СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация МХК 10 класс "Крито-микенская культура"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация знакомит с одним из периодов развития культуры Древней Греции.

Просмотр содержимого документа
«Презентация МХК 10 класс "Крито-микенская культура"»

КРИТО-МИКЕНСКАЯ  КУЛЬТУРА Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Древнегреческая культура оказала колоссальное влияние не западную цивилизацию, внесла огромный вклад в развитие культуры во всем мире.  В античной истории особое место занимает крито-микенский период Древней Греции.

Древнегреческая культура оказала колоссальное влияние не западную цивилизацию, внесла огромный вклад в развитие культуры во всем мире.

В античной истории особое место занимает крито-микенский период Древней Греции.

Основные этапы развития культуры Древней Греции. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.). Архаический (VIII-VI вв. до н.э.). Классический период (V – IV вв. до н.э.). Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.).

Основные этапы развития культуры Древней Греции.

  • Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.).
  • Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.).
  • Архаический (VIII-VI вв. до н.э.).
  • Классический период (V – IV вв. до н.э.).
  • Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.).
Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия).  Использующийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.

Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия).

Использующийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.

Крито-микенская культура была связующим звеном между Античностью и древневосточными цивилизациями. О ее высоком уровне развития свидетельствуют: развитая письменность  технические изобретения (бассейн, водопровод)  наличие астрономических знаний  расцвет искусства (фрески царских ворот в Кноссе и Фесте  расписные каменные сосуды изящные изображения женщин керамика. Берег Эгейского моря

Крито-микенская культура была связующим звеном между Античностью и древневосточными цивилизациями. О ее высоком уровне развития свидетельствуют:

  • развитая письменность
  • технические изобретения (бассейн, водопровод)
  • наличие астрономических знаний
  • расцвет искусства (фрески царских ворот в Кноссе и Фесте
  • расписные каменные сосуды
  • изящные изображения женщин
  • керамика.

Берег Эгейского моря

Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. Толчком к началу исследований английского археолога  Артура Эванса  на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале, что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт, и о герое Тесее, что победил жителя лабиринта Минотавра и нашёл обратный путь с помощью «нити Ариадны». Микены открыты  Генрихом Шлиманом  после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

Толчком к началу исследований английского археолога  Артура Эванса  на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале, что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт, и о герое Тесее, что победил жителя лабиринта Минотавра и нашёл обратный путь с помощью «нити Ариадны».

Микены открыты  Генрихом Шлиманом  после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия, которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладало сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей. Остров Крит

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия, которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладало сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.

Остров Крит

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе: многоэтажное сооружение сложная система переходов, коридоров освещение через специальные световые шахты действовала система вентиляции и водоснабжения. стены украшены фресками административный и торговый центр; мастерская; главное зернохранилище. Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре, ей служила верховная жрица — дочь Миноса.

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе:

  • многоэтажное сооружение
  • сложная система переходов, коридоров
  • освещение через специальные световые шахты
  • действовала система вентиляции и водоснабжения.
  • стены украшены фресками
  • административный и торговый центр;
  • мастерская;
  • главное зернохранилище.

Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре, ей служила верховная жрица — дочь Миноса.

Центральное место занимает культ быка как олицетворение Посейдона — бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов  в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды на одной из фресок изображена игра акробатов с быком — Таврокатапсия. Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира, и Крит потерял своё доминирующее положение.

Центральное место занимает культ быка как олицетворение Посейдона — бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений):

  • крышу дворца украшали монументальные изображения рогов
  • в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды
  • на одной из фресок изображена игра акробатов с быком — Таврокатапсия.

Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира, и Крит потерял своё доминирующее положение.

На Крите также появилась  иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. —  линейное письмо А . Письмо названо линейным, потому что строки в нем разделены прямыми линиями. Надписи им встречаются на глиняных табличках, прочерчены на камне и на металле, на каменных жертвенниках. До сих пор еще полностью не дешифровано.

На Крите также появилась 

иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. —  линейное письмо А .

Письмо названо линейным, потому что строки в нем разделены прямыми линиями. Надписи им встречаются на глиняных табличках, прочерчены на камне и на металле, на каменных жертвенниках.

До сих пор еще полностью не дешифровано.

Эгейское искусство характеризуется добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Эгейское искусство характеризуется добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в  Кноссе , вазы с изображением морских существ.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в  Кноссе , вазы с изображением морских существ.

Вазы стиля Камарес: характеризуются светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности вазы. На Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг, что позволило существенно улучшить технику изготовления глиняной посуды. Тогда же получает широкое распространение техника росписи светлой краской по темной блестящей обмазке глиняной поверхности вазы и мотив спирали, сходный с излюбленным декором кикладской вазописи этого периода. Непосредственным продолжением и развитием этих ваз с росписью «светлым по темному» и является керамика стиля Камарес. Раскопки в Фесте позволили уточнить ее датировку: великолепные образцы развитого стиля Камарес найдены уже в нижних слоях Старого дворца, датирующихся рубежом III и II тысячелетий, следовательно, начало стиля Камарес следует относить к концу III тысячелетия до н. э., расцвет же его падает на первые века II тысячелетия

Вазы стиля Камарес: характеризуются светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности вазы.

На Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг, что позволило существенно улучшить технику изготовления глиняной посуды. Тогда же получает широкое распространение техника росписи светлой краской по темной блестящей обмазке глиняной поверхности вазы и мотив спирали, сходный с излюбленным декором кикладской вазописи этого периода. Непосредственным продолжением и развитием этих ваз с росписью «светлым по темному» и является керамика стиля Камарес. Раскопки в Фесте позволили уточнить ее датировку: великолепные образцы развитого стиля Камарес найдены уже в нижних слоях Старого дворца, датирующихся рубежом III и II тысячелетий, следовательно, начало стиля Камарес следует относить к концу III тысячелетия до н. э., расцвет же его падает на первые века II тысячелетия

Интересной особенностью Крита древнего периода является полное отсутствие оборонительных укреплений. О чем это говорит ?

Интересной особенностью Крита древнего периода является полное отсутствие оборонительных укреплений. О чем это говорит ?

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена. Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населённые греками-ахейцами. Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. 3D-реконструкция Микен

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена.

  • Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населённые греками-ахейцами. Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков.

3D-реконструкция Микен

Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Мощные стены микенских цитаделей, сооруженные из огромных почти не обработанных каменных глыб, свидетельствуют о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих.

Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Мощные стены микенских цитаделей, сооруженные из огромных почти не обработанных каменных глыб, свидетельствуют о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих.

Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Генрих Шлиман нашёл также золотую усыпальницу микенских царей — гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. Микены возглавили ахейцев в Троянской войне, воспетой в «Илиаде», которая приписывается авторству Гомера. Вход в гробницу Атрея.

Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Генрих Шлиман нашёл также золотую усыпальницу микенских царей — гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. Микены возглавили ахейцев в Троянской войне, воспетой в «Илиаде», которая приписывается авторству Гомера.

Вход в гробницу Атрея.

  Золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 187 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней . Маска царя Агамемнона

  Золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 187 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней .

Маска царя Агамемнона

Великолепным образцом микенских фортификационных сооружений может служить знаменитая Тиринфская цитадель. Поражают прежде всего монументальные размеры этого сооружения. Огромные необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т, образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м, высота же только в сохранившейся части доходила до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и запасы продовольствия (толщина стен достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений Тиринфской цитадели была тщательно продумана и гарантировала защитников крепости от всяких непредвиденных случайностей. Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости, правым боком, не прикрытым щитом. Чтобы осажденные обитатели цитадели не страдали от недостатка воды, в северной ее части (так называемый нижний город) был устроен подземный ход, заканчивавшийся примерно в 20 м от стен крепости у тщательно скрытого от глаз неприятеля источника.

Огромная масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка ,так, по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Само место, на котором он стоял, было предано забвению. Некоторые современные ученые считают, что в первом нашествии, завершившемся падением Пилоса, дорийцы вообще не участвовали. Они пришли позднее (уже в XII или даже XI в.), когда сопротивление микенских греков было окончательно сломлено. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Так называемая «Фреска Тарзан», изображающая отражение атаки варваров. Пилосский дворец. XIII вв. до н.э.

Огромная масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка ,так, по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Само место, на котором он стоял, было предано забвению. Некоторые современные ученые считают, что в первом нашествии, завершившемся падением Пилоса, дорийцы вообще не участвовали. Они пришли позднее (уже в XII или даже XI в.), когда сопротивление микенских греков было окончательно сломлено. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа.

Так называемая «Фреска Тарзан», изображающая отражение атаки варваров. Пилосский дворец. XIII вв. до н.э.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!