Тема урока № 6 Федоскинская
лаковая
живопись
Федо́скинская миниатю́ра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, сложившийся в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино.
Первое производство возникло в 1795 году, когда купец Коробов П. И. организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство – производство лакированных армейских козырьков.
Через три года Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше.
Завёл на своей фабрике изготовление, популярных в то время, табакерок для нюхательного табака, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.
Во второй четвер-ти 19 века таба-керки, бисерни-цы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными в классической жи-вописной манере.
Шкатулочка времен Коробова
ТЕХНОЛОГИЯ
Будущие шедевры изготавливаются из картона, но обязательно древесного
Листы картона нарезают про-дольными лента-ми и промазыва-ют мучным клейстером, таким образом получается папье-маше. Затем заготовку обматывают вокруг болванки и кладут под пресс.
После этого «полуфабрикат» несколько дней проваривают в сосуде с льняным маслом.
Далее – почти двухнедельная сушка, в результате которой папье-маше становится крепче дерева.
На следующем этапе мастера придают изделию нужную форму, грунтуют, шпаклюют, врезают шарниры.
После традиционного для федоскинских изделий покрытия черным лаком снаружи и красным внутри, вещь попадает к художнику.
ТЕХНИКА
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три- четыре слоя:
-Замалёвок (общий набросок композиции);
- Пропись или перемалёвок (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками);
- Бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).
Поверхность изделия покрывается грунтом, если того требует задумка, наносится сусальное золото или пластины перламутра и выполняется замалёвок
Перемалёвок
и
лессировка
Бликовка
В конце изделие покрывают десятью слоями бесцветного лака и полируют по специальной технологии.
Федоскинскими мастерами используется так же «письмо по сквозному» , когда на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал –металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра.
Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
«Письмо по сквозному»
Виды декорирования федоскинских изделий:
-скань (узор из мелких чеканных металлических элементов),
-цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей),
-роспись под черепашку ,
-рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями),
-имитация малахита, красного дерева .
Тематика федоскинской миниатюры:
-портреты;
-пейзажи;
-копии известных полотен;
-бытовые сцены;
-сказки, былины, и др.
Портреты
Портрет Волконской
Портреты
Пейзажи
Пейзажи
Копии
Копии
Портрет Лопухиной
Бытовые сцены
Бытовые сцены
Бытовые сцены
Сказки
Сказки
Сказки
Сказки
Сказки
Сказки
Сказки
Современные тенденции