Методика написания выпускного сочинения по литературе
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» г.Иваново
Караштина Н.В.
Что такое сочинение на литературную тему?
Это рассуждение, размышление ученика по поводу того,
- как изображен тот или иной литературный персонаж;
- почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует;
- какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
- какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни.
Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем.
Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении
Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?
Дано – это тема сочинения.
Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
- анализ конкретных литературных фактов;
- цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного
Композиция сочинения
Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».
Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке.
Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части.
Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.
Заключение – подведение итогов сказанному.
Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса
Анализировать тему сочинения можно двумя способами
- Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение)
Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса
2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.
Пример
«Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Вопросы:
- В каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
- Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве?
- Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма?
- Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса
Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно.
Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
- что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
- на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
- как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
Варианты вступления
- Историческое (краткая характеристика эпохи)
- Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом)
- Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника)
- Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
Требования к написанию основной части
Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.
Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.
Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.
В основной части сочинения следует избегать:
- пересказа литературного произведения;
- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.
Заключение
Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.
Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер
Список использованных источников
- Виды сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014
- От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014
- Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевак идр.} – М: «Просвещение», 2014