ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, 5 класс
Межличностные отношения.
Конфликт
И. В. Тошева,
учитель МОУ Удельнинская гимназия
Раменского района
Московской области
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. Это - …
- Ученики школы, пассажиры автобуса, живущие на одной улице, продавец в магазине. Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?
- В классе вы все…?
- Великая ценность в жизни, самый высокий уровень межличностных отношений. Это - …
ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗНАКОМСТВО
ЗНАКОМСТВО
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ТОВАРИЩЕСТВО
ТОВАРИЩЕСТВО
ДРУЖБА
ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КОНФЛИКТ
СБЛИЖАЕТ – РАЗЪЕДИНЯЕТ
СИМПАТИЯ
АНТИПАТИЯ
ВНУТРЕННЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ГОТОВНОСТЬ
ВНУТРЕННЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО ЧЕЛОВЕКОМ, НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ
К СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ, ДЕЙСТВИЯМ
ОТСУТСТВИЕ
СТРЕМЛЕНИЯ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
СБЛИЖАЕТ – РАЗЪЕДИНЯЕТ
АНТИПАТИЯ
СИМПАТИЯ
УДОВОЛЬСТВИЕ,
РАДОСТЬ
НЕПРИЯТНОСТИ,
РАЗДРАЖЕНИЕ
Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают КОНФЛИКТЫ . В переводе с латинского это слово означает «СТОЛКНОВЕНИЕ». Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнеров по общению.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ:
- Не поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.
- Дайте людям ощутить свою значимость.
- Разрешая конфликт, четко определите свои цели.
- Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.
КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК – это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.
ТЫ КОНФЛИКТНЫЙ?
- стремление во что бы то ни стало быть первым, сказать свое последнее слово;
- излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
- критика, особенно необоснованная
- плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;
- стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
- излишняя настойчивость (навязчивость);
- умаление роли и значимости другого человека;
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА – это предмет, событие, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников.
ИНЦИДЕНТ – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации
НУЖНО УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ: - Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент? - Имеется ли проблема (объект)? - Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы? - Какова вероятность возникновения инцидента?
КАК ВОЗНИКАЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ?
разрешение
конфликта
углубление
конфликта
появление
конфликтного
поведения
осознание
конфликта
возникновение
конфликтной
ситуации
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ…
При КОНСТРУКТИВНОМ КОНФЛИКТЕ стороны не выходят за рамки деловых аргументов, отношения
не переходят границ приличия .
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ…
При НЕКОНСТРУКТИВНОМ КОНФЛИКТЕ стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
СОПЕРНИЧЕСТВО
Предпочитает идти
к разрешению конфликта
своим путем, использует свои деловые и личностные качества,
не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь
удовлетворяет свои интересы
Сказка «Заюшкина избушка» ИЗБЕГАНИЕ
ИЗБЕГАНИЕ
Индивид
не отстаивает свои права,
ни с кем не сотрудничает
для выработки решения
или уклоняется от решения,
перекладывает ответственность
за принятие решения на другого
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы.
В отличие от уклонения,
при этом стиле имеет место
участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой.
Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.
Сказка «Яблоко» КОМПРОМИСС
КОМПРОМИСС
Обе стороны
частично уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить, часто в главном,
путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то,
что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются
сиюминутные интересы обеих сторон.
Басня «Лев и вепрь» СОТРУДНИЧЕСТВО
СОТРУДНИЧЕСТВО
Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком.
Требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Пословицы и
поговорки
Способы разрешения конфликта
Худой мир лучше
доброй ссоры
интеграция
Сядем рядком да поговорим ладком
прерывание конфликта
С глаз долой –
из сердца вон
подчинение
Кто сильнее,
тот и правее
компромисс
ФАКТОРЫ ОБОСТРЕНИЯ КОНФЛИКТА
- Расширяется число участников, которые принимают ту или иную сторону;
- Повышается и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
- Ничего не делается для установления и поддержания отношений
ФАКТОРЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОНФЛИКТА
- Уйти на нейтральную территорию;
- Поговорить об эмоциях, объяснять, но не демонстрировать их;
- Уменьшить ощущение угрозы;
- Использовать свои умения урегулирования конфликтов;
- Сохранить и укрепить отношения.
ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА :
- Конфликтуйте не спеша
- Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не “зацикливайтесь” на самом факте конфликта.
- Не конфликтуйте по пустякам
ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА:
Мысленно проиграйте все “позитивные” и “негативные” стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.
- Конфликт не стремитесь “замять”, а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.
ЭФФЕКТИВНАЯ КРИТИКА:
- Давайте информацию, а не указания;
- Говоря о положительных и отрицательных сторонах работы, начните с положительного;
- Говорите конкретно(о том, что можно пощупать, услышать, увидеть), догадка – бесполезная информация;
- В речи используйте прошедшее время.
Чаще всего
конфликты
не проходят бесследно.
Они оставляют неприятный осадок.
.
Принять
другого таким, каков он есть,
не переставая
его любить
и не изменяя отношения к нему,
составляет сущность
ПРОЩЕНИЯ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРИНУЖДЕННОЙ БЕСЕДЫ
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
КОНФЛИКТ,
ЕСЛИ НАУЧИТЬСЯ
РАЦИОНАЛЬНО
ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ,
МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СТАТЬ
ИСТОЧНИКОМ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ