СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация методики Марты Богданович "Успешный старт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика «Успешный старт» М. Богданович. Работа направлена на активизацию психомоторного развития ребенка и на интеграцию в деятельности основных трех анализаторов: двигательного, слухового, зрительного.

Просмотр содержимого документа
«Презентация методики Марты Богданович "Успешный старт"»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Детский сад – ясли комбинированного вида № 2 «Мечта» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Лисовая  Виктория Викторовна 2021 год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Детский сад – ясли комбинированного вида № 2 «Мечта»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Лисовая

Виктория Викторовна

2021 год

Роль межанализаторного взаимодействия и развитие кинестетико-двигательного, слухового, зрительного анализаторов и их координации на коррекционно-игровых занятиях по методу « Успешного старта» Марты Богданович с детьми с нарушением речи

Роль межанализаторного взаимодействия и

развитие кинестетико-двигательного, слухового, зрительного

анализаторов и их координации на коррекционно-игровых занятиях по

методу « Успешного старта» Марты Богданович с детьми с нарушением речи

• У детей с нарушенным речевым развитием, в том числе с ОНР, замедлены темпы автоматизации навыков письма и чтения и формирование их неречевых предпосылок, к которым относится межанализаторное взаимодействие. У таких детей также чаще всего страдает чувство ритма, так как оно основывается на межанализаторном взаимодействии, которое формируется в замедленном темпе.

• Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слухо-двигательные, зрительно-двигательные и слухо-зрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря.

• У старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Существует много методик и приемов, развивающие чувство ритма

Существует много методик и приемов, развивающие чувство ритма

Один из методов, который учитывает связь между психикой и моторикой у детей с ОВЗ - это методика «Успешного старта», разработанная польским педагогом Мартой Богданович, направлен на реабилитацию детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. Учитывая данную позицию, в свою работу я включаю методику М.Богданович «Успешный старт» или её элементы, направленные на развитие у детей слухо-зрительно-двигательной координации, что в дальнейшем послужит хорошей базой для формирования у детей школьных умений и навыков. Коррекционная программа включает в себя двигательные, двигательно-слуховые, слухо-зрительно-двигательные упражнения . Целью этой методики является одновременное совершенствование деятельности основных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетико-двигательного , а также формирование латерализации, ориентировки в схеме тела и в пространстве, что в дальнейшем станет основой для овладения навыками чтения и письма

Один из методов, который учитывает связь между психикой и моторикой у детей с ОВЗ - это методика «Успешного старта», разработанная польским педагогом Мартой Богданович, направлен на реабилитацию детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Учитывая данную позицию, в свою работу я включаю методику М.Богданович «Успешный старт» или её элементы, направленные на развитие у детей слухо-зрительно-двигательной координации, что в дальнейшем послужит хорошей базой для формирования у детей школьных умений и навыков.

Коррекционная программа включает в себя двигательные, двигательно-слуховые, слухо-зрительно-двигательные упражнения . Целью этой методики является одновременное совершенствование деятельности основных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетико-двигательного , а также формирование латерализации, ориентировки в схеме тела и в пространстве, что в дальнейшем станет основой для овладения навыками чтения и письма

Немного терминологии: Латерализация функций головного мозга (лат. lateralis — боковой, расположенный в стороне) — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга. Внимание к межполушарной латеральности (асимметрии) было привлечено французским врачом Полем Брока в 1865 году. Он обнаружил, что у пациентов, страдавших нарушениями речи, вскрытие обнаруживает повреждения левой задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (центр Брока).

Немного терминологии:

Латерализация функций головного мозга (лат. lateralis — боковой, расположенный в стороне) — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга. Внимание к межполушарной латеральности (асимметрии) было привлечено французским врачом Полем Брока в 1865 году. Он обнаружил, что у пациентов, страдавших нарушениями речи, вскрытие обнаруживает повреждения левой задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (центр Брока).

Методика «Успешного старта» проста в применении. Работа направлена на активизацию психомоторного развития ребенка и на интеграцию в деятельности основных трех анализаторов: двигательного, слухового, зрительного.

В соответствии с этим подбираются три группы упражнений: двигательные, двигательно-слуховые, зрительно-двигательно-слуховые.

Содержание занятия построено на основе детской песенки. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной .

Подробно об основной части занятия:

Основная часть занятия состоит из трех упражнений: двигательных, двигательно-слуховых, зрительно-двигательно-слуховых. Двигательные упражнения — упражнения для всего тела, на основе содержания песенки. Например, дети имитируют движения самолёта, автомобиля, парохода, превращаются в улитку и несут свои домики-подушечки, лепят снежный ком и т. п.

Двигательно-слуховые упражнения — ритмические упражнения для ладоней, пальцев, выполняются на мешочках с крупой или валиках и проводятся сидя за столами. Мешочек (валик) лежит перед каждым ребенком. Вместе с педагогом дети выполняют ритмические удары по мешочку (ладошкой, пальцами, кулачком, локтем). К упражнениям на мешочках можно добавить упражнения с музыкальными инструментами (ложками, бубнами, молоточками). Дети отстукивают ритм под музыку и поют песню. Все эти упражнения направлены на формирование точности движений рук, их координацию. Благодаря музыке и ритмичным движениям происходит развитие слухового восприятия, чувства ритма.

•  Значительное внимание уделяется зрительно-двигательно-слуховым упражнениям. По содержанию песенки подбирается узор и его графический рисунок. Вместе с детьми изучаем узор: показываем, рассматриваем, исследуем пальцем. Обращаемся к детям с вопросами: «На что похож узор, из чего он сделан, какой элемент использован в узоре (линия, волна, геометрическая фигура), сколько элементов в узоре, посчитай, сколько линий?».

• Значительное внимание уделяется зрительно-двигательно-слуховым упражнениям. По содержанию песенки подбирается узор и его графический рисунок. Вместе с детьми изучаем узор: показываем, рассматриваем, исследуем пальцем. Обращаемся к детям с вопросами: «На что похож узор, из чего он сделан, какой элемент использован в узоре (линия, волна, геометрическая фигура), сколько элементов в узоре, посчитай, сколько линий?».

Заканчивается занятие всегда подвижной игрой с песенкой и проведением упражнений на нормализацию дыхания, релаксацию с использованием самомассажа.

Заканчивается занятие всегда подвижной игрой с песенкой и проведением упражнений на нормализацию дыхания, релаксацию с использованием самомассажа.

После изучения узора дети вместе с педагогом выполняют движения и одновременно исполняют песенку. Для закрепления связи между песенкой и узором мы воспроизводим узор (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции): рукой в воздухе; на поверхности стола; на подносе с манной крупой; на листе бумаги .

После изучения узора дети вместе с педагогом выполняют движения и одновременно исполняют песенку. Для закрепления связи между песенкой и узором мы воспроизводим узор (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции): рукой в воздухе; на поверхности стола; на подносе с манной крупой; на листе бумаги .

•  Предлагаемые серии графомоторных упражнений постепенно усложняются, сначала простое рисование по контуру, затем более сложные узоры, которые ребенок прорисовывает без отрыва руки от рисунка ( непрерывное движение) и далее срисовывание более сложных схем-рисунков. Линии рисунка неоднократно создают петли, во многих местах пересекаются, в связи с этим выполнению упражнения должен предшествовать анализ образца (проводим пальцем ребенка по линии, чтобы показать, как он будет рисовать).

• Предлагаемые серии графомоторных упражнений постепенно усложняются, сначала простое рисование по контуру, затем более сложные узоры, которые ребенок прорисовывает без отрыва руки от рисунка ( непрерывное движение) и далее срисовывание более сложных схем-рисунков. Линии рисунка неоднократно создают петли, во многих местах пересекаются, в связи с этим выполнению упражнения должен предшествовать анализ образца (проводим пальцем ребенка по линии, чтобы показать, как он будет рисовать).

Практика показывает, что наиболее комфортным вариантом методики является рисование водными фломастерами на полиэтиленовой обложке или файле (можно многократно выполнять задание, к тому же этот способ снижает тревожность ребенка - стираем ватным диском неудавшийся рисунок и опять рисуем красиво!). Первое время лучше помогать ребенку - выполнять сопряженно: держать карандаш, проводить линии, затем дать возможность самостоятельно выполнять задания .

Система графомоторных упражнений может быть полезна не только детям с проблемами в развитии, но и детям с нормальным психомоторным и речевым развитием при подготовке к школе. Особенно полезно рисовать раз правой, раз левой рукой, что способствует развитию межполушарного взаимодействия и гармоничному развитию мозга.

Таким образом, такие коррекционные музыкально-игровые занятия способствуют развитию графомоторных умений и навыков, социально-личностному развитию ребенка, стимуляции познавательной деятельности, коррекции эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Музыкально-игровые занятия по методике «Успешного старта» Марты Богданович обогащают коррекционно-педагогический процесс детей дошкольного возраста.

Изучив методику «Успешного старта», я пришла к выводу, что внедрение в педагогический процесс данной системы обеспечит повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы и будет способствовать успешному психическому и физическому развитию каждого ребёнка.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!