Изучаем Алгоритмику Мой КуМир
Работаем с процедурами
Повторяем фрагменты рисунка
Прямоугольник – основа рисунка
Исполнитель Чертёжник Работаем с процедурами
Работаем с процедурами
Задание 1. Составьте программу, по которой Чертёжник нарисует очки.
Обратите внимание на повторяющиеся элементы картинки.
В рисунке есть элементы, которые придётся рисовать дважды. Очки состоят из двух одинаковых линз и двух одинаковых дужек. В таких случаях применяют процедуры .
Воспользуемся методом последовательного уточнения , в программировании этот приём называют программированием сверху вниз .
Работаем с процедурами
При составлении главного алгоритма считаем, что у нас есть две процедуры:
Дужка (вещ х, у) и Линза (вещ х, у)
Параметры этих процедур — это координаты начальной точки, из которой будут рисоваться фрагменты рисунка.
использовать Чертежник
алг Очки
нач
. Дужка ( 1 , 3 )
. Дужка ( 10 , 3 )
. Линза ( 2 , 4 )
. Линза ( 7 , 4 )
. |. . . . . . .
кон
Работаем с процедурами
алг Дужка ( вещ x , y )
нач
. поднять перо
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( 4 , 2 )
. сместиться на вектор ( 1 , 0 )
. сместиться на вектор ( 0.5 , -0.5 )
кон
алг Линза ( вещ x , y )
нач
. поднять перо
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( 2 , 0 )
. сместиться на вектор ( 1 , -1 )
. сместиться на вектор ( 0 , -1 )
. сместиться на вектор ( -0.5 , -1 )
. сместиться на вектор ( -0.5 , -0.5 )
. сместиться на вектор ( -2 , 0 )
. сместиться на вектор ( -0.5 , 0.5 )
. сместиться на вектор ( -0.5 , 1 )
. сместиться на вектор ( 0 , 1 )
. сместиться на вектор ( 1 , 1 )
кон
Добавьте в главный алгоритм рисование недостающего элемента очков и соберите программу полностью.
Работаем с процедурами
Задание 2 . Составьте программу, по которой Чертёжник нарисует очки следующего вида.
Работаем с процедурами
Задание 3. Для рисования картинки ученик составил процедуру Пирамида . Напишите главную программу для рисования картинки.
алг Пирамида ( вещ x , y )
нач
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( 1 , 1.5 )
. сместиться на вектор ( -2 , 1 )
. сместиться на вектор ( -2 , -2 )
. сместиться на вектор ( 3 , -0.5 )
. сместиться на вектор ( -1 , 2.5 )
. поднять перо
кон
Работаем с процедурами
Задание 4. Для рисования картинки ученик составил процедуру Стрелка . Напишите главную программу для рисования картинки.
алг Стрелка ( вещ x , y )
нач
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( -1 , 0 )
. сместиться на вектор ( 1.5 , 1 )
. сместиться на вектор ( 1.5 , -1 )
. сместиться на вектор ( -1 , 0 )
. сместиться на вектор ( 0.5 , -2 )
. сместиться на вектор ( -2 , 0 )
. сместиться на вектор ( 0.5 , 2 )
. поднять перо
кон
Повторяем фрагменты рисунка
Задание 1. Для рисования картинки были составлены две процедуры. Определите, что будет нарисовано в результате исполнения каждой процедуры, и допишите заголовки к ним. Составьте программу, по которой Чертёжник нарисует картинку.
алг |. . . . . . . . .
нач
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( 1 , 0 )
. сместиться на вектор ( 0 , 2 )
. сместиться на вектор ( -1 , 0 )
. сместиться на вектор ( 0 , -2 )
. поднять перо
кон
алг |. . . . . . . . .
нач
. сместиться в точку ( x , y )
. опустить перо
. сместиться на вектор ( 1 , -1 )
. сместиться на вектор ( -2 , 0 )
. сместиться на вектор ( 1 , 1 )
. поднять перо
кон
Повторяем фрагменты рисунка
Задание 2. Для рисования картинки ученик составил процедуру Морковка . Допишите процедуру Морковка и составьте программу, по которой Чертёжник нарисует мечту зайца — морковный дождь над домом.
использовать Чертежник алг Рисунок нач . Морковка ( 2 , 1 )
. |. . . . . . . . . . . . . кон алг Морковка ( вещ x , y ) нач . поднять перо . сместиться в точку ( x , y ) . опустить перо . |. . . . . . . . . . . . . кон
Повторяем фрагменты рисунка
Задание 3. Для рисования картинки ученик составил процедуру Гриб . Допишите процедуру Гриб и составьте программу, по которой Чертёжник нарисует мечту ёжика — грибной дождь над домом.
использовать Чертежник алг Рисунок нач . Гриб ( 7 , 5 )
. |. . . . . . . . . . . . . кон алг Гриб ( вещ x , y ) нач . поднять перо . сместиться в точку ( x , y ) . опустить перо . |. . . . . . . . . . . . . кон
Прямоугольник – основа рисунка
Задание 1. Допишите строки процедуры для рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, по координатам левой верхней точки и длинам сторон прямоугольника.
использовать Чертежник алг Рисунок нач . Прямоугольник_1 ( 5 , 4 , 6 , 3 ) кон алг Прямоугольник_1 ( вещ x , y , a , b ) нач . поднять перо . сместиться в точку ( x , y ) . опустить перо . сместиться на вектор ( a , 0 ) . |. . . . . . . . . . . . . . кон
Прямоугольник – основа рисунка
Задание 2. Допишите строки процедуры для рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, по координатам диагонали прямоугольника.
использовать Чертежник алг Главный нач . Прямоугольник_2 ( 8 , 6.5 , 5.5 , 5 ) кон алг Прямоугольник_2 ( вещ x1 , y1 , x2 , y2 ) нач . поднять перо . сместиться в точку ( x1 , y1 ) . опустить перо . сместиться в точку ( x2 , y1 ) . |. . . . . . . . . . . . . . кон
Прямоугольник – основа рисунка
Задание 3. Чтобы нарисовать собаку, Чертёжник воспользовался процедурой Прямоугольник_1 из задания 1.
- Какой элемент рисунка будет нарисован по команде Прямоугольник_1 ( 5.5 , 5 , 5 , 3 ) ?
- Какой элемент рисунка будет нарисован по команде Прямоугольник_1 ( 10.5 , 5 , -5 , 3 ) ?
- Сколько раз надо вызвать процедуру Прямоугольник_1 , чтобы нарисовать собаку?
- Используя процедуру Прямоугольник_1 , составьте программу для рисования собаки.
Прямоугольник – основа рисунка
Задание 4. Чтобы нарисовать портфель, Чертёжник воспользовался процедурой Прямоугольник_2 из задания 2.
- Какой элемент рисунка будет нарисован по команде Прямоугольник_2 ( 5.5 , 6.5 , 8 , 5 ) ?
- Какой элемент рисунка будет нарисован по команде Прямоугольник_2 ( 8 , 6.5 , 5.5 , 5 ) ?
- Сколько раз надо вызвать процедуру Прямоугольник_2 , чтобы нарисовать портфель?
- Используя процедуру Прямоугольник_2 , составьте программу для рисования портфеля.
В презентации использованы материалы учебного пособия
Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы / Е. А. Мирончик, И. Д. Куклина, Л. Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.