СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Методы цитологии. Клеточная теория"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Методы цитологии. Клеточная теория"»

Молекулярный УРОВЕНЬ Методы цитологии. Клеточная теория.

Молекулярный УРОВЕНЬ

Методы цитологии.

Клеточная теория.

Цели урока: Расширить знания учащихся о методах цитологии , познакомить с историей становления клеточной теории

Цели урока:

Расширить знания учащихся о методах цитологии , познакомить с историей становления клеточной теории

КЛЕТКА – элементарная едини-ца жизни на земле.  Обладает всеми признаками живого организма: растет размножается обменивается с окружающей средой веществами и энергией реагирует на внешние раздражители

КЛЕТКА –

элементарная едини-ца жизни на земле.

Обладает всеми признаками живого организма:

  • растет
  • размножается
  • обменивается с окружающей средой веществами и энергией
  • реагирует на внешние раздражители
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ ВЕРСИЯ №2 ВЕРСИЯ №1 Первый микроскоп сконструировали в 1580-1590 гг.  голландские оптики, отец и сын  Захарий Янсен и Ханс Янсен Увеличение – до 10 раз Первый микроскоп сконструировал изобретатель телескопа -  Галиллео Галиллей  (1609 год)

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ

ВЕРСИЯ №2

ВЕРСИЯ №1

Первый микроскоп сконструировали в 1580-1590 гг. голландские оптики, отец и сын Захарий Янсен и Ханс Янсен

Увеличение – до 10 раз

Первый микроскоп сконструировал изобретатель телескопа - Галиллео Галиллей

(1609 год)

 Задание: по ходу лекции заполнить таблицу Основные этапы развития цитологии /клеточной теории/ Этап Год 1. Ученый Вклад в развитие науки 2. 3. 4.

Задание: по ходу лекции заполнить таблицу

Основные этапы развития цитологии /клеточной теории/

Этап

Год

1.

Ученый

Вклад в развитие науки

2.

3.

4.

Антони ван Левенгук Теодор Шванн Роберт Гук Маттиас Шлейден Карл Бэр

Антони ван Левенгук

Теодор Шванн

Роберт Гук

Маттиас Шлейден

Карл Бэр

1. Зарождение понятий о клетке Роберт Гук (1635-1703), английский естествоиспытатель Ячейка – клетка (по-английски cell – «келья, ячейка, клетка») Увеличение –до 150 раз усовершенствовал микроскоп первым в 1665 году рассмотрел растительную ткань – пробку и установил клеточное строение тканей Ввел термин «клетка»

1. Зарождение понятий о клетке

Роберт Гук

(1635-1703), английский естествоиспытатель

Ячейка – клетка (по-английски cell – «келья, ячейка, клетка»)

Увеличение –до 150 раз

  • усовершенствовал микроскоп
  • первым в 1665 году рассмотрел растительную ткань – пробку и установил клеточное строение тканей
  • Ввел термин «клетка»
1. Зарождение понятий о клетке Антони ван Левенгук усовершенствовал микроскоп Р. Гука Микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Увеличение – до 270 раз (1632 — 1723)  голландский натуралист

1. Зарождение понятий о клетке

Антони ван Левенгук

  • усовершенствовал микроскоп Р. Гука
  • Микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Увеличение – до 270 раз

(1632 — 1723) голландский натуралист

1. Зарождение понятий о клетке Антонио ван Левенгук В  1680 г.  открыл одноклеточные организмы. За 50 лет работы им было открыто более 200 видов мельчайших организмов Впервые рассмотрел бактериальные и животные клетки, эритроциты сперматозоиды, мышечную ткань

1. Зарождение понятий о клетке

Антонио ван Левенгук

  • В 1680 г. открыл одноклеточные организмы. За 50 лет работы им было открыто более 200 видов мельчайших организмов
  • Впервые рассмотрел бактериальные и животные клетки, эритроциты сперматозоиды, мышечную ткань
2. Возникновение клеточной теории Ро́берт Бро́ун — британский (шотландский) ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик растений.  В 1831 году описывает ядро и высказывает предположение, что оно является постоянной составной частью растительной клетки Установил основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями, открыл броуновское движение.

2. Возникновение клеточной теории

Ро́берт Бро́ун

британский (шотландский) ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик растений.

  • В 1831 году описывает ядро и высказывает предположение, что оно является постоянной составной частью растительной клетки
  • Установил основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями, открыл броуновское движение.
2. Возникновение клеточной теории К первой трети XIX века накопилось значительное количество сведений о строении растительных, животных и бактериальных клеток. В 1838 году немецкие ученые, ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн , независимо друг от друга предприняли попытку объединить эти накопленные сведения о клетках. Теодор Шванн (1810-1882) Матиас Шлейден (1804-1881) Клеточная теория, созданная М. Шлейденом и Т. Шванном – краеугольный камень цитологии и современной общей  биологии вообще.

2. Возникновение клеточной теории

К первой трети XIX века накопилось значительное количество сведений о строении растительных, животных и бактериальных клеток.

В 1838 году немецкие ученые, ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн , независимо друг от друга предприняли попытку объединить эти накопленные сведения о клетках.

Теодор Шванн (1810-1882)

Матиас Шлейден (1804-1881)

Клеточная теория, созданная М. Шлейденом и Т. Шванном – краеугольный камень цитологии и современной общей биологии вообще.

2. Возникновение клеточной теории 1838 г. – Теодор Шванн и Маттиас Шлейден  обобщили знания о клетке, сформулировали основные положения клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению

2. Возникновение клеточной теории

1838 г. – Теодор Шванн и Маттиас Шлейден

  • обобщили знания о клетке,
  • сформулировали основные положения клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению
3. Развитие клеточной теории Ру́дольф Ви́рхов – великий немецкий учёный второй половины ХІХ столетия, врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, основоположник клеточной теории в биологии В  1858  г. сформулировал положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной делением. Тезис « omnis cellula e cellula » (клетка происходит только от клетки), завершил знаменитый спор биологов о самозарождении организмов

3. Развитие клеточной теории

Ру́дольф Ви́рхов

великий немецкий учёный второй половины ХІХ столетия, врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, основоположник клеточной теории в биологии

  • В 1858 г. сформулировал положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной делением.

Тезис « omnis cellula e cellula » (клетка происходит только от клетки), завершил знаменитый спор биологов о самозарождении организмов

3. Развитие клеточной теории Карл Бэр – естествоиспытатель, основатель эмбриологии (1792-1876) Открыл яйцеклетку млекопитающих (1826 г.). В  1858 г.  установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития организмов. Эстляндия, Австрия, Германия, 1832 г - Россия

3. Развитие клеточной теории

Карл Бэр

естествоиспытатель, основатель эмбриологии

(1792-1876)

  • Открыл яйцеклетку млекопитающих (1826 г.).
  • В 1858 г. установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки
  • Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития организмов.

Эстляндия, Австрия, Германия, 1832 г - Россия

3. Развитие клеточной теории В своих трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, которые позднее были названы «Законами Бэра»:  наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;  после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;  зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;  зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида Карл Бэр: «В процессе развития каждое новое образование возникает из более простой предсуществующей основы. Таким образом, в зародыше появляются сначала общие основы, и из них обособляются всё более и более специальные части».

3. Развитие клеточной теории

В своих трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, которые позднее были названы «Законами Бэра»:

  • наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
  • после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
  • зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
  • зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида

Карл Бэр:

«В процессе развития каждое новое образование возникает из более простой предсуществующей основы. Таким образом, в зародыше появляются сначала общие основы, и из них обособляются всё более и более специальные части».

Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят их клеток. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализированы на выполнении какой-либо определенной функции, они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться. Все клетки образуются из клетки
  • Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят их клеток.
  • Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.
  • Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализированы на выполнении какой-либо определенной функции, они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.
  • Все клетки образуются из клетки
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки жизни нет; Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование; Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям; Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток; Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток; Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток - дифференцировка.
  • Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки жизни нет;
  • Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование;
  • Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям;
  • Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток;
  • Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток;
  • Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток - дифференцировка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя