СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Из истории Липецкого края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию на тему "Из истории Липецкого края" можно использовать на занятиях внеурочной деятельностью, уроках краеведения, часах общения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Из истории Липецкого края"»

   Земское образование в Липецком крае в пореформенный период ( на примере Елецкого уезда)

Земское образование в Липецком крае в пореформенный период ( на примере Елецкого уезда)

 « Если человек в школе не научится творить,  то и в жизни он будет только подражать и копировать».  Л.Н.Толстой                Исследование – это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Поэтому мы решили попробовать свои силы в исследовательской работе.

« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».  Л.Н.Толстой           Исследование – это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Поэтому мы решили попробовать свои силы в исследовательской работе.

Актуальность темы.  В настоящее время сведения по истории можно почерпнуть из учебников на уроках истории, в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п. Одним из самых часто используемых источников знаний, к которым прибегают люди, в последнее время стал Интернет. Но, как показала практика, представленная там информация, часто бывает недостоверной и неполной. Поэтому было бы более правильно настоящим исследователям, которые заинтересованы в получении подлинных знаний, обратиться к первоисточникам, которые в большинстве случаев хранятся в архивах. Именно результат работы с архивными материалами является ценным с исторической и научной точки зрения.

Актуальность темы.

В настоящее время сведения по истории можно почерпнуть из учебников на уроках истории, в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п. Одним из самых часто используемых источников знаний, к которым прибегают люди, в последнее время стал Интернет. Но, как показала практика, представленная там информация, часто бывает недостоверной и неполной. Поэтому было бы более правильно настоящим исследователям, которые заинтересованы в получении подлинных знаний, обратиться к первоисточникам, которые в большинстве случаев хранятся в архивах. Именно результат работы с архивными материалами является ценным с исторической и научной точки зрения.

 Объектом исследования являются исторические материалы и архивные документы (Списки земских училищ и учащихся Елецкого уезда 1912г.; Постановление сельских сходов о финансировании земских школ, 1911-1912гг; Переписка с губернской земской управой о назначении и перемещении учителей и др.) о земских школах в нашем крае в конце XIX – начале XX века. Предметом исследования является деятельность земских начальных школ на территории Елецкого и Липецких уездов в 1870-е-1914гг. Цель работы : изучение организации и деятельности земских школ, развитие образования в Елецком и Липецком уездах. Задачи :  - познакомиться с литературой по деятельности земских школ в нашем крае в конце 19-начале 20 века; - расширить знания по истории родного края; - получить новые знания по истории; - совершенствовать навыки работы с письменными источниками.

Объектом исследования являются исторические материалы и архивные документы (Списки земских училищ и учащихся Елецкого уезда 1912г.; Постановление сельских сходов о финансировании земских школ, 1911-1912гг; Переписка с губернской земской управой о назначении и перемещении учителей и др.) о земских школах в нашем крае в конце XIX – начале XX века.

Предметом исследования является деятельность земских начальных школ на территории Елецкого и Липецких уездов в 1870-е-1914гг.

Цель работы : изучение организации и деятельности земских школ, развитие образования в Елецком и Липецком уездах.

Задачи :

- познакомиться с литературой по деятельности земских школ в нашем крае в конце 19-начале 20 века;

- расширить знания по истории родного края;

- получить новые знания по истории;

- совершенствовать навыки работы с письменными источниками.

Методы исследования . Методологической основой  исследовательской работы стали принципы историзма и научной объективности, позволившие провести достоверный анализ собранной информации. Из специальных методов исследования в данной работе использовались: аналитический, статистический, сравнительный. Практическая значимость работы : Материалы данной исследовательской работы могут быть широко использованы на уроках истории при изучении тем, связанных с изучением истории родного края в конце 19-начале 20 века.

Методы исследования . Методологической основой исследовательской работы стали принципы историзма и научной объективности, позволившие провести достоверный анализ собранной информации. Из специальных методов исследования в данной работе использовались: аналитический, статистический, сравнительный.

Практическая значимость работы : Материалы данной исследовательской работы могут быть широко использованы на уроках истории при изучении тем, связанных с изучением истории родного края в конце 19-начале 20 века.

Земская школа  (полное официальное название —  одноклассное народное училище ведомства  Министерства народного просвещения ) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Земская школа  (полное официальное название —  одноклассное народное училище ведомства  Министерства народного просвещения ) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ.

В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ.

Учебный год и расписание  Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на  Святки ,  Страстную  и  Святую недели . Таким образом, реальная продолжительность учёбы была не более шести месяцев; с учётом воскресений и различных праздников, в сельских школах было около 125 учебных дней в году (хотя официально считалось 150). Родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети неодновременно приступали к учёбе и так же неодновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Земскую школу иногда иронически называли «трёхзимней».

Учебный год и расписание

Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на  СвяткиСтрастную  и  Святую недели . Таким образом, реальная продолжительность учёбы была не более шести месяцев; с учётом воскресений и различных праздников, в сельских школах было около 125 учебных дней в году (хотя официально считалось 150). Родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети неодновременно приступали к учёбе и так же неодновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Земскую школу иногда иронически называли «трёхзимней».

 Возраст учеников, соотношение мальчиков и девочек . Оптимальный возраст для начала учёбы в земской школе определился не сразу. Министерство народного просвещения предписывало принимать в школу детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. В то же время дети старше тринадцати лет в крестьянском хозяйстве считались уже настолько полезными работниками, что родители не были готовы отпускать их в школу даже зимой. Таким образом, в сельской школе с трёхлетним обучением оказались смешаны дети шести годовых возрастов — 8—13 лет. Учителя предпочитали более старших школьников, считая, что дети семи лет вообще не годятся для обучения, а дети 8—9 лет плохо усваивают программу; крестьяне же считали, что чем ранее ребёнок окончит школу, тем более пользы он принесёт в хозяйстве .

Возраст учеников, соотношение мальчиков и девочек .

Оптимальный возраст для начала учёбы в земской школе определился не сразу. Министерство народного просвещения предписывало принимать в школу детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. В то же время дети старше тринадцати лет в крестьянском хозяйстве считались уже настолько полезными работниками, что родители не были готовы отпускать их в школу даже зимой. Таким образом, в сельской школе с трёхлетним обучением оказались смешаны дети шести годовых возрастов — 8—13 лет. Учителя предпочитали более старших школьников, считая, что дети семи лет вообще не годятся для обучения, а дети 8—9 лет плохо усваивают программу; крестьяне же считали, что чем ранее ребёнок окончит школу, тем более пользы он принесёт в хозяйстве .

Народные учителя. Преподавать в начальных народных школах могли как мужчины, так и женщины; профессия народного учителя стала первой массовой интеллигентной профессией, доступной для женщин на равных правах с мужчинами. Учителя могли быть только православного исповедания

Народные учителя.

Преподавать в начальных народных школах могли как мужчины, так и женщины; профессия народного учителя стала первой массовой интеллигентной профессией, доступной для женщин на равных правах с мужчинами. Учителя могли быть только православного исповедания

Земские школы в Липецком уезде.

23 марта 1872 года  Председатель Липецкого уездного училищного совета Н.М. Калинин препроводил в Липецкую уездную земскую управу акты об открытии четырёх сельских начальных училищ с просьбой о выделении денег на их содержание (333 руб. на одну треть года). Училища открывались  в Дикенской слободе и в

с. Сырском - 29 февраля, в с. Яблоновцах - 6 марта, в с. Вешаловке (Знаменское тож) - 12 марта. В этот список внесено и существовавшее с 1846 года  училище в с. Таволжанка. Кроме того, ранее были открыты училища в с. Шехмани (1863),  в с. Больше-Избердей (1843) (ныне это Петровский район Тамбовской области). Во второй половине 1872 года список  пополнился открытыми училищами в следующих сёлах: Грязи и Фащевка - 30 августа, Двуречки - 29 августа, Сошки - 29 августа, Карамышево - 15 октября, Сокольское - 26 октября. Таким образом,  в 1872 году в Липецком уезде действовало 13 сельских народных училищ на основании Положения о начальных народных училищах 1864 года. После Высочайше утверждённого Положения о начальных народных училищах от 25 мая 1874 года сельские училища действовали в соответствии с этим нормативным документом.

Земские школы в Елецком уезде.  В 80-е годы XIX столетия связи с увеличением количества школ наблюдался заметный рост грамотного населения ( в 1878-1888 увеличился с 19,4% до 30,3%). К 1-му сентября 1910г. Елецком уезде было 128 начальных земских училищ, ещё было открыто в течение года 23. Всего функционировало 151 училище. Здания, занимавшиеся этими училищами, принадлежали: Елецкому земству – 10, сельским обществам – 21, церквям – 4, частным лицам – 34, передано земству сельскими обществами – 81 и приходскому попечительству – 1.

Земские школы в Елецком уезде.

В 80-е годы XIX столетия связи с увеличением количества школ наблюдался заметный рост грамотного населения ( в 1878-1888 увеличился с 19,4% до 30,3%). К 1-му сентября 1910г. Елецком уезде было 128 начальных земских училищ, ещё было открыто в течение года 23. Всего функционировало 151 училище. Здания, занимавшиеся этими училищами, принадлежали: Елецкому земству – 10, сельским обществам – 21, церквям – 4, частным лицам – 34, передано земству сельскими обществами – 81 и приходскому попечительству – 1.

«Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг» На постройку Каменского второго училища израсходовано сельским обществом 1650руб. и выделено земством ссуды 1000 руб. Общее число школьных помещений 128. На одну школу выделялось- 50 руб.- количество школ 7 75-100 руб. -25 школ 100-125 руб.- 8 школ 125-150 руб.-10 школ 150-175 руб.- 3 школы 175-200 руб. -6 школ 200-225 руб.-2 школы 225-250 руб.- 1 школа 250-275 руб.-1 школа Всего 117 школ получили помощь. Отсюда видно, что финансирование школ происходило не только Министерством образования, но и сельскими обществами и земствами. Работали школы по – разному. В одних школах выпускники успешно сдавали экзамены и получали похвальные листы и награды, другие плохо справлялись с задачами обучения. Это видно по отчетам, например, «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-1877гг» 46 училищ, в 5 учение было столь не успешно, что можно считать, что учения не было.  На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908» Мы составили сравнительную таблицу:

«Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг»

На постройку Каменского второго училища израсходовано сельским обществом 1650руб. и выделено земством ссуды 1000 руб. Общее число школьных помещений 128.

На одну школу выделялось-

50 руб.- количество школ 7

75-100 руб. -25 школ

100-125 руб.- 8 школ

125-150 руб.-10 школ

150-175 руб.- 3 школы

175-200 руб. -6 школ

200-225 руб.-2 школы

225-250 руб.- 1 школа

250-275 руб.-1 школа Всего 117 школ получили помощь.

Отсюда видно, что финансирование школ происходило не только Министерством образования, но и сельскими обществами и земствами.

Работали школы по – разному. В одних школах выпускники успешно сдавали экзамены и получали похвальные листы и награды, другие плохо справлялись с задачами обучения. Это видно по отчетам, например, «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-1877гг»

46 училищ, в 5 учение было столь не успешно, что можно считать, что учения не было.

На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908»

Мы составили сравнительную таблицу:

На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908» Мы составили сравнительную таблицу: Линии сравнения 1875-1876гг. Всего сельских училищ 50 1895-1896гг. Всего учащихся 1908-1909гг. 92 Мальчиков – 2180 Девочек – 127 Всего - 2307 Всего учителей 117 42 Мальчиков – 5353 Девочек – 1162 Всего - 6515 Мальчиков -11305 Девочек – 3191 Всего - 14496 115

На основе « Отчетов о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1908»

Мы составили сравнительную таблицу:

Линии сравнения

1875-1876гг.

Всего сельских училищ

50

1895-1896гг.

Всего учащихся

1908-1909гг.

92

Мальчиков – 2180

Девочек – 127

Всего - 2307

Всего учителей

117

42

Мальчиков – 5353

Девочек – 1162

Всего - 6515

Мальчиков -11305

Девочек – 3191

Всего - 14496

115

Заключение Данная исследовательская работа была направлена на изучение деятельности земских школ в Елецком и Липецком уездах с 1870-х по 1914г и роли земств в их открытии. В ходе работы мы обратились к архивным документам Липецкого областного архива. Мы работали с отчетами земских управ о содержании, открытии , финансировании земских школ, с отчетами о состоянии народных училищ Елецкого уезда. Главная наша цель – расширить знания о деятельности земских школ на территории Липецкого края. По итогам работы сделали следующие выводы: литература, использованная при написании исследовательской работы, дает четкое представление о деятельности земских училищ  2) в процессе работы с историческими документами формируется умение анализировать исторический материал;  3) изучение архивных материалов способствует развитию интереса к истории родного края. Исследовательская работа позволит сделать изучение истории России более интересной.  

Заключение

Данная исследовательская работа была направлена на изучение деятельности земских школ в Елецком и Липецком уездах с 1870-х по 1914г и роли земств в их открытии.

В ходе работы мы обратились к архивным документам Липецкого областного архива. Мы работали с отчетами земских управ о содержании, открытии , финансировании земских школ, с отчетами о состоянии народных училищ Елецкого уезда.

Главная наша цель – расширить знания о деятельности земских школ на территории Липецкого края.

По итогам работы сделали следующие выводы:

литература, использованная при написании исследовательской работы, дает четкое представление о деятельности земских училищ

2) в процессе работы с историческими документами формируется умение анализировать исторический материал;

3) изучение архивных материалов способствует развитию интереса к истории родного края.

Исследовательская работа позволит сделать изучение истории России более интересной.

 

Литература Материалы «Государственного архива Липецкой области»:  Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875—1876гг Расходный бухгалтерский журнал земских управ, о содержании земских школ 1892-1893гг Сообщение Управы очередному уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1895-1896гг. Елец , типография А.А.Слонской , 1896г Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг. Глазатова Е. Школа стала их единственным домом: образование В России в эпоху Великих реформ (о деятельности и соц. положении народных учителей Липецкого уезда во второй половине XIX в.- нач. XX) , Липецкая газета – 2011.- 3 июня.-с.4 Виленский М.  Липецкий уезд ( вт. Ч. – стат. Данные об учеб. заведениях в 1909 году) // Липецкая энциклопедия. Т.2.- Липецк , 2000.- с. 284-286. Ресурсы интернета: http:// ru.wikipedia.org

Литература

  • Материалы «Государственного архива Липецкой области»:
  • Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875—1876гг
  • Расходный бухгалтерский журнал земских управ, о содержании земских школ 1892-1893гг
  • Сообщение Управы очередному уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1895-1896гг. Елец , типография А.А.Слонской , 1896г
  • Сообщение Управы XIV очередному Елецкому уездному Земскому собранию о состоянии начальных училищ Елецкого уезда за 1908-1909гг.
  • Глазатова Е. Школа стала их единственным домом: образование В России в эпоху Великих реформ (о деятельности и соц. положении народных учителей Липецкого уезда во второй половине XIX в.- нач. XX) , Липецкая газета – 2011.- 3 июня.-с.4
  • Виленский М. Липецкий уезд ( вт. Ч. – стат. Данные об учеб. заведениях в 1909 году) // Липецкая энциклопедия. Т.2.- Липецк , 2000.- с. 284-286.
  • Ресурсы интернета: http:// ru.wikipedia.org
 «Сделайте трудное привычным, привычное легким, а легкое приятным».  Аристотель

«Сделайте трудное привычным, привычное легким, а легкое приятным».

Аристотель


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!