Земское образование в Липецком крае в пореформенный период ( на примере Елецкого уезда)
« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н.Толстой Исследование – это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Поэтому мы решили попробовать свои силы в исследовательской работе.
Актуальность темы.
В настоящее время сведения по истории можно почерпнуть из учебников на уроках истории, в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п. Одним из самых часто используемых источников знаний, к которым прибегают люди, в последнее время стал Интернет. Но, как показала практика, представленная там информация, часто бывает недостоверной и неполной. Поэтому было бы более правильно настоящим исследователям, которые заинтересованы в получении подлинных знаний, обратиться к первоисточникам, которые в большинстве случаев хранятся в архивах. Именно результат работы с архивными материалами является ценным с исторической и научной точки зрения.
Объектом исследования являются исторические материалы и архивные документы (Списки земских училищ и учащихся Елецкого уезда 1912г.; Постановление сельских сходов о финансировании земских школ, 1911-1912гг; Переписка с губернской земской управой о назначении и перемещении учителей и др.) о земских школах в нашем крае в конце XIX – начале XX века.
Предметом исследования является деятельность земских начальных школ на территории Елецкого и Липецких уездов в 1870-е-1914гг.
Цель работы : изучение организации и деятельности земских школ, развитие образования в Елецком и Липецком уездах.
Задачи :
- познакомиться с литературой по деятельности земских школ в нашем крае в конце 19-начале 20 века;
- расширить знания по истории родного края;
- получить новые знания по истории;
- совершенствовать навыки работы с письменными источниками.
Методы исследования . Методологической основой исследовательской работы стали принципы историзма и научной объективности, позволившие провести достоверный анализ собранной информации. Из специальных методов исследования в данной работе использовались: аналитический, статистический, сравнительный.
Практическая значимость работы : Материалы данной исследовательской работы могут быть широко использованы на уроках истории при изучении тем, связанных с изучением истории родного края в конце 19-начале 20 века.
Земская школа (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения ) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ.
Учебный год и расписание
Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на Святки , Страстную и Святую недели . Таким образом, реальная продолжительность учёбы была не более шести месяцев; с учётом воскресений и различных праздников, в сельских школах было около 125 учебных дней в году (хотя официально считалось 150). Родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети неодновременно приступали к учёбе и так же неодновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Земскую школу иногда иронически называли «трёхзимней».
Возраст учеников, соотношение мальчиков и девочек .
Оптимальный возраст для начала учёбы в земской школе определился не сразу. Министерство народного просвещения предписывало принимать в школу детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. В то же время дети старше тринадцати лет в крестьянском хозяйстве считались уже настолько полезными работниками, что родители не были готовы отпускать их в школу даже зимой. Таким образом, в сельской школе с трёхлетним обучением оказались смешаны дети шести годовых возрастов — 8—13 лет. Учителя предпочитали более старших школьников, считая, что дети семи лет вообще не годятся для обучения, а дети 8—9 лет плохо усваивают программу; крестьяне же считали, что чем ранее ребёнок окончит школу, тем более пользы он принесёт в хозяйстве .
Народные учителя.
Преподавать в начальных народных школах могли как мужчины, так и женщины; профессия народного учителя стала первой массовой интеллигентной профессией, доступной для женщин на равных правах с мужчинами. Учителя могли быть только православного исповедания
Земские школы в Липецком уезде.
23 марта 1872 года Председатель Липецкого уездного училищного совета Н.М. Калинин препроводил в Липецкую уездную земскую управу акты об открытии четырёх сельских начальных училищ с просьбой о выделении денег на их содержание (333 руб. на одну треть года). Училища открывались в Дикенской слободе и в
с. Сырском - 29 февраля, в с. Яблоновцах - 6 марта, в с. Вешаловке (Знаменское тож) - 12 марта. В этот список внесено и существовавшее с 1846 года училище в с. Таволжанка. Кроме того, ранее были открыты училища в с. Шехмани (1863), в с. Больше-Избердей (1843) (ныне это Петровский район Тамбовской области). Во второй половине 1872 года список пополнился открытыми училищами в следующих сёлах: Грязи и Фащевка - 30 августа, Двуречки - 29 августа, Сошки - 29 августа, Карамышево - 15 октября, Сокольское - 26 октября. Таким образом, в 1872 году в Липецком уезде действовало 13 сельских народных училищ на основании Положения о начальных народных училищах 1864 года. После Высочайше утверждённого Положения о начальных народных училищах от 25 мая 1874 года сельские училища действовали в соответствии с этим нормативным документом.
Земские школы в Елецком уезде.
В 80-е годы XIX столетия связи с увеличением количества школ наблюдался заметный рост грамотного населения ( в 1878-1888 увеличился с 19,4% до 30,3%). К 1-му сентября 1910г. Елецком уезде было 128 начальных земских училищ, ещё было открыто в течение года 23. Всего функционировало 151 училище. Здания, занимавшиеся этими училищами, принадлежали: Елецкому земству – 10, сельским обществам – 21, церквям – 4, частным лицам – 34, передано земству сельскими обществами – 81 и приходскому попечительству – 1.
«Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг»
На постройку Каменского второго училища израсходовано сельским обществом 1650руб. и выделено земством ссуды 1000 руб. Общее число школьных помещений 128.
На одну школу выделялось-
50 руб.- количество школ 7
75-100 руб. -25 школ
100-125 руб.- 8 школ
125-150 руб.-10 школ
150-175 руб.- 3 школы
175-200 руб. -6 школ
200-225 руб.-2 школы
225-250 руб.- 1 школа
250-275 руб.-1 школа Всего 117 школ получили помощь.
Отсюда видно, что финансирование школ происходило не только Министерством образования, но и сельскими обществами и земствами.
Работали школы по – разному. В одних школах выпускники успешно сдавали экзамены и получали похвальные листы и награды, другие плохо справлялись с задачами обучения. Это видно по отчетам, например, «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-1877гг»
46 училищ, в 5 учение было столь не успешно, что можно считать, что учения не было.
На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908»
Мы составили сравнительную таблицу:
На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908»
Мы составили сравнительную таблицу:
Линии сравнения
1875-1876гг.
Всего сельских училищ
50
1895-1896гг.
Всего учащихся
1908-1909гг.
92
Мальчиков – 2180
Девочек – 127
Всего - 2307
Всего учителей
117
42
Мальчиков – 5353
Девочек – 1162
Всего - 6515
Мальчиков -11305
Девочек – 3191
Всего - 14496
115
Заключение
Данная исследовательская работа была направлена на изучение деятельности земских школ в Елецком и Липецком уездах с 1870-х по 1914г и роли земств в их открытии.
В ходе работы мы обратились к архивным документам Липецкого областного архива. Мы работали с отчетами земских управ о содержании, открытии , финансировании земских школ, с отчетами о состоянии народных училищ Елецкого уезда.
Главная наша цель – расширить знания о деятельности земских школ на территории Липецкого края.
По итогам работы сделали следующие выводы:
литература, использованная при написании исследовательской работы, дает четкое представление о деятельности земских училищ
2) в процессе работы с историческими документами формируется умение анализировать исторический материал;
3) изучение архивных материалов способствует развитию интереса к истории родного края.
Исследовательская работа позволит сделать изучение истории России более интересной.
Литература
- Материалы «Государственного архива Липецкой области»:
- Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875—1876гг
- Расходный бухгалтерский журнал земских управ, о содержании земских школ 1892-1893гг
- Сообщение Управы очередному уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1895-1896гг. Елец , типография А.А.Слонской , 1896г
- Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг.
- Глазатова Е. Школа стала их единственным домом: образование В России в эпоху Великих реформ (о деятельности и соц. положении народных учителей Липецкого уезда во второй половине XIX в.- нач. XX) , Липецкая газета – 2011.- 3 июня.-с.4
- Виленский М. Липецкий уезд ( вт. Ч. – стат. Данные об учеб. заведениях в 1909 году) // Липецкая энциклопедия. Т.2.- Липецк , 2000.- с. 284-286.
- Ресурсы интернета: http:// ru.wikipedia.org
«Сделайте трудное привычным, привычное легким, а легкое приятным».
Аристотель