МБДОУ №1 г.Бокситогорска
«Профессии»
учитель – логопед
Камкина А.В
Лексическая тема «Профессии»
- Рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, что на свете очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет; спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны; рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, какую пользу приносит вша работа людям; если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.
Загадки!!!
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Повар
Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит:
Кто болен – он капли
предложит принять,
Тому, кто здоров, -
разрешит погулять.
Причесываю, стригу,
Модную прическу
Сделать могу.
Парикмахер
Врач
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
Учитель
Веду отважно самолет,
Людей и груз беру на борт.
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
Пилот
Водитель
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской; У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.
Маляр
Поцарапал руку очень? Разболелась голова? Быстро бинт зеленкой смочит, Даст таблетку...
Вам продам любой товар,
Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам предложу.
Медсестра
Продавец
Пальчиковая гимнастика
Много дел на белом свете.
Вот военные идут –
Они границу берегут.
Дети сжимают пальцы
по одному в кулаки.
Раз, два, три четыре!
Разжимают пальцы по одному
из кулаков.
Пальцы «идут» по столу.
А швея иглу берет
И одежду людям шьёт.
Имитируют движение иглой.
Кистями рук «подметают»
стол.
Дворник улицу метет,
Звонко песенку поет.
Выполняют упражнение
«кормление птиц».
Птичница во двор пришла,
Курам зерна принесла.
А теперь скажите, что делают люди разных профессий?
Игра «Кто что делает?»
Врач…
лечит людей.
Повар …
готовит обед.
продает продукты.
Продавец …
строит дома.
Строитель…
Учитель …
учит детей .
Пожарный …
тушит пожары.
следит за порядком.
Полицейский…
Портной…
шьет одежду.
Управляет самолетом и вертолетом.
Пилот…
А где работают люди этих профессий?
Игра
«Кто где работает?»
Пожарный работает…
Больница
Врач работает…
Ресторан
Повар работает …
Пожарная часть
Полицейский работает…
Стройка
Учитель работает…
Маляр работает…
Школа
Полицейский участок
Парикмахер работает…
Аэропорт
Пилот работает…
Продавец работает…
Магазин
Парикмахерская
Назовите профессии людей и найдите предметы, которые понадобятся им для работы.
Игра «Кто чем работает?»
Художник
Строитель
Полицейский
Повар
Музыкант
Учитель
Парикмахер
Портной
Врач
Игра «Помоги НЕЗНАЙКЕ» - развитие внимания, памяти. Незнайка решил стать плотником. Но он не знает, какие инструменты понадобятся ему для работы. Помоги Незнайке – назови эти предметы.
НЕБЫЛИЦЫ
ЦЕЛЬ: развитие словесно-логического мышления.
ХОД ИГРЫ: Взрослый произносит предложение, ребенок говорит, верно оно или нет. Если неверно, дает правильный вариант.
Например:
Взрослый: «Садовник — это тот, кто работает в детском саду».
Ребенок: «Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду».
Возможные предложения:
Уборщица — это та, кто делает головные уборы.
Плотник — это тот, кто делает плоты.
Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.
РАЗГАДАЙ СЛОВО
ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка образования сложных слов.
ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Ты будешь волшебником. Я буду называть слова, а ты и попробуешь угадать, из каких слов оно получилось.
ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:
рыболов,
лесоруб,
пчеловод,
трубочист,
садовод,
КАКОЙ? КАКАЯ?
ЦЕЛЬ: упражнять ребенка в подборе подходящих по смыслу определений.
ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается назвать как можно больше «красивых» слов.
- Летчик какой? — Храбрый, смелый.
- Учитель какой? — Умный, добрый.
- Водитель какой? — Внимательный, осторожный.
- Грузчик какой? — Сильный, могучий.
- Строитель какой? — Умелый, ловкий.
- Врач какой? — Старательный, добрый.
- Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.
- Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д.
Назови женскую профессию
ЦЕЛЬ: формирование (закрепление) навыка словоизменения
ХОД ИГРЫ: Вы называете мужскую профессию, ребенок изменяет слово так, что бы оно соотносилось с представительницей женской профессии.
- Повар - повариха.
- Художник - ...
- Портной - ...
- Учитель - ...
- Скрипач - ...
- Певец - ...
- Продавец - ...
- Пианист - ...
- Писатель - …
- Летчик - …
- Артист - … и т.д.
ВАРИАНТ ИГРЫ: Вы называете женскую профессию, ребенок – мужскую.
А теперь назовем профессии во множественном числе.
Игра «Один – много»
Повар
Много поваров
Врач
Много врачей
Пилот
Много пилотов
Динамическая пауза «Полет самолёта»
(упражнение для глаз)
Инструкция: зафиксировать рукой подбородок, и только глазами следим за тем, куда летит самолет.
Игра «Четвертый лишний»
Шофёр
Машина
Пожарный
Полицейский
Ножницы
Расческа
Шампунь
Бинт
Градусник
Шприц
Музыкант
Вата
ПОСМОТРИ И УГАДАЙ
ЦЕЛЬ : Развитие и активизация зрительного внимания, целостного восприятия объекта, зрительной памяти
ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри контуры. Угадай, что нарисовал художник. Люди каких профессий используют эти предметы?
Физкультминутка и стихотворение «Профессии»
1. Повар варит кашу.
(Имитация с
4. Сталь кузнец кует.
2. Плащ портниха
вращением кистей рук)
3. Доктор лечит Машу.
(Хлопки)
шьет.
5. Дровосеки рубят.
7. Что же делать будет, Наша детвора?
(Махи с наклонами )
(Махи руками)
6. Строят мастера.
(Открыть и
(Поднимание плеч)
(Имитация
закрыть ротик, высунув язычок)
с прыжками вверх)
Игра «Рассели людей по домам».
В первый дом – людей, чьи профессии состоят из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трех слогов.
Врач
Повар
Музыкант
1 слог
2 слога
3 слога
Лётчик
Маляр
Учитель
Художник
1 слог
2 слога
3 слога