СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку в 9 классе (программа М.Т. Баранова) «Союзные сложные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По теме «Сложносочинённые предложения» (ССП):       

Отработка умений

1) различать простые предложения с однородными 

    членами и ССП: определять значения ССП с союзом и (одновременность – последовательность происходящих событий, явлений, действий);

2) различать основные группы ССП по значению и 

     союзам;

3) определять смысловые отношения между частями ССП;

4) расставлять знаки препинания в ССП (с общим  

     второстепенным членом и без него);

5) составлять схемы ССП и предложения по схемам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку в 9 классе (программа М.Т. Баранова) «Союзные сложные предложения»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Муравьихинская средняя школа»   Презентация методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку в 9 классе (программа М.Т. Баранова) «Союзные сложные предложения»  Подготовила: Кудряшова  Людмила Николаевна ,  учитель, 1 кв. категория   п/ст. Суроватиха  2019 год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку в 9 классе

(программа М.Т. Баранова)

«Союзные сложные предложения»

Подготовила: Кудряшова Людмила Николаевна ,

учитель, 1 кв. категория

п/ст. Суроватиха

2019 год

Актуальность раздела программы «Союзные сложные предложения»- один из основных разделов программы русского языка в 9 классе «Синтаксис и пунктуация: сложное предложение».  Большая значимость данного раздела для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы.

Актуальность раздела программы

«Союзные сложные предложения»- один из основных разделов программы русского языка в 9 классе «Синтаксис и пунктуация: сложное предложение».

Большая значимость данного раздела для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы.

Принципы отбора содержания образования 1. Развитие мыслительных способностей учащихся. 2. Повышение качества преподавания предмета. 3. Своевременная и действенная помощь в учёбе и повышение качества успеваемости у слабых учащихся. 4. Работа над речью учащихся. 5. Стимул к самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, отстаиванию собственной точки зрения.

Принципы отбора содержания образования

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Повышение качества преподавания предмета.

3. Своевременная и действенная помощь в учёбе и повышение качества успеваемости у слабых учащихся.

4. Работа над речью учащихся.

5. Стимул к самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, отстаиванию собственной точки зрения.

Цели и задачи По теме «Сложносочинённые предложения» (ССП): Отработка умений 1) различать простые предложения с однородными  членами и ССП: определять значения ССП с союзом и (одновременность – последовательность происходящих событий, явлений, действий); 2) различать основные группы ССП по значению и  союзам; 3) определять смысловые отношения между частями ССП; 4) расставлять знаки препинания в ССП (с общим  второстепенным членом и без него); 5) составлять схемы ССП и предложения по схемам.

Цели и задачи

По теме «Сложносочинённые предложения» (ССП):

Отработка умений

1) различать простые предложения с однородными

членами и ССП: определять значения ССП с союзом и (одновременность – последовательность происходящих событий, явлений, действий);

2) различать основные группы ССП по значению и

союзам;

3) определять смысловые отношения между частями ССП;

4) расставлять знаки препинания в ССП (с общим

второстепенным членом и без него);

5) составлять схемы ССП и предложения по схемам.

Цели и задачи  По темам «Сложноподчинённые предложения» (СПП) и «Основные  группы сложноподчинённых предложений по их значению»:  Формирование умений:  1) находить главное и придаточное предложения;  2) находить главное предложение с указательными словами и без них;  3) определять место придаточного, средства его связи с главным;  4) различать союзные слова и союзы;  5) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными  членами и ССП – сложноподчинёнными;  6) правильно ставить знаки препинания в СПП;  7) различать виды придаточных по их значению;  8) составлять схемы СПП с различными видами придаточных и составлять  предложения по схемам;  9) производить синонимическую замену СПП с одним видом придаточного  другим видом придаточного.

Цели и задачи

По темам «Сложноподчинённые предложения» (СПП) и «Основные

группы сложноподчинённых предложений по их значению»:

Формирование умений:

1) находить главное и придаточное предложения;

2) находить главное предложение с указательными словами и без них;

3) определять место придаточного, средства его связи с главным;

4) различать союзные слова и союзы;

5) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными

членами и ССП – сложноподчинёнными;

6) правильно ставить знаки препинания в СПП;

7) различать виды придаточных по их значению;

8) составлять схемы СПП с различными видами придаточных и составлять

предложения по схемам;

9) производить синонимическую замену СПП с одним видом придаточного

другим видом придаточного.

Цели и задачи По теме «СПП с несколькими придаточными»: Формирование умений: 1)определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;  2)составлять схемы СПП с последовательным, параллельным, однородным и несколькими видами подчинения; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений;   3)производить синтаксический разбор любого союзного сложного предложения.

Цели и задачи

По теме «СПП с несколькими придаточными»:

Формирование умений:

1)определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;

2)составлять схемы СПП с последовательным, параллельным, однородным и несколькими видами подчинения; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений;

3)производить синтаксический разбор любого союзного сложного предложения.

Ожидаемые результаты Сохранения качества обученности (33%-44%) и  100% успеваемости по русскому языку. По разделу «Союзные сложные предложения» - умения: выделять грамматические основы предложений, различать простые предложения от сложных, ССП от СПП;  расставлять знаки препинания в союзных сложных предложениях;  определять место придаточного в СПП, его значение, средство связи с главным; строить схемы любых союзных сложных предложений, определять и конструировать предложения по схемам;  различать союзы и союзные слова; определять основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными; производить синтаксический разбор союзных сложных предложений.

Ожидаемые результаты

  • Сохранения качества обученности (33%-44%) и

100% успеваемости по русскому языку.

По разделу «Союзные сложные предложения» - умения:

  • выделять грамматические основы предложений, различать простые предложения от сложных, ССП от СПП;
  • расставлять знаки препинания в союзных сложных предложениях;
  • определять место придаточного в СПП, его значение, средство связи с главным;
  • строить схемы любых союзных сложных предложений, определять и конструировать предложения по схемам;
  • различать союзы и союзные слова;
  • определять основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными;
  • производить синтаксический разбор союзных сложных предложений.

Формы организации деятельности Использо-вание ИКТ Работа в группах Оптимизация образовательно- го процесса Индивиду- альные задания Лекция Беседа, дискуссия  Ролевая игра

Формы организации деятельности

Использо-вание ИКТ

Работа в группах

Оптимизация образовательно- го процесса

Индивиду-

альные задания

Лекция

Беседа, дискуссия

Ролевая игра

I. Урок ИКТ (приложение № 1 )

I. Урок ИКТ (приложение № 1 )

Работа в группах

Работа в группах

Оценочный лист   № Фамилия, имя учащегося 1 Задание №1 (схема) 2 Задание №2 3 Задание №3 4 Итоговая оценка 5

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося

1

Задание №1

(схема)

2

Задание №2

3

Задание №3

4

Итоговая оценка

5

Тематические модули образовательной программы В разделе «Союзные сложные предложения» выделяются 4 тематических модуля : 1.Сложносочинённые предложения (ССП). 2.Сложноподчинённые предложения (СПП). 3.Основные группы сложноподчинённых  предложений по их значению и союзам. 4.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Тематические модули образовательной программы

В разделе «Союзные сложные предложения» выделяются 4 тематических модуля :

1.Сложносочинённые предложения (ССП).

2.Сложноподчинённые предложения (СПП).

3.Основные группы сложноподчинённых

предложений по их значению и союзам.

4.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Учебно-тематический план  Программы общеобразовательных  учреждений. Русский язык. 5-9 классы./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007.  Русский язык. 9 класс.: учебник для 9 класса общеобразовательных учрежде- ний/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.  Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).  На  раздел «Союзные сложные предложения» -- 40 часов, из них на развитие  речи – 8 часов, на  повторение орфографии – 5 часов.

Учебно-тематический план

Программы общеобразовательных

учреждений. Русский язык. 5-9 классы./

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.

Шанский – 8-е издание – М.:

Просвещение, 2007.

Русский язык. 9 класс.: учебник для

9 класса общеобразовательных учрежде-

ний/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.

Максимов, Л.А. Чешко – 30-е изд. –

М.: Просвещение, 2008.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

На раздел «Союзные сложные предложения» -- 40 часов, из них на развитие

речи – 8 часов, на повторение орфографии – 5 часов.

Учебно-методический комплекс Основные виды сложных предложений (слепая схема) Средства связи в СПП (таблица) Общие схемы СПП с разными видами придаточных Цифровой диктант Лингвистический эксперимент Редактирование предложений Задания.

Учебно-методический комплекс

  • Основные виды сложных предложений (слепая схема)
  • Средства связи в СПП (таблица)
  • Общие схемы СПП с разными видами придаточных
  • Цифровой диктант
  • Лингвистический эксперимент
  • Редактирование предложений
  • Задания.
Сложные предложения союзные бессоюзные ? сочинительные союзы подчинительные союзы и союзные слова ? ССП СПП ? определительные ? обстоятельственные изъяснительные ? Где? Когда? Как? … ? Какой? Чей? ?  ? косв. падежей

Сложные предложения

союзные

бессоюзные

?

сочинительные союзы

подчинительные союзы

и союзные слова

?

ССП

СПП

?

определительные

?

обстоятельственные

изъяснительные

?

Где? Когда? Как? …

?

Какой? Чей?

?

? косв. падежей

Средства связи в сложноподчиненном предложении Подчинительные союзы Простые Союзные слова Составные Что Чтобы Ибо Когда Пока Как Будто Словно Если Потому что Оттого что Так как Так что Лишь только Как будто С тех пор как В связи с тем что Который Какой Кто Что Как Где Куда Откуда Когда Обратите внимание, что слова что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами

Средства связи в сложноподчиненном предложении

Подчинительные союзы

Простые

Союзные слова

Составные

Что

Чтобы

Ибо

Когда

Пока

Как

Будто

Словно

Если

Потому что

Оттого что

Так как

Так что

Лишь только

Как будто

С тех пор как

В связи с тем что

Который

Какой

Кто

Что

Как

Где

Куда

Откуда

Когда

  • Обратите внимание, что слова что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами
СПП с придаточным изъяснительным [ ], ( ) Союзы что, как, Х  как будто… к.сл.  Союзные слова что, как,  куда, где, зачем… _ _ _ _ Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным

[ ], ( )

Союзы что, как,

Х

как будто…

к.сл.

Союзные слова что, как,

куда, где, зачем…

_ _ _ _

Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным СПП с придаточным изъяснительным [ ], ( ) Союзы что, как, Х  как будто… конт.сл. + указ.сл.  Союзные слова что, как,  куда, где, зачем… _ _ _ _ Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным

СПП с придаточным изъяснительным

[ ], ( )

Союзы что, как,

Х

как будто…

конт.сл.

+

указ.сл.

Союзные слова что, как,

куда, где, зачем…

_ _ _ _

Частица ли

Цифровой диктант Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью. Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному. Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами. Дополнения отвечают на вопросы: Какой? Чей? В предложении:  Фонарь освещал колодец , старый клен под забором и растрепанный куст настурции на пожелтевшей клумбе - выделенные слова являются дополнениями. 10101 1 - верно 0 - неверно

Цифровой диктант

  • Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью.
  • Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному.
  • Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.
  • Дополнения отвечают на вопросы: Какой? Чей?
  • В предложении: Фонарь освещал колодец , старый клен под забором и растрепанный куст настурции на пожелтевшей клумбе - выделенные слова являются дополнениями.

10101

1 - верно

0 - неверно

  Группа 1 Задание №3 Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности добавились значения: а) времени, б) причины, в) признака. Мне никто не объяснил … бабочки летят на свет. Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что. Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения. Группа 2 Задание №3 Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности добавились значения: а) образа действия, б) цели. Мне никто не объяснил … бабочки летят на свет. Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что. Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения.

Группа 1 Задание №3

Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное

предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности

добавились значения: а) времени, б) причины, в) признака.

Мне никто не объяснил бабочки летят на свет.

Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что.

Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения.

Группа 2 Задание №3

Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное

предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности добавились

значения: а) образа действия, б) цели.

Мне никто не объяснил бабочки летят на свет.

Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что.

Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения.

Лингвистический эксперимент Мне никто не объяснил, когда бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, какие бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, как бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, зачем бабочки летят на свет.

Лингвистический эксперимент

  • Мне никто не объяснил, когда бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, какие бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, как бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, зачем бабочки летят на свет.
Соедините части рассыпанного текста. Простые предложения -  …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. Сложные предложения -  … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. Сложносочинённые предложения -  …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. Сложноподчинённые предложения -  … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Бессоюзные предложения -  … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Соедините части рассыпанного текста.

Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

32 Составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным. 53 25 14 41

32

Составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным.

53

25

14

41

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!