЫЛО
- Двигательная деятельность;
- Становление у детей ценностей ЗОЖ.
СТАЛО
- основная гимнастика; подвижные игры; спортивные игры; спортивные упражнения; формирование основ ЗОЖ; активный отдых.
- основная гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- формирование основ ЗОЖ;
- активный отдых.
Задачи и содержание образовательной деятельности
- основная гимнастика; подвижные игры и игровые упражнения; формирование основ ЗОЖ
- основная гимнастика;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- формирование основ ЗОЖ
- Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»
Задачи и содержания образовательной деятельности
- от 3 лет до 4 лет
- от 4 лет до 5 лет
- от 5 лет до 6 лет
- от 6 лет до 7 лет
- основная гимнастика; подвижные игры; спортивные игры; спортивные упражнения; формирование основ ЗОЖ; активный отдых
- основная гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- формирование основ ЗОЖ;
- активный отдых
- Решения задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП ДО
В каких формах реализовать
- В ДОО или в форме семейного образования;
- Через сетевую форму на основе договора с другими образовательными организациями.
Как выбирать и применять способы, методы, средства
- Педагог определяет их самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов;
- Ориентируется на свою практику воспитания и обучения детей, результативность форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе;
- Учитывает потенциал каждого метода, условия его применения, цели и задачи, прогнозирует возможные результаты;
- Использует различные средства воспитания и обучения, в том числе технические, расходные материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, а также образовательные технологии, в том числе дистанционное, электронное обучение, работа с ЭСО в соответствии с требованиями СП 2.4.3648 – 20 и СанПиН 1.2.3685- 21.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОО включает
- Самостоятельную деятельность детей
- Образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности
- Образовательную деятельность в ходе режимных процессов
Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО
Формы работы с детьми
Игра, занятие, культурные практики
Игра
- занимает центральное место в жизни ребенка;
- выполняет обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, психотерапевтическую и другие функции;
- выступает как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития их личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции
Занятие
- занимательное и интересное для детей дело, которое развивает их;
- деятельность, которую организует педагог и в ходе которой дети осваивают одну или несколько образовательных областей в интеграции;
- форма организации обучения детей, наряду с дидактическими играми, экскурсиями и др. Может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов
- Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно
Культурные практики
- проходят во вторую половину дня;
- предусматривают разные варианты: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую практики, чтение художественной литературы;
- могут быть разной тематики, которую определяет педагог на основе вопросов, интереса детей к явлениям окружающей действительности или предметам, значимых событий, неожиданных явлений, художественной литературы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Виды деятельности
Время деятельности
Деятельность педагога
- Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности
- Поощрять свободную самостоятельную деятельность детей, в основе которой лежит их интересы и предпочтения
- Утро, когда ребенок приходит в ДОО;
- вторая половина дня
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель, направления, принципы
Цель взаимодействия
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; Повышение воспитательного потенциала семьи.
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- Повышение воспитательного потенциала семьи.
Принципы построения взаимодействия
- • приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
• открытость для родителей информации об особенностях пребывания ребенка в группе;
• взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
• возрастосообразность: учет особенностей характера отношений ребенка с родителями
Направления построения взаимодействия
- Диагностико – аналитическое;
- Просветительское;
- Консультационное;
Коррекционно-развивающая работа
Задачи, Направления, Содержание
Направления и задачи коррекционно – развивающей работы.
Направления ККР
- коррекция нарушений развития у различных категорий детей или целевых групп, включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- квалифицированная помощь в освоении программы;
- разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации
Программа КРР
- Детский сад имеет право разработать программу КРР, которая может включать:
- план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
- рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, которые имеют различные ООП и стартовые условия освоения программы.
- методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач программы КРР
Задачи КРР
- Определять основные образовательные потребности детей, в том числе воспитанников с трудностями освоения ФОП ДО и социализации в ДОО;
- своевременно выявлять детей с трудностями социальной адаптации по различным причинам;
- оказывать индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом особенностей их психического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с рекомендациями ПМПК или ППк.
Задачи КРР
- Оказывать родителям консультативную психолого-педагогическую помощь по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- содействовать поиску и отбору одаренных детей, их творческому развитию;
- выявлять детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- реализовывать комплекс индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии детей и проблем их поведения
Федеральная рабочая программа воспитания
Цели, задачи, направления и содержание воспитания
Федеральная рабочая программа воспитания
- Входит в содержательный раздел ФОП ДО как один из структурных компонентов;
- раскрывает задачи и направления воспитательной работы;
- предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе
Федеральная рабочая программа воспитания
- Включает пояснительную записку и три раздела: целевой, содержательный, организационный;
- Содержит задачи воспитания в образовательных областях по семи направлениям:
- патриотическое (ценности: Родина, природа);
- духовно-нравственное (ценности: жизнь, милосердие, добро);
- социальное (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество);
- познавательное (ценности: познание);
- физическое и оздоровительное (ценности: здоровье, жизнь);
- трудовое (ценности: труд);
- эстетическое (ценности: культура, красота);
- включает целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста – к трем годам и на этапе завершения освоения программы.