СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему"Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психология конфликтного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему"Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды"»

  Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды

Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды

Психологическая дезадаптация   Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется: - в нарушении восприятия пространства и времени; - нарушениях памяти, внимания, мышления; - в проявлении необычных психических состояний; - выраженными вегетативными реакциями. Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

Психологическая дезадаптация

Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется:

- в нарушении восприятия пространства и времени;

- нарушениях памяти, внимания, мышления;

- в проявлении необычных психических состояний;

- выраженными вегетативными реакциями.

Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

Психические состояния  Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Психические состояния

Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Психические состояния Психические состояния:  - чувства; - настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.); - внимание (сосредоточенность, рассеянность); - воля (решительность, растерянность, собранность); - мышление (сомнения); - воображение (мечты) и т. д.

Психические состояния

Психические состояния:

- чувства;

- настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);

- внимание (сосредоточенность, рассеянность);

- воля (решительность, растерянность, собранность);

- мышление (сомнения);

- воображение (мечты) и т. д.

Дезадаптивные психические состояния Критерием , позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

Дезадаптивные психические состояния

Критерием , позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

Закон Йеркса-Додсона

Закон Йеркса-Додсона

Профилактика неблагоприятных  психических состояний  Основные механизмы:   Первый механизм связан с включением волевой регуляции;  Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;  Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

Профилактика неблагоприятных психических состояний

Основные механизмы:

Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

Виды конфликта Виды конфликта С участием человека Без участия человека Внутриличностные Социальные Межличностные Межгрупповые

Виды конфликта

Виды конфликта

С участием человека

Без участия человека

Внутриличностные

Социальные

Межличностные

Межгрупповые

Социальный конфликт Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающимися выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Социальный конфликт

Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающимися выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Конфликт Конфликт влияет на:  - психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников; - взаимоотношения оппонентов; - качество индивидуальной деятельности; - социально-психологический климат группы; - качество совместной деятельности.

Конфликт

Конфликт влияет на:

- психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

- взаимоотношения оппонентов;

- качество индивидуальной деятельности;

- социально-психологический климат группы;

- качество совместной деятельности.

Последствия конфликта Последствия конфликта Конструктивные Деструктивные

Последствия конфликта

Последствия

конфликта

Конструктивные

Деструктивные

Деструктивные последствия конфликта затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;  усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;  противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;  проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;  уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;  снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

Деструктивные последствия конфликта

  • затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;
  • усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;
  • противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;
  • проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;
  • уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;
  • снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.
Конструктивные последствия конфликта в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;  в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;  в эмоциональной разрядке;  в психологическом обновлении отношений;  в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Конструктивные последствия конфликта

  • в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;
  • в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;
  • в эмоциональной разрядке;
  • в психологическом обновлении отношений;
  • в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.
Структура конфликта  Структура конфликта Объективный уровень Субъективный уровень

Структура конфликта

Структура

конфликта

Объективный

уровень

Субъективный

уровень

Объективный уровень предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт; основные участники конфликта; второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживает основных участников конфликта; факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт; факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

Объективный уровень

  • предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;
  • основные участники конфликта;
  • второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживает основных участников конфликта;
  • факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;
  • факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.
Субъективный уровень образ конфликтной ситуации каждой из сторон;  потребности сторон;  опасения сторон;  позиции сторон;  актуальное психическое состояния участников конфликта;  индивидуально-психологические особенности участников.

Субъективный уровень

  • образ конфликтной ситуации каждой из сторон;
  • потребности сторон;
  • опасения сторон;
  • позиции сторон;
  • актуальное психическое состояния участников конфликта;
  • индивидуально-психологические особенности участников.
Карта конфликта Потребности стороны А Опасения стороны А Индивидуально-психологические особенности стороны А Актуальное психическое состояние стороны А Позиция стороны А Второстепенные участники А Сторона А конфликтогенные факторы Предмет конфликта конфликтогенные факторы Сторона Б Второстепенные участники Б Позиция стороны Б Актуальное психическое состояние стороны Б Индивидуально-психологические особенности стороны Б Потребности стороны Б  Опасения стороны Б

Карта конфликта

Потребности стороны А

Опасения стороны А

Индивидуально-психологические особенности стороны А

Актуальное психическое состояние стороны А

Позиция стороны А

Второстепенные участники А

Сторона А

конфликтогенные факторы

Предмет конфликта

конфликтогенные факторы

Сторона Б

Второстепенные участники Б

Позиция стороны Б

Актуальное психическое состояние стороны Б

Индивидуально-психологические особенности стороны Б

Потребности стороны Б

Опасения стороны Б

Причины конфликта Причины конфликта Объективны Социально- психологические  Личностные

Причины конфликта

Причины

конфликта

Объективны

Социально-

психологические

Личностные

Объективные причины 1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; 2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; 3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; 4.  Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Объективные причины

1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4. Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Социально-психологические  причины 1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; 2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей; 3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий; 4. Внутригрупповой фаворитизм; 5.  Атмосфера соревнования и конкуренции.

Социально-психологические причины

1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

4. Внутригрупповой фаворитизм;

5. Атмосфера соревнования и конкуренции.

Личностные причины 1. Высокая конфликтность; 2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее; 3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность; 4.  Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

Личностные причины

1. Высокая конфликтность;

2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

4. Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов Сторона А Сторона Б Соперничество Форма разрешения Соперничество Соперничество Уступка перерастание в другой конфликт Соперничество урегулирование Компромисс Соперничество Соперничество Соперничество урегулирование урегулирование Уход Компромисс Уступка затухание Компромисс урегулирование Компромисс урегулирование

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А

Сторона Б

Соперничество

Форма разрешения

Соперничество

Соперничество

Уступка

перерастание в другой конфликт

Соперничество

урегулирование

Компромисс

Соперничество

Соперничество

Соперничество

урегулирование

урегулирование

Уход

Компромисс

Уступка

затухание

Компромисс

урегулирование

Компромисс

урегулирование

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов Сторона А Сторона Б Компромисс Форма разрешения Сотрудничество Компромисс урегулирование Уход Уход затухание Уступка Уход Уход Сотрудничество затухание затухание Уход Уступка затухание Уступка Уступка урегулирование Сотрудничество Сотрудничество урегулирование Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А

Сторона Б

Компромисс

Форма разрешения

Сотрудничество

Компромисс

урегулирование

Уход

Уход

затухание

Уступка

Уход

Уход

Сотрудничество

затухание

затухание

Уход

Уступка

затухание

Уступка

Уступка

урегулирование

Сотрудничество

Сотрудничество

урегулирование

Сотрудничество

разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Стратегии поведения Стратегии поведения Соперничество (борьба, принуждение) Компромисс Уход Уступка Сотрудничество

Стратегии поведения

Стратегии поведения

Соперничество (борьба, принуждение)

Компромисс

Уход

Уступка

Сотрудничество

Динамика конфликта Этапы развития конфликта Развитие доконфликтной ситуации Развитие собственно конфликта Развитие послеконфликтной ситуации

Динамика конфликта

Этапы развития конфликта

Развитие доконфликтной ситуации

Развитие собственно конфликта

Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной  ситуации возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;  ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;  попытки разрешить неконфликтными способами;  начало предконфликтной ситуации.

Развитие доконфликтной ситуации

  • возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
  • ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
  • попытки разрешить неконфликтными способами;
  • начало предконфликтной ситуации.
Развитие собственно конфликта инцидент;  переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;  конфликтное взаимодействие;  попытки завершить конфликт;  завершение конфликта.

Развитие собственно конфликта

  • инцидент;
  • переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт;
  • завершение конфликта.
Развитие послеконфликтной ситуации частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;  полная нормализация взаимодействия.

Развитие послеконфликтной ситуации

  • частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • полная нормализация взаимодействия.
Основные этапы и фазы конфликтов

Основные этапы и фазы конфликтов

Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

Разрешение конфликтов с участием  третьей стороны Участие третьей стороны при разрешении конфликтов необходимо в тех случаях, когда разрешение конфликта невозможно на основе законодательных или иных нормативных актов и конфронтация не дает результатов, становится невыгодной или опасной для одной из сторон.

Разрешение конфликтов с участием третьей стороны

Участие третьей стороны при разрешении конфликтов необходимо в тех случаях, когда разрешение конфликта невозможно на основе законодательных или иных нормативных актов и конфронтация не дает результатов, становится невыгодной или опасной для одной из сторон.

Обращение к третьей стороне Стороны сами обращаются к третьей стороне когда:   объектом регулирования является затянувшийся конфликт;  стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;  по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;  одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санкций по отношению к оппоненту;  сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;  оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.

Обращение к третьей стороне

Стороны сами обращаются к третьей стороне когда:

  • объектом регулирования является затянувшийся конфликт;
  • стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
  • по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
  • одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санкций по отношению к оппоненту;
  • сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;
  • оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.
Вмешательство третьей стороны Самостоятельное вмешательство третьей стороны необходимо когда:  происходит опасное обострение событий, существует непосредственная угроза применения насилия;  одной из сторон массированно применяется насилие;  третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;  конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;  стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Вмешательство третьей стороны

Самостоятельное вмешательство третьей стороны необходимо когда:

  • происходит опасное обострение событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
  • одной из сторон массированно применяется насилие;
  • третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;
  • конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;
  • стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
Структура переговорного процесса Основные этапы Подготовка переговоров Работа с конфликтующими сторонами Контроль за соблюдением договоренностей

Структура переговорного процесса

Основные этапы

Подготовка переговоров

Работа с конфликтующими

сторонами

Контроль за соблюдением

договоренностей

Подготовка переговоров Подготовка переговоров Организационная  Содержательная  определение места и времени проведения переговоров;   согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов.  анализ конфликта;  определение возможных вариантов решения конфликта и оценка степени их приемлемости для всех участников;  подготовка предложений и оценка ресурсов для их реализации;  выбор тактики взаимодействия с оппонентами и стиля медиаторствам.

Подготовка переговоров

Подготовка переговоров

Организационная

Содержательная

  • определение места и времени проведения переговоров;
  • согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов.
  • анализ конфликта;
  • определение возможных вариантов решения конфликта и оценка степени их приемлемости для всех участников;
  • подготовка предложений и оценка ресурсов для их реализации;
  • выбор тактики взаимодействия с оппонентами и стиля медиаторствам.
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами 1. Тактика поочередного выслушивания;  2. Сделка; 3. Челночная дипломатия; 4. Давление на одного из оппонентов; 5. Директивное воздействие.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами

1. Тактика поочередного выслушивания;

2. Сделка;

3. Челночная дипломатия;

4. Давление на одного из оппонентов;

5. Директивное воздействие.

Стили медиаторства Стили медиаторства Высокоавторитарный Неавторитарный

Стили медиаторства

Стили

медиаторства

Высокоавторитарный

Неавторитарный

Высокоавторитарный стиль медиаторства Высокоавторитарный стиль медиаторства оптимален в случае:  быстро обостряющийся конфликта; когда одна из сторон явно неправа; когда конфликт протекает в экстремальных условиях; когда нет времени на детальное разбирательство; когда конфликт кратковременный и незначительный; когда конфликт происходит между участниками, разделенными несколькими ступеньками иерархической лестницы.

Высокоавторитарный стиль медиаторства

Высокоавторитарный стиль медиаторства оптимален в случае:

  • быстро обостряющийся конфликта;
  • когда одна из сторон явно неправа;
  • когда конфликт протекает в экстремальных условиях;
  • когда нет времени на детальное разбирательство;
  • когда конфликт кратковременный и незначительный;
  • когда конфликт происходит между участниками, разделенными несколькими ступеньками иерархической лестницы.
Высокоавторитарный стиль медиаторства Недостатки:  необходимость принятия решения побуждает медиатора к поиску «истины»; принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес медиатора; принятие решения медиатором закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения; решение проблемы медиатором затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта нет.

Высокоавторитарный стиль медиаторства

Недостатки:

  • необходимость принятия решения побуждает медиатора к поиску «истины»;
  • принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес медиатора;
  • принятие решения медиатором закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения;
  • решение проблемы медиатором затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта нет.
Неавторитарный стиль медиаторства Неавторитарный стиль медиаторства оптимален случаях, когда:  равны должностные статусы участников конфликта; существуют длительные и неприязненные взаимоотношения сторон; наличие у оппонентов навыков конструктивного общения; отсутствуют четкие критерии разрешения проблемы.

Неавторитарный стиль медиаторства

Неавторитарный стиль медиаторства оптимален случаях, когда:

  • равны должностные статусы участников конфликта;
  • существуют длительные и неприязненные взаимоотношения сторон;
  • наличие у оппонентов навыков конструктивного общения;
  • отсутствуют четкие критерии разрешения проблемы.
 Работа с конфликтующими  сторонами   На этом этапе медиатор старается снизить эмоциональную напряженность оппонентов, снять обвинения сторон в адрес друг друга, заинтересовать стороны в необходимости разрешения конфликта.

Работа с конфликтующими сторонами

На этом этапе медиатор старается снизить эмоциональную напряженность оппонентов, снять обвинения сторон в адрес друг друга, заинтересовать стороны в необходимости разрешения конфликта.

Работа с конфликтующими  сторонами Три фазы Определение позиций Обсуждение Соглашение

Работа с конфликтующими сторонами

Три фазы

Определение позиций

Обсуждение

Соглашение

Стратегии ведения переговорного процесса 1. Позиционный торг , ориентированный на конфронтационный тип поведения. Недостатки: приводит к соглашениям в малой степени отвечающим интересам сторон; может вести к ухудшению отношений сторон; чем больше число сторон, тем больше вероятность усугубления ситуации; чем больше длительность, тем выше вероятность срыва переговоров; действия участников направлены друг на друга, а не решение проблемы; стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях; чем больше сторон, тем меньше эффективность. 2. Переговоры на основе взаимного учета интересов , сотрудничающий тип поведения

Стратегии ведения переговорного процесса

1. Позиционный торг , ориентированный на конфронтационный тип поведения.

Недостатки:

  • приводит к соглашениям в малой степени отвечающим интересам сторон;
  • может вести к ухудшению отношений сторон;
  • чем больше число сторон, тем больше вероятность усугубления ситуации;
  • чем больше длительность, тем выше вероятность срыва переговоров;
  • действия участников направлены друг на друга, а не решение проблемы;
  • стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях;
  • чем больше сторон, тем меньше эффективность.

2. Переговоры на основе взаимного учета интересов , сотрудничающий тип поведения

Показатели успешности переговоров Если обе стороны высоко оценивают их итоги;  Степень решения проблем;  Выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.

Показатели успешности переговоров

  • Если обе стороны высоко оценивают их итоги;
  • Степень решения проблем;
  • Выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.
   Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!