Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»
Презентация методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку в 9 классе
(программа М.Т. Баранова)
«Союзные сложные предложения»
Подготовила: Кудряшова Людмила Николаевна ,
учитель, 1 кв. категория
п/ст. Суроватиха
2019 год
Актуальность раздела программы
«Союзные сложные предложения»- один из основных разделов программы русского языка в 9 классе «Синтаксис и пунктуация: сложное предложение».
Большая значимость данного раздела для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы.
Принципы отбора содержания образования
1. Развитие мыслительных способностей учащихся.
2. Повышение качества преподавания предмета.
3. Своевременная и действенная помощь в учёбе и повышение качества успеваемости у слабых учащихся.
4. Работа над речью учащихся.
5. Стимул к самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, отстаиванию собственной точки зрения.
Цели и задачи
По теме «Сложносочинённые предложения» (ССП):
Отработка умений
1) различать простые предложения с однородными
членами и ССП: определять значения ССП с союзом и (одновременность – последовательность происходящих событий, явлений, действий);
2) различать основные группы ССП по значению и
союзам;
3) определять смысловые отношения между частями ССП;
4) расставлять знаки препинания в ССП (с общим
второстепенным членом и без него);
5) составлять схемы ССП и предложения по схемам.
Цели и задачи
По темам «Сложноподчинённые предложения» (СПП) и «Основные
группы сложноподчинённых предложений по их значению»:
Формирование умений:
1) находить главное и придаточное предложения;
2) находить главное предложение с указательными словами и без них;
3) определять место придаточного, средства его связи с главным;
4) различать союзные слова и союзы;
5) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными
членами и ССП – сложноподчинёнными;
6) правильно ставить знаки препинания в СПП;
7) различать виды придаточных по их значению;
8) составлять схемы СПП с различными видами придаточных и составлять
предложения по схемам;
9) производить синонимическую замену СПП с одним видом придаточного
другим видом придаточного.
Цели и задачи
По теме «СПП с несколькими придаточными»:
Формирование умений:
1)определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;
2)составлять схемы СПП с последовательным, параллельным, однородным и несколькими видами подчинения; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений;
3)производить синтаксический разбор любого союзного сложного предложения.
Ожидаемые результаты
- Сохранения качества обученности (33%-44%) и
100% успеваемости по русскому языку.
По разделу «Союзные сложные предложения» - умения:
- выделять грамматические основы предложений, различать простые предложения от сложных, ССП от СПП;
- расставлять знаки препинания в союзных сложных предложениях;
- определять место придаточного в СПП, его значение, средство связи с главным;
- строить схемы любых союзных сложных предложений, определять и конструировать предложения по схемам;
- различать союзы и союзные слова;
- определять основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными;
- производить синтаксический разбор союзных сложных предложений.
Формы организации деятельности
Использо-вание ИКТ
Работа в группах
Оптимизация образовательно- го процесса
Индивиду-
альные задания
Лекция
Беседа, дискуссия
Ролевая игра
I. Урок ИКТ (приложение № 1 )
Работа в группах
Оценочный лист
№
Фамилия, имя учащегося
1
Задание №1
(схема)
2
Задание №2
3
Задание №3
4
Итоговая оценка
5
Тематические модули образовательной программы
В разделе «Союзные сложные предложения» выделяются 4 тематических модуля :
1.Сложносочинённые предложения (ССП).
2.Сложноподчинённые предложения (СПП).
3.Основные группы сложноподчинённых
предложений по их значению и союзам.
4.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Учебно-тематический план
Программы общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5-9 классы./
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.
Шанский – 8-е издание – М.:
Просвещение, 2007.
Русский язык. 9 класс.: учебник для
9 класса общеобразовательных учрежде-
ний/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.
Максимов, Л.А. Чешко – 30-е изд. –
М.: Просвещение, 2008.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
На раздел «Союзные сложные предложения» -- 40 часов, из них на развитие
речи – 8 часов, на повторение орфографии – 5 часов.
Учебно-методический комплекс
- Основные виды сложных предложений (слепая схема)
- Средства связи в СПП (таблица)
- Общие схемы СПП с разными видами придаточных
- Цифровой диктант
- Лингвистический эксперимент
- Редактирование предложений
- Задания.
Сложные предложения
союзные
бессоюзные
?
сочинительные союзы
подчинительные союзы
и союзные слова
?
ССП
СПП
?
определительные
?
обстоятельственные
изъяснительные
?
Где? Когда? Как? …
?
Какой? Чей?
?
? косв. падежей
Средства связи в сложноподчиненном предложении
Подчинительные союзы
Простые
Союзные слова
Составные
Что
Чтобы
Ибо
Когда
Пока
Как
Будто
Словно
Если
Потому что
Оттого что
Так как
Так что
Лишь только
Как будто
С тех пор как
В связи с тем что
Который
Какой
Кто
Что
Как
Где
Куда
Откуда
Когда
- Обратите внимание, что слова что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами
СПП с придаточным изъяснительным
[ ], ( )
Союзы что, как,
Х
как будто…
к.сл.
Союзные слова что, как,
куда, где, зачем…
_ _ _ _
Частица ли
СПП с придаточным изъяснительным
СПП с придаточным изъяснительным
[ ], ( )
Союзы что, как,
Х
как будто…
конт.сл.
+
указ.сл.
Союзные слова что, как,
куда, где, зачем…
_ _ _ _
Частица ли
Цифровой диктант
- Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью.
- Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному.
- Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.
- Дополнения отвечают на вопросы: Какой? Чей?
- В предложении: Фонарь освещал колодец , старый клен под забором и растрепанный куст настурции на пожелтевшей клумбе - выделенные слова являются дополнениями.
10101
1 - верно
0 - неверно
Группа 1 Задание №3
Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное
предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности
добавились значения: а) времени, б) причины, в) признака.
Мне никто не объяснил … бабочки летят на свет.
Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что.
Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения.
Группа 2 Задание №3
Используя союзы и союзные слова, данные ниже, присоедините придаточное
предложение к главному так, чтобы к значению изъяснительности добавились
значения: а) образа действия, б) цели.
Мне никто не объяснил … бабочки летят на свет.
Союзы и союзные слова: какие, зачем, как, ли, когда, почему, отчего, что.
Подумайте, изменился ли тип придаточного предложения.
Лингвистический эксперимент
- Мне никто не объяснил, когда бабочки летят на свет.
- Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет.
- Мне никто не объяснил, какие бабочки летят на свет.
- Мне никто не объяснил, как бабочки летят на свет.
- Мне никто не объяснил, зачем бабочки летят на свет.
Соедините части рассыпанного текста.
Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
32
Составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным.
53
25
14
41
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!