КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Русский классицизм
Русский классицизм — это стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.
Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.
В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.
На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись , появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.
Парсуна. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин, вторая половина XII века
В духе классицизма создаются парадные и аллегорические портреты. Для парадных портретов характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие.
В. Л. Боровиковский. Портрет А. Б. Куракина.
На аллегорическом портрете человек представал в образе античного божества или героя.
Самый яркий пример - картина на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды. Царица изображена как справедливая правительница, приносящая в жертву общественному благу свой личный покой. На фоне развернулся интерьер храма Фемиды – белая гипсовая статуя богини правосудия возвышается на метровом постаменте. Слева стоит мраморная колонна, укрытая бархатной портьерой. Рядом изображение морской гавани с силуэтами кораблей. Перед Фемидой стоит алтарь, на котором императрица сжигает алые маковые цветы – аллегорическое обозначение бога сновидений Морфея. Так правительница показывает, что жертвует своим сном и покоем во благо государства.
Д. Г. Левицкий "Екатерина II - законодательница"
В России благодаря популярности классицизма появилась Петербургская академия искусств и со временем искусство стало массовым и более открытым. Среди русских художников в этом стиле стоит выделить:
- Федор Рокотов – «Портрет Екатерины» (1763).
- Владимир Боровиковский – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794).
- Орест Кипренский – «Юпитер и Меркурий» (1802).
«Портрет Екатерины II»
Федор Степанович Рокотов (1735-1808).
Год написания: 1763 г.
Стиль: Академизм.
Жанр: Портрет.
«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке».
Владимир Боровиковский (1757-1825). Год написания: 1794 г.
Стиль: Сентиментализм.
Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду
Орест Кипренский
Дата: 1802
Cтиль: Романтизм
Жанр: мифологическая живопись
Начатое Петром I заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам -пейзаж, натюрморт и освоить новые приемы:
cветотень
линейную и воздушную перспективу
масляную живопись.
Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.
Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств)
В основу сюжета лег знаменитый исторический момент. Князь Владимир возжелал жениться на Рогнеде, но ее отец не дал благословения из-за недостаточно высокого происхождения князя. Тогда несостоявшийся зять напал на Полоцк, убив всю семью будущей невесты и увез ее замуж силой.
Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо. В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре композиции - фигура троянского героя - Гектора . Он стоит в красном плаще в эффектной позе, патетически подняв левую руку вверх. Взгляды, жесты, мысли остальных персонажей всецело устремлены в его сторону. Гектор отправляется на битву, прощается со своей семьей и согражданами. Герой полон переживаний, но это не мешает принятому им решению, несмотря на то, что он предчувствует свою гибель. Рядом справа - его супруга Андромаха с младенцем на руках.
Основоположник исторической живописи, Лосенко делает акцент не на личных переживаниях героев, а на проповеди высоких гражданских идеалов, характерных для эпохи классицизма. Колорит полотна строг и лаконичен.
Автор: Антон Павлович Лосенко
Год: 1773
Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".
А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III.
Императора окружает роскошная обстановка. На заднем фоне расположены мраморные колонны с тяжелыми драпировками, видно окно с батальной сценой. Не выиграв ни одного сражения, Петр любил военные забавы и парады. Своим идеалом он считал Фридриха Прусского.
Домашнее задание
Подготовить анализ картины художника – классицизма:
А. П. Лосенко А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Г. Венецианов О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, Г. Угрюмов, Ф. Толстой, Ф. Бруни