СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методики социального проектирования" 10 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с методиками  социального проектирования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методики социального проектирования" 10 класс»

методики социального проектирования Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

методики социального проектирования

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Социальные проблемы В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам в мире принято относить следующие:  Инфляция  Коррупция  Высокая смертность  Загрязнение окружающей среды  Преступность  Терроризм  Угроза техногенных катастроф  Уровень жизни  Распространение ВИЧ  Экстремизм   Бедность  Бездомные  Безработица  Детская беспризорность  Наркомания  Преступность несовершеннолетних  Проблема престарелых  Социальное сиротство  Мигранты

Социальные проблемы

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам в мире принято относить следующие:

 Инфляция

 Коррупция

 Высокая смертность

 Загрязнение окружающей среды

 Преступность

 Терроризм

 Угроза техногенных катастроф

 Уровень жизни

 Распространение ВИЧ

 Экстремизм

 Бедность

 Бездомные

 Безработица

 Детская беспризорность

 Наркомания

 Преступность несовершеннолетних

 Проблема престарелых

 Социальное сиротство

 Мигранты

Разработка социального проекта Этап 1  Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы

Определяем , какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др.

На основе сформулированной проблемы и разрабатываем социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса.

Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее: - важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы; - масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы); - возможность практической реализации проблемы участниками проекта.

социологический опрос изучение матери­алов печати телевидение встречи со специалистами.

Этап 2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта. Объясняем общественности содержание данной социальной проблемы, добиваемся одобрения и поддержки. Определяем круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и пытаемся привлечь их к сотрудничеству.

Этап 2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.

Объясняем общественности содержание данной социальной проблемы, добиваемся одобрения и поддержки.

Определяем круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и пытаемся привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 . Определение целей, задач социального проекта    Определяем предполагаемые результаты реализации проекта: Четкие Конкретные Достижимые.  После того как будут сформулированы цели проекта, определяем задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 3 . Определение целей, задач социального проекта

  Определяем предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Четкие
  • Конкретные
  • Достижимые.

После того как будут сформулированы цели проекта, определяем задачи, направленные на реализацию конкретных этапов.

Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4.   Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей   Оформляем в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта: принцип добровольности индивидуальные особенности опыт, знания, способности уровень подготовленности. В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия. основные направления Формы, методы деятельности Объем работы  сроки ее выполнения  ответственные

Этап 4.   Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей

Оформляем в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта.

В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта:

принцип добровольности

индивидуальные особенности

опыт, знания, способности

уровень подготовленности.

В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

основные направления

Формы, методы деятельности

Объем работы

сроки ее выполнения

ответственные

Этап 5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.   Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы материальные ценности информация.  В этом случае необходимо предусматриваем объемы ресурсов на всех этапах реализации проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета. 

Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы:

  • финансы
  • материальные ценности
  • информация. В этом случае необходимо предусматриваем объемы ресурсов на всех этапах реализации проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Этап 6. Разработка системы оценки проекта.   Разрабатываем систему оценивания социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 6. Разработка системы оценки проекта. 

Разрабатываем систему оценивания социального проекта.

От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7. Формирование общественного мнения.    Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок,  фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

Этап 7. Формирование общественного мнения.

  Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта.

Для этого могут быть использованы различные методы:

оформление плакатов,

листовок,

фото- и видеоматериалов,

встречи и беседы с местными жителями,

привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций.

Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта  Этап 8 .   Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту  После того как все подготовлено к реализации проекта: корректируем программу и план с учетом социальной ситуации, определяем деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта.  составляем список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

II. Практическая реализация проекта Этап 8 .   Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту

После того как все подготовлено к реализации проекта:

  • корректируем программу и план с учетом социальной ситуации,
  • определяем деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта.
  • составляем список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, кого из них привлечь к сотрудничеству.

Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.  На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.  Заключаем договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.  Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. 

На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями. Заключаем договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров. Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10. Проведение плановых мероприятий. Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.   Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Не следует отступать от намеченных сроков. Время от времени можно вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

Этап 10. Проведение плановых мероприятий.

Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.

  • Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана.
  • Не следует отступать от намеченных сроков.
  • Время от времени можно вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.
III. Итоги работы над проектом  Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.    Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:  - Достигнута ли цель проекта?  - Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)  - Какой была атмосфера проведения социального проекта?  - Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?  - Чему научились в ходе реализации проекта?  - Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

III. Итоги работы над проектом Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы. 

Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы: - Достигнута ли цель проекта? - Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?) - Какой была атмосфера проведения социального проекта? - Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы? - Чему научились в ходе реализации проекта? - Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Социальное проектирование.  использование специальных методик. Методика  — это способ достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики, моделирование. Моделирование  — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это

Социальное проектирование.  использование специальных методик.

Методика  — это способ достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики, моделирование.

Моделирование  — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это

Методика матрицы идей  — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика матрицы идей  — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания  в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Методика вживания  в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии  является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

Метод аналогии  является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

Методика мозгового штурма  — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика мозгового штурма  — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики.  Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Методика синектики.  Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!