СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация МХК 11класс Живопись классицизма"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с русской живописью периода классицизма.

Просмотр содержимого документа
«Презентация МХК 11класс Живопись классицизма"»

КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Русский классицизм Русский классицизм — это стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.

Русский классицизм

Русский классицизм — это стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись. На смену парсунам окончательно приходит  академическая живопись , появляются и быстро развиваются новые стили и жанры. Парсуна. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин, вторая половина XII века

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.

На смену парсунам окончательно приходит  академическая живопись , появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.

Парсуна. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин, вторая половина XII века

В духе классицизма создаются парадные и аллегорические портреты. Для парадных портретов характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие. В. Л. Боровиковский. Портрет А. Б. Куракина.

В духе классицизма создаются парадные и аллегорические портреты. Для парадных портретов характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие.

В. Л. Боровиковский. Портрет А. Б. Куракина.

На аллегорическом портрете человек представал в образе античного божества или героя. Самый яркий пример - картина на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды. Царица изображена как справедливая правительница, приносящая в жертву общественному благу свой личный покой. На фоне развернулся интерьер храма Фемиды – белая гипсовая статуя богини правосудия возвышается на метровом постаменте. Слева стоит мраморная колонна, укрытая бархатной портьерой. Рядом изображение морской гавани с силуэтами кораблей. Перед Фемидой стоит алтарь, на котором императрица сжигает алые маковые цветы – аллегорическое обозначение бога сновидений Морфея. Так правительница показывает, что жертвует своим сном и покоем во благо государства. Д. Г. Левицкий

На аллегорическом портрете человек представал в образе античного божества или героя.

Самый яркий пример - картина на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды. Царица изображена как справедливая правительница, приносящая в жертву общественному благу свой личный покой. На фоне развернулся интерьер храма Фемиды – белая гипсовая статуя богини правосудия возвышается на метровом постаменте. Слева стоит мраморная колонна, укрытая бархатной портьерой. Рядом изображение морской гавани с силуэтами кораблей. Перед Фемидой стоит алтарь, на котором императрица сжигает алые маковые цветы – аллегорическое обозначение бога сновидений Морфея. Так правительница показывает, что жертвует своим сном и покоем во благо государства.

Д. Г. Левицкий "Екатерина II - законодательница"

В России благодаря популярности классицизма появилась Петербургская академия искусств и со временем искусство стало массовым и более открытым. Среди русских художников в этом стиле стоит выделить: Федор Рокотов  – «Портрет Екатерины» (1763). Владимир Боровиковский  – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794). Орест Кипренский  – «Юпитер и Меркурий» (1802).  

В России благодаря популярности классицизма появилась Петербургская академия искусств и со временем искусство стало массовым и более открытым. Среди русских художников в этом стиле стоит выделить:

  • Федор Рокотов  – «Портрет Екатерины» (1763).
  • Владимир Боровиковский  – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794).
  • Орест Кипренский  – «Юпитер и Меркурий» (1802).  
«Портрет Екатерины II»  Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Год написания: 1763 г. Стиль: Академизм. Жанр: Портрет.

«Портрет Екатерины II»

Федор Степанович Рокотов (1735-1808).

Год написания: 1763 г.

Стиль: Академизм.

Жанр: Портрет.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Владимир Боровиковский (1757-1825). Год написания: 1794 г. Стиль: Сентиментализм.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке».

Владимир Боровиковский (1757-1825). Год написания: 1794 г.

Стиль: Сентиментализм.

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду Орест Кипренский Дата: 1802 Cтиль: Романтизм Жанр: мифологическая живопись

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду

Орест Кипренский

Дата: 1802

Cтиль: Романтизм

Жанр: мифологическая живопись

Начатое Петром I заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам -пейзаж, натюрморт и освоить новые приемы:  cветотень  линейную и воздушную перспективу  масляную живопись. Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Начатое Петром I заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам -пейзаж, натюрморт и освоить новые приемы:

cветотень

линейную и воздушную перспективу

масляную живопись.

Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна -

Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств)

В основу сюжета лег знаменитый исторический момент. Князь Владимир возжелал жениться на Рогнеде, но ее отец не дал благословения из-за недостаточно высокого происхождения князя. Тогда несостоявшийся зять напал на Полоцк, убив всю семью будущей невесты и увез ее замуж силой.

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо.  В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре композиции - фигура троянского героя -  Гектора . Он стоит в красном плаще в эффектной позе, патетически подняв левую руку вверх. Взгляды, жесты, мысли остальных персонажей всецело устремлены в его сторону. Гектор отправляется на битву, прощается со своей семьей и согражданами. Герой полон переживаний, но это не мешает принятому им решению, несмотря на то, что он предчувствует свою гибель. Рядом справа - его супруга  Андромаха  с младенцем на руках.   

Основоположник исторической живописи, Лосенко делает акцент не на личных переживаниях героев, а на проповеди высоких гражданских идеалов, характерных для эпохи классицизма. Колорит полотна строг и лаконичен.

Автор:   Антон Павлович Лосенко

Год:  1773

Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина

Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".

А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III. Императора окружает роскошная обстановка. На заднем фоне расположены мраморные колонны с тяжелыми драпировками, видно окно с батальной сценой. Не выиграв ни одного сражения, Петр любил военные забавы и парады. Своим идеалом он считал Фридриха Прусского.

А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III.

Императора окружает роскошная обстановка. На заднем фоне расположены мраморные колонны с тяжелыми драпировками, видно окно с батальной сценой. Не выиграв ни одного сражения, Петр любил военные забавы и парады. Своим идеалом он считал Фридриха Прусского.

Домашнее задание Подготовить анализ картины художника – классицизма: А. П. Лосенко  А. Антропов,  А. Агрунов,  Ф. Рокотов,  Д. Левицкий,  В. Боровиковский,  А. Г. Венецианов  О. Кипренский,  К. Брюллов,  А. Иванов,  Г. Угрюмов,  Ф. Толстой,  Ф. Бруни

Домашнее задание

Подготовить анализ картины художника – классицизма:

А. П. Лосенко А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Г. Венецианов О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, Г. Угрюмов, Ф. Толстой, Ф. Бруни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!